Скандинавская ходьба как способ улучшения здоровья школьника | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Физическая культура

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Рудьев, М. А. Скандинавская ходьба как способ улучшения здоровья школьника / М. А. Рудьев, И. Г. Курбанов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3256/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье мы хотим рассказать о скандинавской ходьбе как способе улучшения здоровья школьника и об эксперименте, который мы провели в рамках данной темы. В настоящее время у людей скандинавская ходьба часто ассоциируется с образом человека преклонного возраста, который является неспособным на большие нагрузки, имея возможность лишь неспешно прогуливаться, опираясь на палки во время ходьбы. Мало кто из молодежи и людей среднего возраста задумывается, что данный вид физической активности крайне полезен для всех возрастов, ведь этот способ развития себя с физической стороны также является на удивление эффективным, несмотря на кажущуюся примитивность. Несмотря на растущую популяризацию этого своеобразного метода физической активности, что выражается в открытиях различных клубов по скандинавской ходьбе и появлению в продаже всевозможного оборудования, отличающегося как по ценовой категории, так и по функционалу, мысль о малом количестве полезных свойств скандинавской ходьбы все еще в ходу в нашем обществе. После изучения некоторого количества литературы нами был сделан вывод, что это мнение является ошибочным, так как данный метод физической активности является крайне эффективным, несмотря на лишь видимую простоту. Из этого же и был сделан вывод о том, что скандинавская ходьба может являться довольно полезным компонентом занятий физической культуры в школе. Данный метод физической активности еще реже можно встретить в рамках общеобразовательного процесса, но от этого не пропадает его эффективность и некоторая уникальность. Мы выдвинули гипотезу, что его применение на уроках физической культуры могло бы привлечь внимание учеников, в связи с неким разбавлением учебного процесса чем–то определённо новым, заставило бы их больше двигаться, а также позволило бы вывести гораздо эффективнее физическую развитость детей на новый уровень, несмотря на начальное состояние здоровья. Мы с моим преподавателем заинтересовались этой темой и решили, что перед вовлечением школьников в данный вид спорта нужно собрать информацию для разъяснения пользы скандинавской ходьбы.

В наше время большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни, не обременяя себя дополнительной физической нагрузкой. Это показал наш опрос, который был проведен в прошлом году среди учеников нашей школы. В нем приняло участие 460 школьников, 46 % из которых ответили, что не занимаются никаким спортом дополнительно, 35 % опрошенных занимаются очень редко и лишь 17 % занимаются спортом постоянно. Такие результаты приводят к выводу о том, что у большинства опрошенных школьников довольно низкая физическая подготовленность. По объективным причинам всего лишь несколько уроков физкультуры в неделю не могут обеспечить школьника необходимой физической нагрузкой, важно заниматься каким-либо видом спорта и вне школы, брать дело в свои руки. Мы предположили, что сможем решить проблему малоподвижного образа жизни школьников через скандинавскую ходьбу, поэтому начали изучать литературу по этой теме.

Начав собирать информацию о пользе скандинавской ходьбы для открытого урока в школе, мы обратили внимание на изобилие статей, которые перечисляют массу преимуществ скандинавской ходьбы, но практически все говорят о людях в пожилом возрасте и очень мало кто обращает внимание на детей. А ведь если скандинавская ходьба задействует практически все мышцы тела, то дети могут так же без вреда для организма и сильных нагрузок гармонично развивать свое тело и оздоравливаться. При скандинавской ходьбе задействованы мышцы шеи и плеч, грудной клетки, мышцы рук, спины, живота, ног и ягодиц. Идеальный способ для развития всего растущего организма. «Движение — это жизнь». Эти слова древнегреческого философа Аристотеля очень точно характеризуют пользу скандинавской ходьбы. В основе скандинавской ходьбы лежит движение, в частности ходьба, которая является самым естественным способом укрепления и развития организма, плюс — мы еще добавляем движение рукам, что и позволяет нам задействовать весь организм в процессе ходьбы. Если мы укрепим мышцы спины, плеч и шеи, то это поможет школьникам не сутулиться сидя за партами, держать спину всегда прямо и избегать многих проблем с осанкой. Если мы с помощью скандинавской ходьбы укрепим мышцы грудной клетки и научим детей поддерживать нормальный темп дыхания, то мы поможем школьникам, страдающим болезнями дыхательных путей, в частности бронхиальной астмой. Если скандинавская ходьба не вызывает сильных нагрузок на сердце, а помогает стимулировать кровообращение и тем самым насыщает все органы кислородом, то мы сможем привлекать к занятиям детей, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой и помогать им развиваться физически. Если скандинавская ходьба задействует множество групп мышц и помогает сжигать много калорий, то мы сможем помочь с нормализацией здоровья детям, склонным к полноте.

Все вышеперечисленное дало нам знание того, что скандинавскую ходьбу можно действительно использовать как эффективный метод улучшения общего состояния здоровья школьников. При изучении информации о скандинавской ходьбе мы сталкивались с различными зарубежными экспериментами, доказывающими её пользу. Но нам было важно доказать на практике воздействие на организм скандинавской ходьбы среди наших школьников, так как ничто не доказывает нам что-то лучше, чем собственный опыт. Но перед этим было крайне важно выявить интерес учеников к данной теме.

Перед проведением самого эксперимента было принято решение провести в рамках уроках физической культуры лекции для одной из параллелей среднего звена на тему эффективности скандинавской ходьбы как метода физического развития. Нами были выбраны ученики среднего звена в качестве целевой аудитории, так как именно во время этого периода школьной жизни начинается полномасштабное формирование всего организма, а это значит, что и проблемы с малоподвижным образом жизни важно устранять именно на этом жизненном этапе. В ходе лекции школьникам была подробно разъяснена польза занятий скандинавской ходьбой, были опровергнуты некоторые неоправданные мнения, связанные с малой эффективностью данного метода физического развития, а также были представлены основные принципы и особенности при занятии данным видом спорта, которые должен знать каждый начинающий. Для нас была очень важна ответная реакция, поэтому после каждой лекции были проведены опросы в виде анкетирования. Важность данных лекций была определена тем, что по данным опросов из 87 респондентов 85 % не знали об эффективности скандинавской ходьбы как метода физического развития. Но прежде всего было выявлено, что осознание полезных свойств данного вида спорта действительно смогло заинтересовать школьников. Практически единогласно опрошенные заявили о своей заинтересованности данной темой и о своем желании в той или иной форме проверить на себе эффективность скандинавской ходьбы. Это был знак того, что можно было начинать организацию самого эксперимента. Нам удалось вызвать интерес и в каком-то смысле начать возрождение темы скандинавской ходьбы в нашем школьном обществе. Но по-прежнему оставалась необходимость проверки наших сведений через эксперимент, так как крайне важно было продемонстрировать эффективность скандинавской ходьбы на практике. В группу участников эксперимента были набраны 15 добровольцев, у которых была более низкая физическая подготовленность ввиду отсутствия достаточной физической нагрузки в их жизни или в силу хронических заболеваний. Эксперимент проводился в течение трех недель по всем будним дням. В нашей группе оказалось 5 человек, которые часто пропускали занятия по причине болезни, 3 человека, имеющих проблемы с дыхательной системой, в частности бронхиальной астмой, 7 человек, склонных к полноте. Оговоримся, что разрешение на занятия физической культурой от врача имели все участники. Мы закупили необходимое оборудование, то есть палки. На первом занятии преподаватель провел инструктаж по технике скандинавской ходьбы. Он объяснил участникам эксперимента, что спину нужно держать всегда прямо, немного наклоняясь вперед, переступать ногами следует с пятки на носок, руки держать расслабленными, правая рука идет с левой ногой и наоборот, то есть как при ходьбе, но задействуя палки для толчка и опоры, вдыхать нужно через нос, выдыхать — через рот. Каждый ученик установил на свое мобильное устройство приложение, это был обычный шагомер, который помогал считать шаги и потраченные калории. Мы проводили замер пульса и взвешивание каждого участника до занятия. На занятие нам отводился 1 час, из которого непосредственно на ходьбу уходило 40 минут, 10 минут на разминку, остальное время шло на замер показаний.

Эксперимент позволил на практике выяснить полезные свойства скандинавской ходьбы. Прежде всего мы опирались на учет важных показателей каждого участника эксперимента на протяжении всех трех недель. Наше внимание было обращено на сжигание калорий во время занятий скандинавской ходьбой. Всего за 40 минут каждый из испытуемых тратил в среднем 240–270 калорий. Изначально эти показатели было немного меньше, так как необходимо было некоторое количество времени для привыкания к такому режиму физической активности, при этом стоит помнить и то, что у участников эксперимента была относительно низкая физическая подготовленность. Но уже после нескольких занятий нам удалось добиться оптимальной скорости ходьбы в 6км/ч. Такая нагрузка была по силам участникам нашего эксперимента и при этом позволяла достичь каких-то заметных результатов по окончании эксперимента. Мы выяснили, что за три недели практически каждый испытуемый смог сбросить около 300 граммов веса, что не является каким-то большим показателем, но для тех, кто до этого всячески избегал активного физического развития по тем или иным причинам, это было действительно ощутимой разницей. Также на протяжении всего эксперимента велся контроль над изменениями показателей пульса во время тренировок. Было очень важно сохранять их на оптимальном уровне, чтобы не добавлять излишнюю нагрузку на школьников, для которых регулярные активные занятия по физическому развитию были в каком-то смысле в новинку. Нам удалось достичь того, что пульс поднимался лишь на 10–20 единиц в сравнении с показателем до начала тренировки. Это привело нас к выводу о том, что скандинавская ходьба является эффективным способом сжигания калорий, который при этом не является слишком отягощающим с точки зрения нагрузки. Этот факт был особенно отмечен участниками эксперимента с проблемами с поддержанием нормального темпа дыхания во время активной физической работы. Это же и сделало скандинавскую ходьбу более привлекательным методом физического развития в глазах школьников, так как она не требовала большой физической подготовки, но при этом позволяла эффективно сжигать калории. Школьники также при индивидуальных опросах после эксперимента отмечали, что произошло и заметное улучшение осанки. Ученики объясняли это тем, что занятие скандинавской ходьбой требует постоянного нахождения спины в анатомически правильном положении. С ними нельзя не согласиться, ведь такими методами со временем правильная осанка установится и невольно, что и было заметно по участникам эксперимента, так как они перестали сутулиться и жаловаться на дискомфорт в спине, ведь до начала эксперимента он, как оказалось, у многих присутствовал. Респонденты говорили и об улучшении своего общего самочувствия, преобладание движения и физической активности в их жизни дало о себе знать, что выразилось в вышеперечисленных результатах, и в целом ученики говорили об улучшении своего внимания и работоспособности, что крайне важно для успешной учебной деятельности.

Проведенный эксперимент дал нам понять, что скандинавская ходьба действительно является довольно эффективным методом физического развития и даже не слишком обременяющим и требовательным. Мы смогли самым прямым методом на практике подтвердить наши предположения о полезных свойствах данного вида спорта.

В заключение хочется отметить, что скандинавская ходьба как средство общего улучшения здоровья школьника оказалось крайне эффективным. В ходе своей деятельности нам удалось не только вызвать интерес школьников к данному методу физической активности через открытые лекции, но и доказать в ходе эксперимента полезные свойства данного вида спорта. Нам получилось через все проведенные мероприятия даже потенциально решить проблему малоподвижного образа жизни среди учеников. Эффективное сжигание калорий, оптимальная нагрузка, которая находится в слабой зависимости от состояния здоровья, улучшение осанки и даже общего самочувствия — все это можно обрести с регулярными занятиями скандинавской ходьбой. Поэтому школьникам действительно стало интересно заниматься на протяжении длительного периода времени для достижения больших результатов скандинавской ходьбой из-за эффективности и относительно небольшой требовательности для начинающих. Поэтому имеет смысл только увеличивать масштабы нашей деятельности, чтобы до большего числа учеников смогла дойти информация, которая могла бы помочь им вывести свое физическое развитие на новый уровень. В перспективе хотелось бы рассмотреть частичное внедрение в образовательный процесс занятий скандинавской ходьбой. По объективным причинам круглогодично проводить такие занятия не представляется возможным, но такие занятия являются отличным способом реабилитации учеников после перенесения какого-либо заболевания или адаптации к занятиям на открытом воздухе в осенний и весенний период, так как мы уже выяснили, что скандинавская ходьба особенно помогает тем, кто в течение длительного периода времени по каким-либо причинам избегал даже достаточной физической активности в своей жизни и, конечно же, это поможет тем, кто в полной мере не может реализовать потенциал своего физического развития, например, ввиду хронических заболеваний, но хочет поддерживать регулярную физическую нагрузку на должном уровне. Такие занятия помогут детям с какими-либо затруднениями в физическом развитии влиться в ученый процесс, а также в каком-то плане разбавят его чем-то новым. Своей работой нам удалось привлечь внимание к использованию скандинавской ходьбы в качестве одного из основных методов физического развития. Мы находимся в начале пути распространения данного вида спорта в среде школьников, но мы продолжим проводить соответствующие мероприятия, ведь это также поможет нам решить одну из главных проблем современной молодежи- малоподвижный образ жизни.

Литература:

  1. Берег Д. «Спорт для тех, кто не любит бегать и много сидит за компьютером. Польза и правила скандинавской ходьбы» Электронный ресурс: https://tea.ru/article/sport-dlya-tekh-kto-ne-lyubit-begat-i-mnogo-sidit-za-kompyuterom-polza-i-pravila-skandinavskoy-khodby/?ysclid=l9syhtseof872012313
  2. Ершова С. Ю. Электронный ресурс: https://dom-prestarelyh-ramenskoe.ru/stati/skandinavskaya-hodba-ckhto-ehto.html
  3. «Что такое скандинавская ходьба с палками?» Электронный ресурс: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/2426?ysclid=l9syswxpck444012485
  4. «Как правильно заниматься скандинавской ходьбой» Электронный ресурс: https://www.stayer.su/internet-magazin/interesnoe-i-poleznoe/kak-pravilno-zanimatsya-skandinavskoy-khodboy.html


Задать вопрос