Менеджмент в Казахстане для российских компаний: приспособиться или прорываться? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №11 (63) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Аленчинов, Д. Ж. Менеджмент в Казахстане для российских компаний: приспособиться или прорываться? / Д. Ж. Аленчинов, Е. А. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 11 (63). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/63/3273/ (дата обращения: 04.05.2024).



На сегодняшний день актуальной проблемой экономики Казахстана является её зависимость от импорта товара и зарубежных инвестиций. В связи с чем у зарубежных компаний, и особенно российских, складываются благоприятные условия для развития их деятельности на территории Казахстана. По данной теме возникают насущные вопросы: Каковы экономические отношения между Россией и Казахстаном в наше время? Как организовать продвижение товара и компаний в условиях казахстанского рынка? Приспособиться ли к существующим экономическим реалиям, или же «прорываться», предлагая новые механизмы управления производственными и торговыми процессами?

В этой статье мы поговорим о взаимодействии российских и казахстанских компаний в экономическом пространстве и какой путь необходимо выбрать российским компаниям.

Ключевые слова: экономика, менеджмент, маркетинг, импорт, экспорт, инвестиции, предприятия, управление, экономические отношения, бизнес.

По данным центра деловой информации Kapital.kz товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС за 8 месяцев 2022 года составил 17,3 млрд. долларов [1]. В январе-августе 2022 года экспорт товаров составил 5 496,5 млн. долларов США, импорт 11 784,2 млн. долларов США.

Рассмотрим диаграмму (рис. 1):

D:\!ADMIN\Downloads\E33EE970-FED2-4D0E-8401-8953DFF00584.JPEG

Рис. 1

Диаграмма наглядно демонстрирует доминирующее преобладание российских компаний во внешнеторговом обороте с Казахстаном. Среди стран мира, участвующих в товарообороте с Казахстаном, доля России в 2021 году составила 23,9 % ($24,2 млрд.), а за семь месяцев 2022 года — 27,9 % ($20,7 млрд.), — сообщает АО «Институт экономических исследований» Республики Казахстан. Также по данным пресс-службы KAZAKH INVEST по итогам 2021 года Российская Федерация входит в первую пятерку стран мира по объему инвестиций в экономику Казахстана — 1,9 млрд. долларов.

Однако насчитывается не так много российских компаний на казахстанском рынке, и этот фактор указывает, что на данный момент они больше «приспосабливаются» нежели «прорываются». В правильности такой точки зрения меня убеждает XVII форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, на котором было озвучено, что в Казахстане успешно работает более 7,5 тысяч российских и почти 3,5 тысячи совместных предприятий. Между тем в Казахстане зарегистрировано 512 465 предприятий. При тесных экономических и социальных связях стран показатель 11 тыс. предприятий крайне мал и имеет все тенденции к развитию.

Сегодня мы понимаем, что «львиную долю» товарооборота составляют прямые поставки товаров из России в Казахстан. В сфере услуг большое развитие получили «франшизы». В меньшей степени развиты филиалы российских компаний в Казахстане. Значительную часть на рынке Казахстане составляют товары широкого потребления российского производства, в частности продовольственные и непродовольственные товары. Выросла доля инвестиций российских компаний в строительство и открытие торговых и производственных объектов. А чем же обусловлена данная стабильная тенденция? Всему виной исторически сложившееся общее экономическое пространство, которое основано на тесных социальных связях стран постсоветского пространства.

Такое положение дел нельзя назвать «прорывом» и полноценным участием российских компаний в экономике Казахстана, с точки зрения оценки эффективности, избранной формы менеджмента. По-прежнему сохраняется положение стихийного развития экономических отношений, направленной на получение прибыли, без маркетинговой политики и менеджмента.

Ведь, по моему мнению, «прорывом» был бы совершенно иной подход…

Во-первых , при видимой открытости «казахстанского рынка», предпринимателям России следует учитывать и специфику рыночных отношений Казахстана, на которую влияют не только государственное регулирование и налогообложение, но в большей степени — социальные особенности уровня восприятия предлагаемых товаров потребителем. И что еще более важно, ментальность потенциальных сотрудников компании в Казахстане, уровень их готовности принимать предлагаемые механизмы организации процесса продвижения и реализации товара. Ауелбеков Е. А. — советский и казахстанский государственный и партийный деятель в работе «Особенности казахстанского менеджмента» подтверждает мой первый аргумент [2]. Он отмечает, что большинство казахстанских компаний имеют конечной целью получение прибыли, не особо учитывая такие моменты, как маркетинговые исследования, рекламные стратегии, организационный менеджмент, механизмы оптимизации затрат. Сами механизмы менеджмента многих отечественных компаний имеют в себе авторитарный принцип управления. Организационная среда, как правило, примитивна, а корпоративная культура находится на стадии формирования. Большинство руководителей подбирают штат сотрудников под себя, при этом зачастую принимаются во внимание родственные и иные интересы, а на выбор работодателя влияют рекомендации, что не всегда лучшим образом отражается на эффективности деятельности компании. Обычное владение активами, увеличение капитала и гонка за технологиями в долгосрочных перспективах не дадут нужных результатов без эффективного бизнес-администрирования, если уровень управления будет продолжать оставаться низким. Он утверждал, что в казахстанских компаниях актуальными проблемами являются отсутствие стратегического мышления и несовершенная система управления человеческими ресурсами. Компании стремятся к максимизации прибыли, используя агрессивную и навязчивую рекламу, пренебрегая качеством своих товаров и услуг. Я согласен с автором в том, что хотя в Казахстане множество вузов и центров бизнес-тренинга, уровень компетенции персонала в казахстанских компаниях по сравнению с зарубежными странами не на высшем уровне. Как видно, в управлении больше минусов, чем плюсов. Главная причина — это низкий уровень подготовки управленческих кадров. Таким образом, российским компаниям необходимо адаптировать казахстанских специалистов к своей корпоративной политике и системе управления бизнес процессами.

Во-вторых, если понимать международный менеджмент как систему управления внешнеэкономической деятельностью фирмы, товажным является понимание, на каком «социально-экономическом поле» нужно будет «играть». В Казахстане в начале ХХI века начали использовать тактику BTL (bellow the line) — мероприятия по воздействию на потребителя в местах продажи товаров с целью стимулирования покупок [3]. Также не стоит забывать о методах электронной коммерции, благодаря которым появляются интернет-магазины, интернет-кафе, позволяющие повысить эффективность маркетинговой и сбытовой деятельности фирм. Казахстанские покупатели уже знают эти формы продаж и готовы с ними работать, соответственно российским менеджерам будет легче продвигать товары, опираясь на уже принятую потребителем концепцию торговли.

В-третьих, для «прорывного» продвижения российской компании на казахстанском рынке и долгосрочного присутствия, необходимо формирование единой корпоративной культуры и системы управления, принимаемой сотрудниками компании независимо от национального присутствия. Залогом длительного успеха и бесспорным преимуществом являются не товары или услуги, а управленческие инновации. Специалистами правильно отмечается, что в глобальном понимании, менеджмент международной фирмы усложняется по сравнению с национальным менеджментом в результате необходимости учета национальных различий экономического, политического, правового и культурного порядка при организации бизнеса. В данном случае, корпоративная культура компании является ее уникальной способностью управлять всеми национальными подразделениями посредством использования творческого потенциала людей. Культурные различия могут стать не барьером, а источником преимуществ. Значительным подспорьем в этом плане является интернационализация мышления современного поколения, все больше отдаляющегося от национального мышления в связи с глобализацией социальных и экономических процессов. Национальный признак в иностранной компании может быть снижен до минимума методами корпоративной политики. Формирование эффективной корпоративной культуры позволит защититься от недобросовестной конкуренции со стороны местных компаний.

В-четвертых, Ф. У. Тейлор — основоположник научной организации труда и менеджмента высказал мысль, что не техника и экономика, а именно управление людьми является основным фактором, влияющим на повышение эффективности. И сегодня современный менеджмент считает, что происходят кардинальные изменений роли личности сотрудника, который из наемного работника, простого исполнителя в большей степени должен становиться партнером, заинтересованным в достижении стратегических целей компании. Российские компании должны быть в центре современных взглядов на менеджмент, быть гибкими, с умением адаптироваться к постоянным изменениям экономического пространства. Речь идет, прежде всего, о необходимости технологических нововведений, замене организационных структур, пропаганде новых ценностей компании и использовании обновленного управленческого инструментария.

В-пятых, во внешней торговле, а особенно в производстве, приходится использовать работников-иностранцев, и необходимо быть в курсе регулирующего трудовые отношения законодательства страны, в которой вы намерены действовать. В этой части в силу единого подхода законодательства Казахстана и России различия не существенны, что позволяет легко адаптировать управление персоналом в Казахстане к структуре российской компании.

В-шестых, чтобы совершить «прорыв» в казахстанском менеджменте, российским специалистам необходимо понимать организацию бизнес-процессов в этом экономическом пространстве. Она ориентирована на две формы развития, которые наглядно отражены в таблице 1.

Таблица 1

  1. Долгосрочная
  1. Краткосрочная

Получение значительной прибыли от возможности доминировать на рынке в силу государственной поддержки или продвижения максимально востребованного продукта, либо в совокупности обоих факторов.

Предполагает совершение хозяйственных операций, направленных на максимальное извлечение прибыли от сделок без долгосрочной перспективы. В такой форме не могут присутствовать механизмы управления бизнес-процессами, поскольку выстраиваемая схема носит упрощенный характер, ограниченный юридическими и финансово-бухгалтерскими механизмами. Она характерна для большинства компаний.

Исходя из таблицы, следует признать краткосрочную форму управления бизнес-процессами, направленную на получение краткосрочной прибыли — «приспособлением». Фирмы, ориентированные на это, не могут предоставить вашему сотруднику соразмерные предложения по долгосрочному росту и развитию. Такая система организации бизнеса ставит его в зависимость от политических процессов в стране и кроме перспективы краткосрочной прибыли ничего не даёт.

D:\!ADMIN\Desktop\2.jpg

Таким образом, используя вышеприведенные аргументы, можно сделать вывод, что сегодня менеджмент и маркетинг претерпели серьезные изменения и стали более сильными в плане как своего статуса, так и влияния на процесс принятия стратегических решений. При общей глобализации социальных и экономических процессов применение той или иной схемы продвижения продукта и позиционирования компании на иностранном рынке существенное значение начинают приобретать не выбор существующих мировых схем менеджмента, а эффективная реализация выбранной модели управления. В этом плане казахстанский рынок является для российских компаний наиболее привлекательным и гибким. Несомненно, умение приспосабливаться важно, однако сегодняшний уровень развития мировой экономики доказывает, что именно самые «прорывные» компании являются лидерами в квалифицированном менеджменте. В менеджменте, который приносит результат.

Литература:

  1. Голикова, Ю. А. Глобализация и особенности современного менеджмента / Ю. А. Голикова. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-osobennosti-sovremennogo-menedzhmenta/viewer
  2. Ауелбеков, Е. А. Особенности казахстанского менеджмента / Е. А. Ауелбеков. — Текст: электронный // jurnal.org: [сайт]. — URL: http://jurnal.org/articles/2014/ekon47.html
  3. Нысанбаев, С. Н. Достижения и Проблемы развития маркетинга в Республике Казахстан / С. Н. Нысанбаев. — Текст: электронный // arch.kyrlibnet.kg: [сайт]. — URL: https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KRSUNYSANBAEVS.N.12011–7.pdf

4. «Проблемы современного менеджмента в казахстанской практике» Романько Е. Б., Муканова А. С., Мусабекова А. О. Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова



Задать вопрос