Учим английский интересно с помощью IT-технологий | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 15.06.2022

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Гассий, Д. С. Учим английский интересно с помощью IT-технологий / Д. С. Гассий, Ж. С. Синолицына. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 121-127. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3148/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена актуальной теме внедрения IT-технологий в образовательный процесс в средней школе. На примере уроков английского языка авторы представляют исследование, проведенное в одной из школ г. Краснодара. Промежуточный контроль знаний был организован в виде онлайн-тестирования, переход на которое ученики осуществляли с помощью своих смартфонов и QR-кода. Для большего вовлечения школьников в процесс обучения были разработаны задания с использованием известного литературного персонажа.

Ключевые слова: тестирование, анкетирование, IT-технологии, иностранный язык, английский язык, средняя школа, грамматика.

В последние годы происходит активное развитие цифровых технологий, которые внедряются во все сферы жизни человека. Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, лишь ускорила этот процесс. Здравоохранение, образование, культура, торговля товарами и услугами — вот неполный перечень направлений, где компьютерные технологии расширяют свое присутствие наиболее быстро. Согласно статистике, за время ограничений на передвижение в мире значительно увеличился спрос на курсы онлайн обучения, интернет-лекции, виртуальные туры в музеи, просмотр кинофильмов, спектаклей [1].

Безусловно, самой активной частью населения, которая широко использует различные гаджеты, мобильные приложения, играет в компьютерные игры, пользуясь Интернетом, является молодежь. Это определяет современные требования к образованию — сделать его интересным, привлекательным с точки зрения применяемых технологий, интерактивным в плане обмена знаниями, общения в цифровом пространстве. Особой популярностью it-технологии пользуются при изучении иностранных языков. Яркие картинки, игры и видео ролики облегчают запоминание слов и выражений, а проверка знаний в игровом формате снимает уровень стресса ученика и сокращает время проверки заданий преподавателем. Учитывая популярность английского языка благодаря значительному количеству известных литературных произведений, снятым фильмам и музыке, особый интерес представляет разработка технических решений для его изучения.

Поэтому данное исследование обладает высокой значимостью и актуальностью с учетом мировых тенденций цифровизации образования на всех его уровнях.

Цель исследования заключается в создании технологии, позволяющей за короткий промежуток времени проверить знания по грамматике английского языка в виде теста, который может быть использован для промежуточного или итогового контроля.

Задачами исследования являются:

1) определить современные характеристики изучения иностранного языка,

2) разработать гипотезу исследования, основанную на роли it-технологий в процессе изучения иностранного языка,

3) обосновать использование образа Гарри Поттера при разработке грамматических заданий для школьников с помощью проведения социологического опроса,

4) разработать тест по грамматике английского языка для учеников 5-х классов средней школы, на основе изученного материала,

5) проверить гипотезу исследования на уроках английского языка в школе, используя it-технологии, позволяющие создавать онлайн-тесты,

6) предложить пути совершенствования и дальнейшего применения it-технологий для изучения иностранного языка в школе.

Объектом исследования является грамматика английского языка уровня 5 класса общеобразовательной школы.

Предмет исследования — it-технологии, применение которых возможно для проверки определенного объема знаний учеников 5 класса общеобразовательной школы.

Гипотеза данного исследования заключается в ведущей роли современных it-технологий в обучении иностранному языку, что позволяет сделать процесс увлекательным, современным и привлечь школьников к чтению книг в оригинале.

Новизна данной работы заключается в использовании школьниками новой лексики, неограниченной учебной тематикой, из популярной литературы для детей.

Важной задачей, на решение которой направлен проект, является обучение школьника использованию it-технологий для выполнения предложенных тестов, помочь ему усвоить грамматический материал и новую лексику.

Степень разработанности проблемы. Вопросам разработки и внедрения it-технологий в процесс изучения иностранного языка посвящено большое количество публикаций российских и зарубежных ученых, экспертов в области образования любого уровня. При подготовке исследования были изучены работы Зиньковской А. В., Андресян И. Ф. [2], Алиевой Ю. А. [3], Муллаголовой Э. Ш. [4], Назаровой Н. Б., Моховой О. Л. [5] Поисковая система Яндекс на запрос «it-технологии в обучении иностранному языку» выдает 9 млн. результатов. Это свидетельствует о высокой степени интереса общества к этой теме.

Данное исследование проводилось в период с 11.01.2022 по 01.02.2022 в 5-х классах Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 78 имени Героя Российской Федерации Николая Николаевича Шевелева и включало следующие этапы:

  1. Разработка основной идеи с определением гипотезы предполагаемого исследования.
  2. Разработка анкеты для проведения социологического опроса учеников 5-х классов МБОУ СОШ № 78.
  3. Проведение социологического опроса среди школьников.
  4. Обработка и описание полученных данных, графическое представление результатов.
  5. Составление глоссария школьной лексики «Study at Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry» на основе книги «Harry Potter and the Philosopher's Stone» («Гарри Поттер и философский камень»).
  6. Разработка теста для проверки знаний грамматики школьников уровня 5-ого класса средней школы.
  7. Программирование разработанного грамматического теста с помощью интернет-ресурса LearningApps.org https://learningapps.org/, формирование QR-кода для облегчённого доступа школьникам.
  8. Проверка знаний грамматики английского языка учеников уровня 5-х классов с помощью разработанного онлайн-теста на уроках.
  9. Оформление результатов исследования в реферативной форме.

В данном исследовании под методикой работы понимается последовательно описанный путь достижения обозначенной цели с указанием методов и средств работы автора.

На первичном этапе разработки методики обучения английскому языку с помощью it-технологий предполагалось определение проблемы исследования. Было установлено, что основная идея заключается в проверке знаний грамматики английского языка у школьников 5-х классов. После формулирования данной задачи, был определен перечень грамматических тем, которые необходимо включить в задания. Были выбраны следующие изученные школьниками темы:

— Present Simple,

— Past Simple,

— Present Continuous,

— превосходная степень прилагательных,

— постановка вопроса.

На следующем этапе разработки методики обучения, необходимо было определить требования (критерии) к реализации самого процесса проверки знаний у школьников, т. е. речь идет о выборе метода. Учитывая возраст школьников, время, отведенное на 1 урок английского языка, количество учеников в классе было предложено выдвинуть следующие критерии отбора метода проверки:

1) короткий промежуток времени для проверки: процесс проверки знаний не должен превышать 15 минут,

2) моментальный результат для учителя: можно сразу после завершения проверки увидеть оценку,

3) игровая форма: проверка знаний должна быть интересной, тематика знакомой, близкой для школьника,

4) техническая простота выполнения: система проверки должна быть доступна школьнику в самой простой форме,

5) интересная подача материала для школьников 5-х классов.

Таким образом, на основе представленных критериев для проверки знаний был выбран метод компьютерных технологий — тестирование. Автором исследования является студентка 3 курса компьютерной академии «ШАГ» и победитель Всероссийского конкурса WorldSkills Russia Junior по программе «Профильные техотряды» (2021 г.). Имеющиеся навыки и компетенции позволили автору выбрать интернет-ресурс https://master-test.net/ru для программирования грамматического теста. Этот ресурс позволяет создать тест в простой, доступной форме с возможностью выбора одного варианта ответа, а также сформировать QR-код для облегчённого доступа школьников на сайт.

Следующим шагом явилось определение литературного персонажа, использование образа которого помогло бы заинтересовать учеников, сделать проверку грамматики менее стрессовой. Автором было решено, что выявить литературного героя возможно методом социологического опроса, т. е. спросить у самих учеников 5-х классов какой персонаж был бы им интересен при изучении английского языка в школе.

С этой целью была разработана анкета для определения любимого персонажа книги для учеников 5-х классов средней школы (Приложение 1). Она состоит из 5 простых вопросов. Для ее заполнения достаточно обвести один из предложенных ответов. В течение 3-х дней ученики 5-х классов СОШ 78 проходили анкетирование, по результатам которого было установлено, что Гарри Поттер является наиболее привлекательным персонажем для большинства школьников и они хотели бы изучать английский язык, используя сюжеты из одноименной книги. Полученные данные в результате проведенного опроса были обработаны и проанализированы статистическим методом (подсчет голосов, их группировка и сравнение), что позволило описать представленные в следующем разделе результаты.

Следующим этапом явилось прочтение автором исследования книги J. K. Rowling “Harry Potter and the Philosopher's Stone” и формирование глоссария интересных слов, касающихся обучения Гарри Поттера в школе волшебства Хогвартс. Составленный глоссарий использовался при разработке грамматического текста на тему «Study at Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry».

Далее на основе установленных вводных данных (перечня грамматических тем, литературного персонажа, метода проверки) был разработан грамматический тест, включающий 15 вопросов (доступен по QR-коду). Данные задания были внесены в программу тестирования на интернет-ресурсе https://learningapps.org/. LearningApps.org — это бесплатный интернет-сервис, который позволяет создавать тесты и ориентирован на потребности учителя. Его использование не предполагает установку какой-либо специальной программы для проверки знаний школьников или студентов. Эту систему отличает также простота создания теста. Для начала работы с тестом необходимо воспользоваться интернет-ссылкой https://learningapps.org/watch?v=pawe7sf8522 или QR-кодом, сформированным для упрощенного доступа в систему:

Любое имеющееся у учеников устройство (мобильный телефон, планшет и т. д.) способно отсканировать данный QR-код и перейти на сайт. Это и являлось одной из задач исследования — создать проверочную систему знаний грамматики английского языка, которая отличалась бы простотой и доступностью использования. Тестирование занимает 12–15 минут. Вес одного правильного ответа 10 баллов. Для проверки созданной оценочной системы было проведено тестирование на знание грамматики учеников 5-х классов СОШ 78. В качестве оценки результатов было предложено 2 варианта:

Результат, кол. правильных ответов

Оценка

12–15/15

Отлично

8–11/15

Хорошо

4–10/15

Удовлетворительно

0–3/15

Неудовлетворительно

или

8–15/15

Зачет

0–7/15

Незачет

Реализация проекта предполагала проведение исследования непосредственно среди школьников, изучение их мнения, онлайн тестирование и получение обратной связи (понравился ли им такой формат проверки знаний или нет). Разработанная анкета на определение наиболее интересного и узнаваемого персонажа (Приложение 1) была роздана автором проекта ученикам пятых классов СОШ 78 (5а, 5б, 5в, 5д, 5ж). Всего в опросе приняли участие 105 человек.

В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты:

Распределение ответов на вопрос 1. За что ты любишь книги? (кол. чел.)

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос 1. За что ты любишь книги? (кол. чел.)

Как видно из представленного рисунка, большинство школьников рассматривают книгу как возможность погрузиться в волшебство, в мир фантазии и неограниченных возможностей.

Одной из основных идей данной работы является привлечение школьников к чтению книг на английском языке. Полученные ответы на вопрос об интересе к чтению в целом свидетельствуют, что ученики в большинстве своем либо читают постоянно, либо готовы заняться чтением при условии, если книга будет интересна и у школьника имеется достаточно времени на нее (64 чел.).

Распределение ответов на вопрос 2. Читаешь ли ты сейчас какую-нибудь книгу? (кол. чел.)

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос 2. Читаешь ли ты сейчас какую-нибудь книгу? (кол. чел.)

Причем жанр книг, которые нравятся школьникам в большинстве ответов связан с фэнтэзи, что соотносится с результатами ответов на первый вопрос анкеты.

Распределение ответов на вопрос 3. Завтра в школу нужно принести книгу на выбор. Что это будет? (кол. чел.)

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос 3. Завтра в школу нужно принести книгу на выбор. Что это будет? (кол. чел.)

Примечательно, что только 1 человек выбрал из предлагаемого перечня рассказы о животных, 3 человека — сказки.

Чтобы проверить предположение автора об узнаваемости Гарри Поттера как персонажа известной книги, автор включил цитату из первого романа о юном волшебнике («Гарри Поттер и философский камень») в вопрос анкеты. В результате 93 человека узнали книгу, что составило 88,5 % от числа всех опрошенных. Полученные результаты означали, что наиболее подходящим персонажем, чей образ можно использовать в разрабатываемом тесте, является Гарри Поттер.

На последний вопрос анкеты — хотят ли ученики изучать английский язык на основе сюжетов книг о Гарри Поттере — большинство ответило положительно (5 человек предпочли бы книгу «Алиса в Стране чудес»):

Распределение ответов на вопрос 5. Готов ли ты учить английский язык по книгам о Гарри Поттере? (кол. чел.)

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос 5. Готов ли ты учить английский язык по книгам о Гарри Поттере? (кол. чел.)

Таким образом, анкетирование позволило выявить наиболее интересный для школьников литературный персонаж, а также установить их готовность читать книги.

Следующим этапом явилось составление глоссария, который использовался при разработке грамматического теста. Согласно сюжету первой серии книг о Гарри Поттере, большая часть сюжета связана с началом его учебы к Школе Хогвартс, уроками и подготовки к ним. Поэтому тематика глоссария была сформулирована как «Study at Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry».

После прохождения данного этапа был разработан тест, который был представлен на уроках английского языка в пятых классах СОШ 78. Школьники без труда пользовались QR-кодом для перехода к тестовым заданиям. Тестирование заняло в среднем не более 15 минут. Учителя смогли сразу же оценить результаты проверки грамматики на экранах мобильных телефонов и планшетов учеников.

После тестирования школьникам было предложено оценить предложенную автором идею оценки знаний грамматики английского языка с помощью it-технологий. По результатам опроса 91 школьник оценил положительно возможность проверки знаний в форме онлайн тестирования, 12 учеников отрицательно отнеслись к предложению проводить промежуточные или итоговые контрольные в таком виде, 2 человека затруднились с ответом.

Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты полностью. Разработанный метод проверки знаний в области грамматики может быть использован в школьной практике проведения уроков английского языка.

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

  1. Процесс изучения иностранного языка характеризуется растущей потребностью в создании доступных, интересных технологий подачи материала, его визуализации, снижением времени на проверку знаний. Интерактивность и технологические решения становятся главными критериями образовательного процесса.
  2. Исследование позволило подтвердить гипотезу автора о значительной роли it-технологий в процессе изучения иностранного языка. Компьютерные технологии упрощают процесс обучения, делают его интересным. Игровые приемы позволяют снизить уровень стресса при проверке знаний у школьников, а также повысить их готовность читать книги, в том числе на иностранном языке.
  3. Проведенный социологический опрос позволил школьникам почувствовать себя частью процесса обучения. Фактически выбор тематики и героя тестовых заданий был определен самими учениками. Последующее тестирование в классах показало наличие большого интереса к подобной форме проверки знаний.
  4. Существующие бесплатные цифровые платформы позволяют создавать оценочные решения для проверки промежуточных и итоговых знаний школьников. Они отличаются простотой, доступностью, значительно экономят время педагога на оценку результатов.
  5. Созданная тестовая система может быть дополнена иными заданиями, включая аудио и видео контент, интернет-ссылками на интересные статьи, сюжеты, видео блоги. Способы ответов могут быть также расширены, что позволит повысить уровень сложности. Это может быть использовано для школьников старших классов. Для учителей английского языка подобная система промежуточного или итогового контроля может стать инновационным дополнением в работе, улучшит контакт с учениками за счет использования современных гаджетов в процессе обучения, увеличит время на изучение иного материала, не связанного с контролем и проверкой знаний.

Таким образом, в результате проведенного исследования достигнута цель и выполнены поставленные задачи. Обоснована необходимость внедрения в процесс обучения английскому языку it-технологий, позволяющих заинтересовать школьников и помочь им освоить дисциплину в доступной, современной форме.

Приложение 1

Анкета для определения любимого персонажа книги для учеников 5-х классов средней школы

  1. За что ты любишь книги?

А. Красивая обложка.

Б. Красивые картинки

В. В книге возможно все

Г. Главный герой побеждает зло.

2. Читаешь ли ты сейчас какую-нибудь книгу?

А. Да, я читаю постоянно.

Б. Нет, так как мне интересней играть в компьютерные игры.

В. Я раньше читал, но сейчас больше смотрю фильмы.

Г. Я бы читал, но либо не могу найти интересную книгу, либо нет времени.

3. Завтра в школу нужно принести книгу на выбор. Что это будет:

А. Приключения.

Б. Сказки.

В. Рассказы о животных.

Г. Фэнтези.

4. «Не забывайте о том, что все великие волшебники в истории в свое время были такими же, как мы, — школьниками. Если у них получилось, то получится и у нас». Узнаёшь из какой это книги?

А. В. Драгунский «Удивительные приключения Дениса Кораблёва».

Б. М. Твен «Приключения Тома Сойера».

В. Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес».

Г. Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

5. Готов ли ты учить английский язык по книгам о Гарри Поттере?

А. Нет, мне неинтересно. Школьный учебник меня вполне устраивает.

Б. Было бы здорово!

В. Конечно, я бы учил английский язык с помощью книг, но пусть это будет «Алиса в Стране чудес».

Литература:

  1. Анна Устинова. Обучи ученого: спрос на онлайн-образование на карантине вырос в 2,5 раза. Большой популярностью пользовались курсы по иностранным языкам, созданию бизнеса и продажам. URL: https://iz.ru/1015821/anna-ustinova/obuchi-uchenogo-spros-na-onlain-obrazovanie-na-karantine-vyros-v-25-raza
  2. Зиньковская, А.В., Андресян, И. Ф. Особенности компьютерного тестирования как вида контроля качества знаний при обучении иностранному языку // БГЖ. 2019. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompyuternogo-testirovaniya-kak-vida-kontrolya-kachestva-znaniy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23.05.2022).
  3. Алиева, Ю. А. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам // Проблемы Науки. 2012. № 4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-tehnologii-kak-sredstvo-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 25.05.2022).
  4. Муллаголова, Э. Ш. Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 19–22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14518/ (дата обращения: 26.05.2022).
  5. Назарова, Н.Б., Мохова, О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24564 (дата обращения: 26.05.2022).


Задать вопрос