Профориентация воспитанников кадетского корпуса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Марюхненко, А. С. Профориентация воспитанников кадетского корпуса / А. С. Марюхненко, Н. В. Бобрешова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 129-136. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3165/ (дата обращения: 27.04.2024).



В выпускных классах средней школы перед учениками неизбежно встает вопрос выбора профессии. И желательно, чтобы при этом сочетались заинтересованность, моральное и материальное удовлетворение, возможность карьерного роста и престижность будущей практической деятельности.

Противоречие выбора заключается, с одной стороны, в том, что каждая из множества существующих профессий как гражданских, так и военных, предъявляет особенные требования к способностям, физическому здоровью и подготовке человека. С другой стороны, каждый кадет — это личность, со своим уровнем развития, взглядами и предпочтениями, а также с недостаточным жизненным опытом.

Статья направлена на анализ теоретических основ профориентации и разработку исследовательской методики с целью изучения личностных и деловых качеств кадета, необходимых для службы в силовых структурах

Ключевые слова: профориентация, кадет, профессия, исследование, методика.

Введение

Каждый ребенок или подросток задумывался над вопросом: «Кем я хочу стать?». В наше время существует огромное количество разнообразных профессий. Среди них можно найти ту, которая будет полезна для общества и доставлять удовольствие самому человеку. Однако выбрать одну из них — большая трудность для многих. Для учеников, обучающихся в кадетском корпусе, данная проблема также актуальна.

Одно из главных направлений работы кадетского корпуса — патриотическое воспитание кадет и подготовка выпускников к поступлению в высшие военные учреждения. С этой целью воспитатели, офицеры, учителя развивают морально-психологические качества, закаляют характер, улучшают физическую подготовку воспитанников. И вот наступает момент подготовки к экзаменам. Соответственно, они как опытные наставники направляют своих подопечных в нужное русло. Но окончательное решение кадет должен принять самостоятельно. Тогда возникает вопрос: как ученику кадетского корпуса оптимально выбрать будущую профессию, исходя из его возможностей и личных предпочтений?

Таким образом, правильный выбор профессии очень важен, так как он определяет место человека в обществе. Решить эту проблему можно с помощью методики, которая будет учитывать физическую подготовку, черты характера, его психологический портрет и прочие личностные характеристики.

Цель статьи. На основе проведения анонимного тестирования среди кадет, изучения их характеристик и качеств с использованием существующих методик, разработать исследовательскую методику профориентации воспитанников кадетского корпуса.

1. Что такое профориентация?

Основы профессионального самоопределения формируются уже с начальных классов. Ребенок выражает предпочтения к тем или иным кружкам, высказывает свое мнение. Тем самым, проявляя свой интерес, он пробует себя в различных сферах деятельности.

Увлечения играют значительную роль в жизни: именно они вызывают желание овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают в дальнейшем преодолевать трудности, встречающихся в профессиональной деятельности. На этом этапе интерес человека сформирован на отрывочных бессистемных знаниях и зачастую носит неустойчивый характер, связанный лишь с внешней атрибутикой профессии.

Многие кадеты перед вопросом «на кого ты будешь учиться?» впадают в ступор, поскольку до сих пор не выбрали специальность, подходящую им. Они начинают задумываться: «На кого?», «А что мне больше подходит?». В таком случае понадобится широко используемый способ — профориентация.

Профессиональная ориентация[1] — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также направленный на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине. Она выполняет следующие функции:

1) диагностическая функция:

а) выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности;

б) исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии;

в) находит положительные качества личности;

г) выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения по специальности;

д) определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности.

2) организационная функция:

а) знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий

б) помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала

в) организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность

г) организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов с опытом работы

д) проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии в учебные заведения, конкурсы и так далее)

3) информационная функция:

а) информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах (в том числе о появлении новых профессий)

б) проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА

4) профилактическая функция:

а) уменьшает количество ошибок при выборе профессии

б) предупреждает неправильное восприятие профессий, имеющихся на рынке труда

На примере кадетского корпуса можно отметить, как классные руководители и воспитатели выполняют все вышеперечисленные функции. Они приглашают на встречи с кадетами представителей разных силовых структур, посвящают классные часы на темы военных профессий, проводят лекции о выборе вуза, организуют посещение музеев с профессиональной направленностью, устраивают просмотры патриотических фильмов, привлекают к олимпиадам, передают свой опыт кадетам.

2. Факторы, влияющие на выбор профессии

Что влияет на выбор профессии? Большинство думает, что существует одна причина — интерес. На самом же деле их намного больше. Можно выделить две основные группы:

1) Внешние причины:

а) мнение родителей — зачастую, именно этот фактор во многих случаях определяющий, так как связан с тем, что родители, имеют большой жизненный опыт, выбирают профессию ребенка по своим предпочтениям, порой не учитывая его желания;

б) престижность — многие школьники при рассмотрении специальностей и ВУЗов стремятся выбрать профессию, которая даёт значимость социального статуса в обществе, роль уважаемого человека на высокой должности;

в) заработная плата — ни для кого не секрет, что важным критерием является достойное материальное вознаграждение честного труда, от которого зависит качество жизни в целом, — чем выше заработная плата, тем больше желающих выбрать эту профессию;

2) Внутренние причины:

а) интерес — при определении специальности нужно учитывать положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности, то есть, насколько ученик вовлечен в процесс выполнения работы;

б) физические возможности — существует ряд профессий, предполагающих тяжелые физические нагрузки при выполнении работ, однако не все люди одарены хорошими физическими данными, что ограничивает выбор специальности (шахтеры, летчики, подводники, космонавты и др. имеют сложные условия труда);

в) наличие склонностей, талантов, способностей — несмотря на социальные факторы, воздействующих на личность, нельзя не учитывать биологические, которые имеют не меньшую значимость, — например, у родителей с творческими профессиями низка вероятность, что их ребенок выберет путь инженера или ученого (хотя бывают исключения).

Стоит отметить, что трудность в выборе профессии возникает даже у тех, у кого есть любимый школьный предмет. Предположим, что ученику нравится физика. Она открывает ему широкие возможности: инженер, ученый, учитель и так далее. Поэтому судить о профессиональной склонности по предпочтениям не совсем верно. Таким образом, каждая специальность требует своих определенных знаний, умений и даже талантов.

3. Ошибки при выборе профессии

Никто не хочет ошибиться в выборе своей профессии, но не у каждого это получается. Вот частые ошибки, которые допускают подростки:

— незнание мира профессий;

— пойти учиться «за компанию»;

— выбор под давление окружающих;

— непонимание сути профессии;

— отсутствие желания разобраться в себе;

— относиться к профессии, как к единственно возможной;

— ориентация на престижность и/или доходность профессии;

— желание учиться только в определенном месте;

— выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь;

— продолжать семейные традиции против своей воли;

— игнорирование своих физических особенностей, способностей и интересов.

Кроме вышеперечисленных ошибок, на это влияют и отрицательные качества личности, препятствующие выбору профессиональной деятельности: безответственность, невнимательность, эгоистичность, эмоциональная несдержанность, жестокость, брезгливость, нетерпимость, рассеянность, интеллектуальная бедность и другие.

4. Особенности профориентации в кадетском корпусе

Кадетский корпус входит в систему обучения наравне со всеми школами по стандартам ФГОС. Но в то же время он представляет из себя составную часть патриотического развития детей. Поэтому профориентационная работа кадетской школы имеет свою специфику. Приоритетом кадетского образования являются воспитание полноценной личности, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями кадетства. Итог воспитания — патриотично настроенный, дисциплинарный и разносторонне развитый человек.

К основным направлениям работы педагогического состава корпуса по профессиональному самоопределению можно отнести:

1) Военно-профессиональное просвещение с целью ознакомления кадет с особенностями воинской деятельности, требованиями, которые предъявляет военная служба. Разъяснение правил приема и порядка обучения.

2) Военно-профессиональное воспитание сцелью формирования интересов, профессионально-важных качеств, мотивов выбора профессии, соответствующих ценностных ориентаций.

3) Социально-психологическое изучение кадет, определение степени профессиональных особенностей и подготовленности кадета к обучению.

4) Военно-профессиональное консультирование сцелью выяснения мотивов выбора профессии и оказание помощи в выборе профиля и специальности

Предполагается, что выпускники кадетских корпусов продолжат свое обучение в высших образовательных учреждениях различных силовых структурах. Например, для «Преображенского кадетского корпуса» считается, что его выпускник рассматривается для обучения в вузах ФСБ, для «Кронштадтского морского кадетского военного корпуса» — в вузах ВМФ, а для «Губернаторской кадетской школы-интернат полиции» — в вузах МВД. Но, как показывает практика, кадеты успешно поступают и обучаются в других ведомственных учреждениях МО РФ, МВД, МЧС, ФТС, Росгвардии и других.

Вместе с тем необходимо отметить, что требования для кандидатов могут значительно отличаться, как в плане физической подготовленности, так и медицинского состояния молодых людей. Кроме того, могут быть выставлены ограничения по результатам прохождения психологических тестов и специальных обследований (детекторов лжи). Цель данных испытаний — выявить суицидальные наклонности, алкоголизм, употребление запрещенных веществ и другие моменты.

5. Изучение методик выявления профессионально важных качеств

В целях профессионального самоопределения кадета необходимо максимально подробно изучить его личность, выявить его предпочтения, склонности, возможности, как физические, интеллектуальные, так и морально-психологические. Узнав данные аспекты личности, можно будет сформировать комплекс рекомендаций по оптимальному выбору профессии.

На данный момент личность можно изучить с помощью различных методик, основанных на разных теоретических подходах. Результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Однако результаты исследований по данным методикам будут дополнять друг друга.

Рассмотрим основные методики, позволяющие помочь с профессиональным ориентированием человека.

Методики «Дифференциально-профессиональной готовности» и «Опросник профессиональной готовности».

Данные методики базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, разработанной Евгением Александровичем Климовым. Согласно этой классификации, все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет дело тестируемый. К таковым относятся «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа». При этом методика «Дифференциально-профессиональной готовности» (ДДО) является более короткой по сравнению с методикой «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) и основана на выборе одного из двух суждений (из 20 пар суждений).

Методика ОПГ, в свою очередь, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трёхбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Она является довольно объемной и трудоемкой и требует от опрашиваемого хорошего внимания и сообразительности. По сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Методика Ляонаса Антановича Йовайша.

В своей методике Л. А. Йовайш выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (также при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека). Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности при выборе профессии.

Каждая личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л. А. Йовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Дж. Холланда

Эта методика интересна тем, что позволяет выявить у человека один из шести типов профессиональной направленности, которые получили название: «реалистичный», «интеллектуальный», «социальный», «конвенциальный» и «артистичный».

Она обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с ней в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей опрашиваемому необходимо отдать предпочтение одной из них.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, «реалистичный» тип в наибольшей степени соответствует профессиям тип «человек-техника» и «человек-природа», «интеллектуальный» — «человек-человек» и «человек-природа», «социальный» — «человек-человек», «конвенциальный» — «человек-знаковая система», «предприимчивый» — «человек-человек», «артистический» — «человек-художественный образ».

Методика «Направленность личности» Б. Басса

При создании этой методики Б. Басс исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

Автор выделяет три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться: выполнение работы, хорошие межличностные отношения с сотрудниками и получение удовлетворения.

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности: направленность на себя, на общение и на дело.

Методика Милтона Рокича

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения. И теория, и методика широко используются экономистами, психологами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического объекта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.

Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:

Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.

Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные ценности подразделяются на группы:

—этические, ценности общения, ценности дела;

—индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

—самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02».

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность — 02» (МЛО-АМ) разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

— «достоверность» (Д);

— «нервно-психическая устойчивость» (НПУ);

— «коммуникативные потенциал» (КП);

— «моральная нормативность» (МН);

— «адаптивные способности» (АС).

Анкета «Прогноз — 2–02»

Разработана В. Ю. Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Таким образом, для изучения личностей кадета с целью его качественно-профессионального ориентирования предлагается сделать упор на следующие его личностные характеристики:

  1. Склонности (личные предпочтения и профессиональная направленность).
  1. Общий уровень развития (интеллект и физическая подготовка).
  1. Личностный адаптационный потенциал (коммуникативный потенциал, моральная нормативность, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость).

6. Формирование исследовательской методики

В предыдущей главе мы определились с личностными характеристиками, которые необходимо изучить и объединить в общую схему для создания Исследовательской Методики.

Склонности:

Личные предпочтения

Личные предпочтения при выборе профессии, в том числе и военной, формируются на основе следующих факторов:

— просмотр художественных и документальных фильмов;

— компьютерные игры;

— общение с родственниками, преподавателями, офицерами-воспитателями, знакомыми военнослужащими;

— привлекательность (романтический ореол) конкретно-взятой военной профессии (летчик, десантник, моряк).

В целом, для определения личностных предпочтений какой-либо методики не требуется. Достаточно кадету определиться со своими жизненными интересами, что позволит сделать первый шаг к выбору профессии.

Профессиональная направленность

С целью выявления у кадета типа профессиональной направленности предлагается использовать методику Дж. Холланда.

Это позволит нам определить, в какой сфере деятельности человек наиболее эффективно будет выполнять свою работу. Например, работа с техникой или знаковой системе взаимодействие с людьми или природой.

Общий уровень развития:

Интеллект

Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. В свете решения задачи профориентирования кадета интеллект выражен успеваемостью обучающегося по школьным предметам или по оценкам итоговых экзаменов. Дополнительную методику для оценки этого качества использовать в нашем случае не целесообразно.

Физическая подготовка

Физическая подготовка — это состояние здоровья и благополучия, способность выполнять различные виды спорта, занятий и повседневной деятельности. Эту характеристику кадета можно определить с помощью нормативов по физической культуре, например, комплекса ГТО или текущей успеваемости.

Личностный адаптационный потенциал:

Коммуникативный потенциал

Коммуникативный потенциал личности — это способность человека вступать в коммуникации, связи и отношения с другими личностями и развиваться под их влиянием, сохраняя собственную идентичность.

Нервно-психическая устойчивость

Нервно-психическая устойчивость — это способность человека быть устойчивым к негативным и стрессовым ситуациям. Военная служба предполагает значительные физические и психоэмоциональные нагрузки. Изменение ритма жизни, выполнение боевых задач вдали от дома и семьи, необходимость подчиняться, все это предъявляет повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья. У человека (кадета) с низким уровнем НПУ могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Моральная нормативность

Моральная нормативность – способность индивида понимать и принимать установленные в обществе нормы и правила взаимного поведения. В силовых структурах, как нигде более, есть необходимость соблюдения жестких норм и правил: это и необходимость подчинения командиру, и выполнение задач в команде.

Адаптивные способности.

Адаптивность — это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Она выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения. Высокая адаптивность –свойство, благодаря которому личность имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Указанные характеристики личности целесообразно определить при помощи многоуровневого личностного опросника «Адаптивность — 02».

Таким образом, исходя из перечня исследуемых характеристик личности, а также на основании обобщенных требований, предъявляемых кандидатам при поступлении в силовые структуры, можно составить следующую схему Методики (см. рис.1).

7. Условия и место проведения тестирования

Тестирование выполнялось анонимно с привлечением трех кадет старших классов ГКОУ КШИ № 5 «Преображенский кадетский корпус».

Исследуемым (добровольцам, желающим определиться с будущей профессией) были выданы анкетные листы методик, в соответствии с приложениями 1–3. Кроме того анкетируемые предоставили свои оценки по предметам обучения для определения физического уровня и интеллектуального потенциала. В устной беседе были определены личностные предпочтения к прохождению службы в том или ином роде войск (условно). Тестирование проводилось с ограничением по времени в 45 минут.

1. Объект исследования: кадет «С»

Схема исследовательской методики

Рис. 1. Схема исследовательской методики

Личные предпочтения : авиация.

Профессиональная направленность : «предпринимательский».

Профессиональная среда — решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

Интеллект: средний балл по текущим оценкам 4,5.

Физическая подготовка : «отлично».

Способен переносить тяжелые физические нагрузки длительное время.

Коммуникативный потенциал: 8/10 баллов.

Обладает высоким уровнем развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

Моральная нормативность: 8/10 баллов.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентирован на соблюдение общепринятых норм поведения.

Адаптивные способности: 9/10 баллов.

Достаточно легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро входит в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтен, обладает высокой эмоциональной устойчивостью.

Нервно-психическая устойчивость: 10/10 баллов.

Характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции.

Итоги тестирования : проанализировав результаты тестируемого и применив нашу Методику, можно сделать вывод, что наибольшего успеха, максимальной эффективности при выполнении своей работы кадет «М» может достичь при прохождении службы в военно-воздушных силах в качестве авиационного инженера или в военной разведке. В целом, личные предпочтения в данном случае совпали с результатами профориентации. В то же время не исключены высокие показатели при службе в других родах войск.

2. Объект исследования: кадет «А»

Личные предпочтения: разведка.

Профессиональная направленность: «предпринимательский».

Профессиональная среда — решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Интеллект: средний балл по текущим оценкам 4,2.

Физическая подготовка: «отлично».

Способен переносить тяжелые физические нагрузки длительное время.

Коммуникативный потенциал: 10/10 баллов.

Обладает высоким уровнем развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

Моральная нормативность: 10/10 баллов.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентирован на соблюдение общепринятых норм поведения.

Адаптивные способности: 10/10 баллов.

Достаточно легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро входит в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтен, обладает высокой эмоциональной устойчивостью.

Нервно-психическая устойчивость: 9/10 баллов.

Характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции.

Итоги тестирования: проанализировав результаты тестируемого и применив нашу Методику, можно сделать вывод, что наибольшего успеха, максимальной эффективности при выполнении своей работы кадет «А» может достичь при прохождении службы в разведке. В целом, личные предпочтения в данном случае совпали с результатами профориентации. В тоже время не исключены высокие показатели при службе в других родах войск.

3. Объект исследования: кадет «К»

Личные предпочтения: разведка.

Профессиональная направленность: «предпринимательский».

Профессиональная среда — решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Интеллект: средний балл по текущим оценкам 4,7.

Физическая подготовка: «отлично».

Способен переносить тяжелые физические нагрузки длительное время.

Коммуникативный потенциал: 5/10 баллов.

Обладает средним уровнем развития коммуникативных способностей, изредка бывает конфликтен.

Моральная нормативность: 10/10 баллов.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентирован на соблюдение общепринятых норм поведения.

Адаптивные способности: 6/10 баллов.

В течение некоторого времени адаптируется к новым условиям деятельности и входят в новый коллектив, на среднем уровне ориентируется в ситуации и вырабатывает стратегию своего поведения. Изредка бывает конфликтен, обладает хорошей эмоциональной устойчивостью.

Нервно-психическая устойчивость: 6/10 баллов.

Характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.

Итоги тестирования: проанализировав результаты тестируемого и применив нашу Методику, можно сделать вывод, что наибольшего успеха, максимальной эффективности при выполнении своей работы кадет «К» может достичь при прохождении службы в мотострелковых, танковых, инженерных войсках или артиллерии. В данном случае личные предпочтения не совпали с результатами профориентации. Для прохождения в разведке не рекомендован.

Заключение

Профессиональное ориентирование молодого человека — это очень важный этап в его жизни. Родители, школа, ближайшее окружение без сомнения способствуют правильному, по их мнению, выбору. Тестирование кадет-добровольцев позволяет сформировать пакет рекомендаций по дальнейшему выбору военных профессий. И чтобы выбор в наибольшей степени соответствовал желаниям, возможностям и способностям молодых людей и девушек, целесообразно использовать различный инструментарий профориентирования.

Литература:

  1. Профориентация ЕГЭ–ГИА Тестирование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://proforientatsia.ru
  2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. Л. Климов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://belog-ros.edu.yar.ru/bank.PDF
  3. Школа современных психотехнологий. [Электронный ресурс]. — [2012–2019].– Режим доступа: http://psy-resultat.ru/page207
  4. Энциклопедия психодиагностики. [Электронный ресурс]. — [2009–2022].– Режим доступа: https://psylab.info
  5. ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейский район г. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. — [2021].– Режим доступа: http://www.school531.ru
  6. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы // Молодой ученый, 2014. — № 6. — с. 679–681
  7. Долгушина Т. Н., Юревич С. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности// Научно-теоретический журнал. — Вып. 3 4 (16–17). — 2013.
  8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. — 254 с.
  9. Петровский Д. П. Мотивационный аспект профессионального самоопределения воспитанников старших классов кадетского корпуса // Вектор науки ТГУ. — № 2(2). — 2010. — С. 95–98.

[1] От лат. professio — род занятий; фр. orientation — установка.



Задать вопрос