Химики и лирики. Как поэзия может научить химии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Химики и лирики. Как поэзия может научить химии / М. Р. Мелконян, Д. А. Маслов, А. М. Аршакян [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 11 (63). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/63/3271/ (дата обращения: 04.05.2024).



Как часто между собой спорят «лирики» и «химики»! Будто бы живут в противоположных мирах…. Как же примирить их?

Многие ученики и их родители привыкли оправдывать неуспехи в определённом предмете «непредрасположенностью» к нему. Например, нередко мы можем услышать фразу: «Конечно, мне не даётся эта химия! Ведь я — гуманитарий!». Или: «Мой ребёнок — технарь! Зачем ему литература?». Или… любую другую вариацию этой абсурдной мысли о том, что человек может развиваться только в каком-то одном направлении, забыв обо всём остальном. Но ведь это в корне неверно. Так, в литературу часто заложен математический принцип, например, в ритмичности стихотворений. Познать и прочувствовать химию или физику очень сложно без знания мировой истории. Всё в этом мире взаимосвязано!

Так как же ребёнку-лирику помочь освоить естественные науки? Можно попробовать привить ему любовь к красоте природы и живых существ, таким образом, привив любовь к биологии. Можно обратить его внимание на чудо постоянных превращений веществ в этом мире, привив любовь к химии. Все эти пути хороши, но требуют много времени. Начать же можно с более простого и малого. Просто совместить его любимое дело и нелюбимую науку! Ребёнок любит писать стихи? Хорошо! Пусть пишет! Только временно не о девочке или мальчике из соседнего двора, а о Таблице Менделеева, серной кислоте или любом химическом элементе. Пусть он почитает об объекте своего творчества в интернете, найдёт в нём что-то интересное и сформулирует это в своей любимой форме. Может, в следующий раз он уже не с таким отвращением возьмёт руки учебник химии?

Данную теорию мы проверили среди параллели 8х классов МОУ СОШ № 28 г.о. Люберцы. Что же у нас получилось, вы можете прочитать сами.

Мелконян Милена 8А «Таблица Менделеева»

Таблица Менделеева.

Каковы ж её границы?

Число периодов в нёй семь

Они известны почти всем.

Групп в таблице ровно восемь

Это всех запомнить просим.

Элементов больше ста…

Вряд ли вместит голова!

Более ста элементов! Это действительно много. Какие же из них оказались самыми интересными для творчества?

Маслов Дмитрий 8А «Медь»

Есть в таблице Менделеева такой металл.

Сейчас о нём вам расскажу, что знаю сам.

На цвет он розовый, на ощупь мягкий,

Без запаха он и не растворим в воде,

Проводит ток и теплоту он хорошо.

Так кто же он? Вы догадались?

Вы молодец, а остальным я подскажу –

Его название медь!

И пусть рифмы и ритмы не всегда верны. Главное, что каждый поэт в процессе подготовки стихотворения узнал что-то новое о химии и, наверняка, это запомнил! Так, кто из вас ранее знал, что название металла «вольфрам» образовано от английского слова «wolf»?

Аршакян Ангелина 8Е « Вольфрам »

Что за вредина, Вольфрам?

Для чего он нужен нам?

Про него все говорят,

Что как волк, он ест козлят.

Сделать пули, кинескопы и ракете дать баланс,

Даже дома, зачастую, выручает тоже нас.

Тугоплавкий и тяжёлый,

Жаростойкий, очень прочный.

Без него все как без рук,

Подтвердит танкист, хирург.

Если слово «вольфрам» знакомо далеко не всем, то иногда творчество заставляет искать и узнать что-то новое в давно знакомых вещах, например, о кислороде.

Кравченко Глеб 8Д «Кислород»

Без него прожить нельзя-

Это точно знаю я.

В воздухе, в воде и в нас

Есть бесцветный этот газ.

Он нас всюду окружает,

От лучей оберегает,

Что бегут на небосклон,

Не пускает их озон!

И веществ круговорот

Обеспечил кислород.

И огонь дымит, горит,

Так как кислород велит

Кислород — наш верный друг

Много у него заслуг.

Или о самом распространённом газе в воздухе — азоте.

Гуцул Анастасия 8Е «Азот»

Этот факт известен нам,

Он подвластен даже вам!

Без него бы в этом мире

Не цвели бы гипсофилы,

Не горели бы костры.

Он наш воздух заполняет.

Не забудем мы тот факт,

Что азот — наш верный друг!

А ещё иногда удаётся настолько успешно написать стихотворение, что оно в себя вмещает почти полную информацию об объекте творчества. Так, в последующем стихотворении можно прочитать и о простом веществе хлоре, и о его сложных соединениях, и даже о строении атома.

Муратова Амелия 8Д « Хлор»

Сей элемент узнать не сложно,

Хотя пощупать невозможно,

Ведь чистоте он в виде газа

Плотней в два с половиной раза,

Чем воздух и растворим в воде…

Он не встречается нигде,

Кроме вулканов. Ядовит!

Желто-зеленый. Не горит.

Зато в количестве немалом

В соединениях с металлом

Встречается почти везде:

И в водной, и в земной среде.

Имеет массу — тридцать пять и пять.

Два атома мгновенно стать

Могут молекулой единой,

— Мельчайшей частью неделимой,

Что вещество овеществляет.

Вкруг ядер атомных летают

По воле физики законов

Семнадцать малых электронов.

Соседствует он с фтором, йодом,

Кроме металлов — с водородом.

Легко он в реакции вступает.

Кто элемент сей угадает?



Задать вопрос