Мир детства в автобиографическом произведении Джаннетт Уоллс «Замок из стекла» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 30.04.2022

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Молодкина, Л. А. Мир детства в автобиографическом произведении Джаннетт Уоллс «Замок из стекла» / Л. А. Молодкина, В. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3051/ (дата обращения: 02.05.2024).



В 2005 г. американская журналистка Джаннетт Уоллс опубликовала свою книгу «Замок из стекла», которая оставалась в списке бестселлеров New York Times в течение 100 недель и стала сенсацией в современной литературе.

В автобиографическом произведении «Замок из стекла» Дж. Уоллс делится историей своего детства и взросления в многодетной и весьма необычной семье, в которой использовались странные и порой шокирующие методы воспитания. Читателей привлекли мужество и искренность Джаннетт Уоллс, которая осмелилась сказать о самом сокровенном и открыть для всех мир своего детства.

В современном литературоведении возрастает интерес к осмыслению темы детства, писатели находят новые ракурсы в изображении детского мира. Цель нашей работы — исследованиеспецифики изображения мира детства в автобиографическом произведении американской журналистки Джаннетт Уоллс «Замок из стекла».

В русском переводе книга вышла под названием «Замок из стекла. Что скрывает прошлое» [4]. Данное произведение относится к автобиографическому жанру, поскольку в центре событий книги находится история жизни главной героини.

Автобиографический жанр имел важное значение в многообразном литературном процессе XIX и XX веков и продолжает активно развиваться в современной литературе. Важно отметить, что в мемуарно-автобиографических произведениях как русской, так и зарубежной литературы детство понимается как смыслоопределяющий период жизни. На страницах книг открывается мир детства — созданная писателем художественная реальность, увиденная с точки зрения (позиции) ребенка [2]. Произведение «Замок из стекла» Дж. Уоллс занимает значимое место в литературе последних десятилетий, так как, основываясь на богатых традициях художественно-автобиографического жанра, нестандартно отображает мир детства.

При исследовании особенностей отображения детского мира в «Замке из стекла» мы выделили несколько концептов, являющихся важными составляющими микромира произведения: концепт детства , концепт дома и концепт семьи . Данные концепты являются универсальными в литературе разных стран и важными составляющими языковой картины мира человека.

Понятие «концепт» намного объемнее лексического значения слова, он расширяет его значение и, по мнению Д. С. Лихачева, оставляет «возможность для сотворчества, домысливания и для эмоциональной ауры слова», «является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» [1]. Концепты — это своеобразные « послания (message), которые могут по-разному восприниматься адресатами» [1]. Для понимания концептом важны мотивы — «компоненты произведения, обладающие повышенной значимостью (Семантической насыщенностью)» [5].

Концепт детства в «Замке из стекла» имеет необычную репрезентацию. Дж. Уоллс родилась в неблагополучной семье, ее родители вели странный образ жизни: не имели постоянной работы, переезжали из штата в штат, скрываясь от кредиторов и полиции. Семья жила в трейлерных городках, на стоянках прицепных вагонов, в полуразваленных домах, а Джаннет, ее сестры Лори и Морин, брат Брайан часто голодали, не имели самых необходимых вещей.

Значимым в произведении становится мотив раннего взросления . С этим мотивом связан образ ребенка , поведение и тип мышления которого совершенно не соответствует его фактическому возрасту. Ребенок пытается постигать законы бытия: «Я живу в мире, где пожар может начаться в любой момент. Значит, всегда должна быть на чеку» [4].

Принципы воспитания в семье Уоллс были весьма нестандартным. «Мама … всегда говорила, что люди слишком сильно переживают по поводу своих детей», «некоторая доля страданий в детском возрасте полезна» [4]. Но такой подход к воспитанию не способствовал формированию безответственности и отрицательных, разрушительных качеств характера: дети в семье Уоллс росли самостоятельными, всегда относились друг к другу с заботой и уважением. Здесь утверждается мысль, что детскому мировосприятию доступно понимание истинных духовных ценностей . Неготовность впитывать в себя зло является важной составляющей концепта детства .

Свидетельством общности детского и взрослого миров в этот период является прекрасная и несбыточная мечта Рекса, отца Джаннет, — построить замок из стекла в пустыне. Символическое название книги «Замок из стекла» — концептуальная метафора, являющаяся составной частью концепта детства, который вмещает в себя мечту, чистоту и прозрачность детского мировосприятия, мотив хрупкости детского мира .

На протяжении второй части книги «Пустыня» семья путешествует по разным штатам Америки. Кочевая жизнь была вынужденной мерой: родители скрывались от кредиторов и искали место, где можно было хоть как-то устроиться на короткое время. Но можно предположить, что путешествие — метафора внутреннего развития ребенка, мотив странствия символизирует формирование целостной личности. Неслучайно путешествия семьи окончились в неприметном шахтерском городке — Уэлче, где происходит внутреннее разъединение детей и родителей, явившееся неизбежным следствием взросления. Котлован под фундамент замка из стекла засыпали мусором сами Уоллсы, что становится символом крушения мечты о будущем семьи. Мотив разрушения традиционного детского мира становится ведущим в произведении.

Безответственные и живущие, «как им хочется», родители не смогли покинуть свой детский мир, грубо нарушая важную грань между двумя началами: взрослым и детским. Читатель может наблюдать, как постепенно родители и дети меняются местами, и именно дети начинают вести себя намного более ответственно и осознанно, чем собственные родители.

Джаннет начала подрабатывать, присматривая за детьми в других семьях, и в тринадцать лет ей пришлось стать хозяйкой дома, в то время как отец обманом пропивал все деньги, а мать отказалась идти на работу. Джаннетт поклялась себе, что никогда не повторит судьбу матери. Мотив выбора жизненного пути и личной ответственности подтверждается моделью поведения главной героини — «ребенок как взрослый» .

В школе Уэлча дети сталкиваются с травлей: «с нами хотели драться, потому что у нас были рыжие волосы, потому что наш папа был алкоголиком, потому что мы мылись не так часто, как следовало бы» [4]. В этой ситуации родители проявили полное безразличие. Перед детьми встает проблема социализации . Мотив одиночества усиливается тем, что у Джаннетт не было друзей, и она более всего хотела «стать частью группы или коллектива», члены которого не пересаживались бы от нее, как только она присела рядом.

Точкой разрыва с родителями стала ситуация, когда отец избил Джаннет ремнем, так как она открыто упрекнула родителей в безответственности. Рекс и раньше сек детей за проступки, но они не обижались, и ни разу до этого автор не упоминает о чувстве боли. Сейчас жгучая боль и обида стали для Джаннет толчком к принятию важных решений: никогда больше не терпеть унижений от отца, уехать от родителей и начать самостоятельную жизнь. Удивительно, но Джаннетт не озлобилась и не потеряла надежды. В художественном мире произведения столкновение детской невинности с несправедливостью взрослого мира влечет формирование у ребенка сильного чувства ответственности .

Несмотря на кажущееся отсутствие ограничений и всяких правил в семье Уоллс, родители фактически не давали детям права выбора. Постоянные переезды, отсутствие дома, полуголодное существование — все это было навязано родителями. Мечта повзрослевших Джаннет и Лори переехать в Нью-Йорк и получить образование встретила сопротивление отца и матери. С помощью мотивов отсутствия выбора , подавления индивидуальности обнажается извечный конфликт отцов и детей.

Джаннетт очень долго не удается вписаться во взрослый мир, потому что она преследуема прошлым. Концепт детства неразрывно связан с мотивом стыда .

Преодоление прошлого и принятие своей жизни во всей полноте — основные мотивы предпоследней части произведения («Нью-Йорк»). Благодаря невероятной силе духа Джаннетт смогла вырваться из цепей стыда, взять верх над страхами детства. Только принятие прошлого как неотъемлемой части собственного существования помогает героине достичь внутренней гармонии.

Детство в художественном мире Уоллс — это не ограниченный временем период, а состояние, которое человек переживает, переосмысливает вновь и вновь, а детский мир навсегда остается частью бытия взрослого человека.

Концепт дома является одним из важнейших в мировой литературе. Одно из значений слова дом — «место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни» [3].

В «Замке из стекла» отсутствует дом в привычном понимании. Дети с самого раннего возраста были лишены привязанности к определенному месту, которое могли бы с уверенностью назвать своим домом. Детство Уоллсов прошло без ощущения пристанища, надежного убежища. Мотив незащищенности и бесприютности подчеркивается отсутствием традиционных атрибутов детской жизни: «спали в картонных коробках», «в пустыне ловили змей, скорпионов и огромных лягушек», «поддерживали свое существование подобно кактусам» [4].

Для детей в семье Уоллс дом имел значение временного жилища, не отделённого от внешнего мира. Поэтому взрослая Джаннетт пытается сделать свой собственный дом роскошным и уютным, но не находит в нём покоя из-за мыслей о родителях и стыда за них. Только примирившись с прошлым, Джаннетт обретает свой настоящий дом, в котором живёт вместе с мужем и матерью. Концепт дома в «Замке из стекла» обретает особое значение: это место, где человек находится в гармонии с собой и теми, кого он любит.

С концептом дома тесно связан концепт семьи. Для ребенка семья — часть его мира и основа бытия, в семье формируется личность человека.

В автобиографии «Замок из стекла» концепт семьи раскрывается через противоречивые образы родителей, Рекса и Роз-Мари Уоллс, которые оказали серьезное влияние на формирование картины мира детей. Определяющим в отношении отца и матери к детям является мотив искаженной родительской любви . Детская легкомысленность родителей, граничащая с эгоизмом, алкогольная зависимость Рекса Уоллс — всё это оставило серьёзный отпечаток на психологическом состоянии детей.

Можно утверждать, что ведущий мотив разрушения традиционных представлений о семье становится связующим для следующих мотивов : родительской безответственности, отсутствия воспитания и отсутствия материальной защищенности .

Одной из наиболее важных сцен во всей книге, в том числе по словам самой Джаннетт Уоллс, которая в своих интервью неоднократно называла этот момент самым ярким воспоминанием из детства, является день Рождества. На этот праздник у семьи совершенно не осталось денег, чтобы купить детям подарки, поэтому отец Джаннетт нашел весьма необычный выход из ситуации — предложил своим детям выбрать по одной понравившейся им звезде и получить ее в качестве подарка на это Рождество. «Выбери самую красивую звезду», — сказал мне папа в тот вечер» [4]. Джаннетт выбрала, как ей показалось, самую красивую: «Вот так он подарил мне Венеру». Действительно, любовь отца можно назвать искаженной, но нельзя назвать неискренней.

Уже после смерти отца взрослая Джаннетт признается: «Как бы странно это ни звучало, но я всегда знала, что папа любил меня так, как не любил никто другой» [4]. Так актуализируется мотив всепрощающей любви ребенка к родителям.

Концепт семьи раскрывается с помощью мотива поиска идеала семьи . Несмотря на то, что в семье Уоллс разрушались всяческие представления о полноценной семье, главная героиня отчаянно этому противостоит. Она создает свою семью с любящим мужем и воссоединяется с матерью. В конце книги вся семья собирается в доме Джаннетт за ужином в День благодарения. Таким образом, в концепте семьи автор актуализирует значения единства и прощения , тем самым утверждая истинные семейные ценности.

К важным особенностям изображения мира детства в произведении Джаннетт Уоллс можно отнести достаточно лаконичный журналистский язык, подчеркнутую неэмоциональность, а также откровенность повествования и элементы самоанализа.

Мы предполагаем, что имеем дело с новым видом литературы на границе «нон-фикшен» и художественной прозы. «Замок из стекла» — своеобразная исповедь, позволившая автору наконец освободиться от тяготивших оков прошлого и принять его как неотъемлемую часть своей жизни. Изображение автором мира детства с целью преодолеть себя и разрешить внутренний конфликт является новаторским. Такая проза — требование и веяние нашего времени.

Удивительно, но книга, в которой ведущим является мотив разрушения традиционных представлений о семье, утверждает ценность семьи как важнейшего микромира человека. В этом заключается художественная новизна произведения.

Согласно отзывам читателей, «Замок из стекла» — «произведение о том, что можно принять и простить многое близким людям, если ты их любишь», «история, в которой автору удалось показать, что красота есть и в пепле нищеты — даже там нашлась любовь» [6]. Действительно, эта книга много говорит о человеке, о силе его духа, безграничных возможностях и стойкости, это невероятно сильная и трогательная история о жизни. На протяжении всего повествования мы погружались в мир тяжелого неблагополучного детства, но книга дает читателю свет. Популярность книги «Замок из стекла» — показатель того, что люди верят в этот свет и ищут его.

Литература:

  1. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Д. С. Лихачев. — М.: Academia, 1997. — С. 280–288.
  2. Попкова, Т. Д. Мир детства в современной художественной литературе: экзистенциальный контекст [Электронный ресурс] / Т. Д. Попкова // Вопросы русской литературы, 2016. — № 1–3. — Режим доступа: –https://cyberleninka.ru/article/n/mir-detstva-v-sovremennoy-hudozhestvennoy-literature-ekzistentsialnyy-kontekst-1/viewer. — Дата доступа: 21.05.2021.
  3. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk.html. — Дата доступа: 14.08.2021.
  4. Уоллс, Джаннетт. Замок из стекла. / Джаннетт Уоллс [пер. с англ. А. В. Андреева]. — М.: Эксмо, 2015. — 416 с.
  5. Хализеев, В. Е. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализеев. М.: «Высшая школа», 2004. — 405 с.
  6. Meet Jeannette Walls [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.amazon.com/vdp/dd8961679a0e42a7a4d33f2242f2aa11?ref=dp_vse_rvc_2 — Дата доступа: 14.06.2021.


Задать вопрос