Определение границ зон подтопления как инструмент управления рисками наводнений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исследование о родном крае Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 28.06.2022

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Шадрин, Б. А. Определение границ зон подтопления как инструмент управления рисками наводнений / Б. А. Шадрин, Е. Н. Самсонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3166/ (дата обращения: 27.04.2024).



Общеизвестно, что освоение территорий начиналось именно с тех земель, которые были расположены вблизи водоемов, рек и водохранилищ.

Однако, это не всегда безопасно. Якутия входит в список самых паводкоопасных регионов России. За последнее время на территории Республики Саха (Якутия) произошел ряд крупнейших наводнений регионального и федерального уровня.

На ликвидацию прямых последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод затрачиваются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы региона. Год от года сохраняется тенденция увеличения интенсивности и непредсказуемости стихийных бедствий, несмотря на предпринимаемые государственными структурами по уменьшению негативного воздействия водной стихии.

Общая сумма экономического ущерба от стихийного бедствия за период 1998–2014 гг. в Республике Саха (Якутия) составила почти 14 млрд. рублей [4].

С целью уменьшения влияния последствий наводнений было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». Согласно данному документу, зоны затопления устанавливаются на территориях, прилегающих к незарегулированным водотокам, водоемам, водохранилищам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) [2]. Здесь надо отметить, что это величина является расчетной.

В Республике Саха (Якутия) границы зон затопления установлены по 123 населенным пунктам [3]. Список населенных пунктов был сформирован из тех населенных пунктов, которые в какой-либо период времени затапливались паводковыми водами. При формировании списка были использованы данные МЧС и муниципальных образований. Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) совместно с органами местного самоуправления готовятся предложения о зонах затопления населенных пунктов.

Зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Прежде чем запись о территории зон затоплений и подтоплений будет внесена в Единый Государственный Реестр Недвижимости, она должна пройти несколько этапов согласования. Предложения подлежат обязательному согласованию с МЧС России, Росприроднадзором и Росреестром, либо с их территориальными органами. Кроме того, границы зон затопления дополнительно согласовываются с Росгидрометом, а подтопления — с Роснедрами. Затем данная информация должна быть отражена в градостроительной документации, после чего направляется в Федеральное агентство водных ресурсов. В свою очередь, агентство направляет в Росреестр документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта и об установленных параметрах зоны (координаты, площадь при наличии) [3].

Документ должен содержать текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями их использования в системе координат, установленной для внесения в ЕГРН. Отметим, что в зонах затоплений установлен особый режим использования территории: на них запрещается создавать новые населенные пункты или объекты капитального строительства.

Информацию о зонах затоплений и паводков можно получить с помощью общедоступного сервиса Публичная кадастровая карта, а также заказав выписку из ЕГРН об объекте недвижимости в любом офисе МФЦ или с помощью сайтов Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.

В отношении таких земельных участков действуют ограничения. Так, в соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления запрещается капитальное строительство новых населенных пунктов и объектов без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления [1].

Согласно Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360, границы зон затопления могут быть изменены при внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территорий муниципальным образованием при строительстве новых сооружений инженерной защиты населенного пункта и объекта от затопления [2].

Для строительства домов, реконструкции уже имеющихся необходимо обеспечить их инженерную защиту, препятствующую их затоплению. Органы местного самоуправления данных населенных пунктов должны внести изменения в генеральные планы и правила землепользования и застройки в целях отображения зон затопления в документах, а также в целях дальнейшего планирования и осуществления хозяйственной деятельности с учетом введенных ограничений.

Для практического изучения данного вопроса, мы взяли для рассмотрения земельный участок с кадастровым номером 14:35:102001:169. Данный земельный участок расположен в г. Якутске, село Капитоновка, ул. Семенова, дом 3.

Через МФЦ мы обратились в Управление Россреестра по Республике Саха (Якутия) за получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Выписка была получена нами в бумажном виде и в графе: сведения о том, что земельный участок полностью расположен границах зоны с особыми условиями использования территории, была запись о том, земельный участок распложён в границах зон затопления подтопления.

Мы выехали на местоположение данного земельного участка и не обнаружили вблизи к нему водоемов (Рисунок 1).

Рис. 1

По информации соседних земельных участков, данную территорию не затапливает весенний паводок. В селе Капитоновка действительно есть зона подтопления, но она расположена ближе к реке.

То есть в данном случае, собственник данного участка не сможет получить разрешение на строительство жилого дома на этом участке, либо не сможет продать данный участок.

При этом, чтобы снять это ограничение собственнику необходимо обратиться в суд на Ленское бассейновое водное управление и доказывать, что данный земельный участок фактически не входит в зону затопления. Необходимо будет нести расходы на юриста, госпошлину, экспертизу и так далее.

Из этого следует, что установление подобных зон было сделано очень укрупненно, что на практике привело к ущемлению прав собственников земельных участков, которые не попадают в зону затопления.

В настоящее время разработан проект поправок в Водный кодекс РФ, согласно которому собственники земельных участков смогут сама обеспечить инженерную защиту земельного участка от затопления. Например, устройством свайного фундамента или отсыпкой земельного участка. Это значит, что на таких земельных участка можно будет стоить и не ждать обеспечения инженерной защиты всего населенного пункта от негативного воздействия вод.

Литература:

  1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) {КонсультантПлюс};
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» {КонсультантПлюс};
  3. Постановление Правительства РС(Я) от 30.11.2019 N 353 «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" {КонсультантПлюс};
  4. «Сводная информация о расходах на восстановление объектов по ликвидации ущерба от негативного воздействия вод на территории РС(Я) с 2002 по 2015 гг». / ГКУ «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)».


Задать вопрос