Иллюстрирование как средство активизации интереса и понимания читающих | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №7 (59) июль 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Козлова, А. Ю. Иллюстрирование как средство активизации интереса и понимания читающих / А. Ю. Козлова, О. А. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 7 (59). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3079/ (дата обращения: 27.04.2024).



Работа, далее по тексту проект, описывает методику использования иллюстраций, как способ стимуляции визуального мышления, предполагает создание творческого альбома авторских иллюстраций [1].

Ключевые слова: визуальное мышление, интерес, литература, иллюстрация.

В последние десятилетия изменилось информационное пространство вокруг нас: традиционная письменная культура с преобладающим в ней линейным текстом стремительно сменяется культурой визуальной [1,5,6] . Мир, насыщенный электронными коммуникациями, формирует иной тип восприятия и культуру мышления, ориентированную на нетекстовую, образную информацию, позволяющую быстро переключаться между разрозненными и разнородными смысловыми фрагментами. В первую очередь новый тип мышления формируется у детей и подростков [1,6]. Это дало посыл к наблюдениям, и как итог этих наблюдений — постановка проблемы: отсутствие интереса к материалу школьной программы [2]. Складывается впечатление, что книга, как источник информации, опыта, чувств и вдохновения, стала не актуальна для современного человека [2]. И чтобы убедиться [2] или опровергнуть свои догадки [2], мы решили провести исследование, взяв за объект произведения литературы, составляющие школьную программу [2,3]. Проведя опрос среди учащихся среднего звена школы № 16 г. Белово Кемеровской области на предмет понимания и восприятия смысла, образов, характеров, изучаемых произведений литературы школьной программы [2], и проанализировав его, мы смогли выдвинуть следующие предположения:

— Произведения классической литературы малопонятны и малоинтересны, поскольку быт, уклад [1], и происходящие на этом фоне события, сильно отличаются от современных реалий.

— Современному школьнику интереснее просмотр экранизации произведения, поскольку мультимедийная информация легкодоступна и понятна, и в этом ей главный помощник — визуальный ряд.

— Современный читатель оценивает ни только содержание книги, но и наполнение и оформление её [2].

На основании этого можно выделить актуальность проблемы: необходимо облегчить восприятие и вследствие этого поднять интерес к художественной литературе школьной программы [2,4].

Цель работы: создание альбома иллюстраций к произведениям школьного курса литературы [1,4].

Основные задачи проекта:

  1. Определить уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы.
  2. Выявить и проанализировать, чем вызваны затруднения в понимании и малый интерес к ним.
  3. Создать творческий альбом авторских иллюстраций.
  4. Познакомить учащихся с иллюстрациями к произведениям [1,4].

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Продуктом проекта является альбом авторских иллюстраций, отражающий восприятие образов художественной литературы, характерных возрастным особенностям учащихся 5–9 классов.
  2. Знакомство учащихся со средствами выражения [1] литературных образов, посредствам визуального ряда — иллюстраций.
  3. Стимуляция интереса и понимания произведений художественной литературы с помощью художественных средств выражения и творческого подхода [1,3].

Краткая характеристика продукта.

Продукт — альбом открывается поэтическими произведениями:

— Лирика Федора Ивановича Тютчева отображается в таких красках, что передаёт немного ощущения чего-то сказочного и безвозвратно утерянного, застывшего в истории очарования старого города.

— Символические строки Алексея Константиновича Толстого отожествлены с могучей силой природы.

— Живопись на поэтические строки Саши Чёрного , такие игривые и понятные каждому, пейзажи, которые видит любой из нас, повсеместны и такие читаемые.

— Иллюстрация к Михаилу Михайловичу Пришвину, признанного мастера олицетворения природы, который не только видел и наблюдал, но и слышал и осязал, передовая и вкладывая это в строки своих произведений. Его фраза «Мне нужен какой-нибудь кончик природы, похожий на человека …» [7] говорит [7] об отношении к природе, как к живому организму — человеку, именно это и показано на иллюстрации — окружающий нас мир живой природы, как девушку несущую жизнь.

— Иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича Пушкина , это фейерверк красок, перемешенных с фольклором, пронизанных русским духом. И от каждой строки шлейф русской сказки, красоты слога и мазка.

Народное устное творчество — сказки, песни, потешки, прибаутки — дают посыл к фантазийным, колоритным и непосредственным воплощениям на бумаге.

Василий Макарович Шукшин , его отношение к Родине, к Родному краю, к человеку, живущему рядом с нами, его наблюдательность, теплота и любовь — всё это легко передаётся в иллюстрациях. Красота Алтая — жёлтого от полевых трав в контрасте могучих кедров, его герои такие характерные, добрые и смешные — простой человек на своей земле.

Думая о сложности жизненного пути человека, нам хочется остановится на произведении Владислава Титова — нашего современника, шахтёра, человека, потерявшего руки и написавшего своё творение карандашом, который держал зубами. Именно его судьба и дала мне посыл к этой иллюстрации, в которой показан тяжкий труд, мрак, трагизм, и в то же время, луч света надежды и желания жить. Эта тема — жажда жизни, трагичности судеб прослеживается и в следующих иллюстрациях, посвящённым памяти Великой Отечественной войны.

Таким острым пятном страниц истории Великой Отечественной войны являются концлагеря. И думая об этом — тяжелом не всегда нами осознанном, поскольку это невозможно, ни понять, ни осознать, настолько боль велика и ужас, я передала символически — на образах, взяв за ориентир одно из современных и экранизируемых произведений Томаса Кенелли «Список Шиндлера».

В продолжение страниц судеб, которые далее прослеживаются в иллюстрациях — стихотворение, написанное в 1943 году Вероникой Тушновой «Кукла», где показана вся боль утраты глазами ребёнка, на образе потерянной куклы.

В заключении — графика, посвященная строкам известной песне-балладе «Бухенвальдский набат» , отдавая тем самым дань памяти и ставя таким образом точку в серии иллюстраций.

Каждая иллюстрация альбома была выполнена в отдельной технике с использованием разных материалов и отожествляется соизмеримо тем чувствам, эмоциям и восприятию образов того произведения, к которому она была написана. Неслучайно техники исполнения и манера письма лирики, сказок или произведений, основанных на реальных событиях — различна: жесткая графика или легкие пейзажи — всё это показывает уровень понимания, образности и накала чувств, которые вызывает прочитанное произведение. Результатом проделанной аналитической работы стало исследование, которое, как и продукт, стимулировало не только интерес к литературе, но к творческому процессу (созданию иллюстрации), а также к анализу данных произведений школьной программы [1]. Это и предаёт этому проекту практическое применение [1].

Литература:

  1. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://centreinstein.ru/wp-content/uploads/2021/04/public_12.04.21_03.docx https://centreinstein.ru/top/publicacii/npk/p225/
  2. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://moluch.ru/young/archive/44/2365/, https://elibrary.ru/item.asp?id=44815606
  3. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://school-science.ru/15/10/51028, https://school-science.ru/15/10/51028? %3F %3Fhistory=15&pfid=1&sample=12&ref=1
  4. Козлова А. Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих / [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://schoolstars.ru/item-work/2021–2044/
  5. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. В. Г. Николаев // Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: http://lib.rus.ec/b/154221/read#t2.
  6. Ромашина Е. Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX–XX вв./ Проблемы образования № 6–2004 //Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: http://www.pmedu.ru
  7. Природа и человек в творчестве М. Пришвина/Педагогика школьная/ [Электронный ресурс] электрон. б-ка. — Режим доступа к ст.: https://portalus.ru


Задать вопрос