Сравнение содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 14.05.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Громыко, А. А. Сравнение содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России / А. А. Громыко, А. А. Белоусов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3083/ (дата обращения: 28.04.2024).



Проведен анализ содержательного блока формирования финансовой грамотности в системах образования Великобритании и России. Приведено понятие финансовой грамотности и рассмотрены учебно-методические материалы для разных уровней образования.

Ключевые слова : финансовая грамотность, система образования.

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества .

Джон Брайант

В современном мире финансовая грамотность играет важную роль. Это связано с потребностью каждого человека в распоряжении собственными финансами и участии в экономических операциях. Помимо этого, быстроменяющаяся экономическая ситуация в мире также требует огромного внимания со стороны уровня финансовой грамотности. Многие страны давно заметили, что финансовая грамотность является неотъемлемой частью жизни каждого человека и требует необходимого уровня сформированности, что провело к проведению специализированных тестирований определения уровня взрослого населения, а особенно подрастающего поколения. Ответственность за формирование финансовой грамотности несет государство и государственные институты. Изучением финансовой грамотности занимается большое количество зарубежных и российских экономистов, финансистов, аналитиков. Так в работах [1, 2, 3, 4] вводится определение понятия «финансовой грамотности» содержание которых сводится к умению использовать финансы для решения личных жизненных задач. Анализ обширной научной литературы, позволяет вывести определение финансовой грамотности, который включает в себя особую форму способностей конкретного человека или группы лиц по формированию умений и навыков рационального использования финансов в экономических отношениях.

Система формирования финансовой грамотности индивидуальна для каждой страны. Целью данной статьи является выявление особенностей системы финансовой грамотности Великобритании и России. Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в форме обязательного компонента.

С октября 2015 года в Великобритании формирование финансовой грамотности входит в Новую Стратегию развития, разработкой и внедрением которой занималась Консультативная служба по денежным вопросам. Новая Стратегия определилась мотивационной потребностью граждан Великобритании разного возраста, начиная от детей и подростков до пожилых людей и пенсионеров. Для каждой возрастной группы разрабатывался свой план.

С 2014 года в школах Великобритании финансовая грамотность была введена как новый учебный предмет. В системе образования Великобритании вводятся следующие блоки изучения предмета «Financial literacy»:

  1. Сбережения;
  2. Кредиты;
  3. Финансовые риски и ставки;
  4. Финансовая безопасность и мошенничество;
  5. Государственные выплаты;
  6. Собственный бюджет.

Блок «Сбережения» позволяет ученикам и студентам выявить наиболее эффективные способы экономии денежных средств, проводить расчеты по процентам. Отдельным вопросом рассмотрено влияние финансовых отношений на психическое здоровье граждан.

Блок «Кредиты» позволяет научиться планировать расходы, составлять бюджет, а также проводить расчеты по ставкам кредитования.

Блок «Финансовые риски и ставки» определяет годовые процентные ставки, финансовые долги.

Блок «Финансовая безопасность и мошенничество» рассматривает виды мошенничеств и краж, а также способов защиты от мошенничеств.

Блок «Государственные выплаты» определяет стипендии, гранты и финансовые поощрения, налоги, пенсии и льготы.

Блок «Собственный бюджет» позволяет каждому ученику планировать свой бюджет, вести учет доходов и расходов, а также проводить осмысленный анализ всех финансовых операций.

В России формирование финансовой грамотности носило косвенный характер, а именно: задания, связанные с финансами и финансовыми отношениями, были включены в рамках других образовательный предметов (математика, экономика, обществознание). С 2022–2023 учебного года, в системе образования России планируется внедрение нового учебного предмета. В соответствии с новым ФГОС, был разработан Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», организованного Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, в рамках реализации которого было подготовлено 17 учебно-методических комплектов для школ (2–11 класс), а также для учебных заведений СПО. Данные УМК рекомендуются к введению в систему начального, основного, среднего общего образования.

Содержательный блок программы по финансовой грамотности в России включает в себя обязательное обоснование и разбор следующих тематических разделов:

– Риски и финансовая безопасность;

– Кредитование;

– Страхование;

– Возможности пенсионного накопления;

– Финансовые механизмы работы предприятия;

– Организация и ведение собственного бизнеса;

– Финансовые механизмы работы предприятия.

Особенностью данного предмета является цикличность в изучении каждого блока в системе основного общего образования и среднего общего образования является с последующим усложнением тем. Так, например, при изучении раздела «Страхование» в 7 классе предлагается изучить понятие страхования, его виды, особенности личного, медицинского страхования. В 8 классе изучение раздела дополняется новыми видами страхования, а также способами защиты нажитого имущества.

Таким образом, системы формирования финансовой грамотности имеют существенное сходство в содержательном блоке: при изучении данного предмета рассматриваются вопросы, описывающие финансовую грамотность в отношении кредитов, личных сбережений, государственных выплат, безопасности в финансовой сфере, то есть самые основные блоки, с которыми любой гражданин любой страны может столкнуться.

Литература:

  1. Маринина Н. С. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности // Вестник науки. 2021. № 5–1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 12.05.2022).
  2. Митаева Ю. А. Формирование основ финансовой грамотности у школьников. Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14608/1/Mitaeva2.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
  3. Нестерович В. П. Финансовая грамотность школьников: опыт Великобритании // Современное педагогическое образование. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-shkolnikov-opyt-velikobritanii (дата обращения: 12.05.2022).
  4. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36–45.
  5. J. England, P. Chatterjee. Financial education: A review of existing provision in the UK. URL: https://dera.ioe.ac.uk/7210/1/rrep275.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
  6. Financial Literacy. Student Workbook URL: https://cbseacademic.nic.in/web_material/Curriculum22/publication/middle/financial_Literacy_classVI.pdf (дата обращения: 12.05.2022).


Задать вопрос