Общность линейного и полилинейного подходов к культурно-историческому развитию человечества | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №11 (63) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Рыбаков, А. И. Общность линейного и полилинейного подходов к культурно-историческому развитию человечества / А. И. Рыбаков, С. А. Карасёва. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 11 (63). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/young/archive/63/3274/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова: культура, магистраль и пространственно-историческая область культурного развития, этноцентризм, ксенофобия, культурно-исторические типы, диалог культур, культурные универсалии.

Существует множество теорий, объясняющих развитие человеческого общества. Их делят на два альтернативных подхода, два взгляда на то, как развивается та или иная культура — линейный и полилинейный.

Первый подразумевает единый сценарий развития всех культур и народов. Двигаясь по магистрали культурного развития народы, участвуют в своеобразной гонке. Кто-то оказывается в авангарде, кто-то отстаёт. Отставшие должны следовать примеру фаворитов для того, чтобы достигнуть уровня их развития, так как фавориты — это эталон, которому необходимо соответствовать для дальнейшего процветания. Несмотря на то, что народам, следующим за фаворитами, проще идти по проторенному пути, избегая ошибок, зная как нужно действовать, данная концепция имеет существенный недостаток. Страны-лидеры, подчеркивая свою исключительность, провозглашают этноцентризм. Данная категория подразумевает превосходство одной культуры над другими, даёт почву для проявления неуважения к культурным ценностям других народов, навязывает нормы поведения, устанавливает критерии, по которым определяется «что такое хорошо, а что такое плохо». Но у каждого народа существует своя система оценок и норм поведения. Норвежский путешественник Тур Хейердал в разговоре с вождем одного из новозеландских племен осудил обычай съедать врагов, убитых на войне, в свою очередь вождь ужаснулся тому, что соплеменники Хейердала таковых врагов закапывают в землю. Данный пример наглядно иллюстрируют несостоятельность линейного подхода как единственно приемлемого.

Второй подход провозглашает идею самостийности возникновения культур в процессе развития человеческого общества. В контексте данной концепции речь идет уже не о магистрали, а о пространственно-исторической области, на территории которой рождаются, расцветают и увядают уникальные, самоценные культуры, некоторые из которых умирая, передают часть своих знаний, ценностей другой, только начинающей свой путь культуре, так например, западная или германо-романская культура является преемницей римской цивилизации, которая, в свою очередь, многим обязаны греческой. Отрицая универсальность культурно-исторического развития человеческого общества полилинейный подход подчеркивает самобытность культур, предполагает способность каждой культуры развиваться по своему, единственно подходящему ей, уникальному сценарию. Но здесь, также как и в линейном подходе, кроется опаснейший недостаток, а именно: как говорит пословица «Всяк кулик своё болото хвалит». Возникает ситуация отсутствия взаимопонимания между культурами, что в свою очередь влечет к распространению ксенофобии, неприязненному отношению ко всему «чужому», не укладывающемуся в принятую систему ценностей. История знает тому немало примеров. Это и «охота на ведьм» в средневековой Европе, и идеология нацизма, повлекшая уничтожение миллионов евреев и славян, и религиозные войны. Именно ужасы противостояния католиков и протестантов подвигли Вольтера еще в 1763 году написать «Трактат о веротерпимости». Проявив гражданское мужество, Вольтер стал предтечей осмысления выдвинутого в XX веке М. С. Каганом тезиса о культурном единстве человечества, «многомерном диалоге» культур. Парадокс заключается в том, что, в современных реалиях, для сохранения своей уникальности, самобытности необходимо участие в этом диалоге, иначе отстанешь от общего развития, впадёшь в застой и погибнешь.

Несхожесть и недостатки подходов, и линейного со своим образцом для всех и вся, и полилинейного с зацикливанием и замыканием на себя как самого лучшего для данных условий существования нивелируются в теориях выдающихся мыслителей. Н. Я. Данилевский вводит понятие «культурно-исторические типы» развития разных народов и утверждает, что цивилизация не передаётся от одного культурно-исторического типа к другому, но может на него воздействовать. Применяя агрономические категории, Данилевский один из вариантов взаимодействия культур называет «почвенное удобрение», когда результаты развития одной цивилизации в науке, искусстве, промышленности перенимаются другой без сопротивления и с сохранением своих достижений.

Общность линейного и полилинейного подходов культурно-исторического развития человечества доказывает такой факт как существование культурных универсалий. Культурные универсалии — это язык, изготовление орудий труда, сексуальные запреты, танцы, мифы, обычаи гостеприимства. Это нравственные ценности — доброта, трудолюбие, уважение к материнству, забота о детях, любовь, дружба, мужество. И хотя плуту жить легче и проще, тем не менее порядочность, благородство, милосердие остаются общепризнанными духовными ценностями и никому не нравится слыть подлецом. Нет в мире ни одной культуры, где бы не отмечались три важнейшие события жизненного пути человека: рождение, бракосочетание, смерть. Культурные универсалии как золотая нить, на которую как бусинки насаживаются культуры разных эпох и народов, и пространственно-историческая область культурного развития, пронизана этой нитью.

Таким образом, два альтернативных подхода — линейный и полилинейный становятся альтернативными лишь относительно. В действительности они самоценны и дополняют друг друга.

Литература:

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа — 2011.
  2. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры — 2003.
  3. Кармин А. С. Культурология. Краткий курс — 2003.
  4. Франсуа-Мари Друэ Вольтер Трактат о терпимости. — [Элект. ресурс] — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=665444&p=1&ysclid=lazh2d3i1r37652077
  5. Современная культурная ситуация. — [Элект. ресурс] — Режим доступа: https://studopedia.su/14_82135_sovremennaya-kulturnaya-situatsiya.html
  6. Альтернатива: «Однолинейность или полилинейность». — [Элект. ресурс] — Режим доступа: https://studopedia.org/7–47551.html


Ключевые слова

культура, диалог культур, ксенофобия, культурные универсалии, магистраль и пространственно-историческая область культур-ного развития, этноцентризм, культурно-исторические типы
Задать вопрос