Склонность к психосоматическим расстройствам у обучающихся 9-х классов в предэкзаменационный период | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 22.04.2022

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Кузьменко, А. С. Склонность к психосоматическим расстройствам у обучающихся 9-х классов в предэкзаменационный период / А. С. Кузьменко, Д. С. Кожедуб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3042/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена факторам риска психосоматических расстройств у обучающихся девятых классов в предэкзаменационный период. В работе анализируются особенности самочувствия, активности и настроения старшеклассников. Полученные результаты сравниваются с показателями обучающихся на предыдущей ступени обучения.

Ключевые слова: психосоматические расстройства, самочувствие, активность, настроение, предэкзаменационный период.

Подростковый возраст является особым периодом формирования личности, во время которого происходит заострение черт характера, изменение потребностей и интересов, а также всплеск на гормональном уровне. Известно, что подростки отличаются своей чувствительностью и эмоциональностью и справиться со всеми перестройками своего тела без вытекающих последствий довольно трудно. Неоднозначные чувства — например, желание разделить свои переживания и напротив, отгороженность и замкнутость, может послужить фактором возникновения внутриличностного конфликта, который может привести к психосоматическим заболеваниям.

Современный подросток ежедневно подвергается воздействию немалого количества стрессовых факторов:

— большой поток информации;

— нагрузка в школе;

— дополнительные занятия (кружки, секции, репетиторы);

— экзамены.

На физическом уровне усугубляющими факторами могут быть: неправильное питание, несоблюдение распорядка дня, отсутствие режима.

Одним из наиболее стрессогенных факторов в жизни современных школьников являются выпускные экзамены. Анализ научных трудов показывает, что предэкзаменационный стресс занимает ведущее место сред причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Это связанно с тем, что экзамен понимается ими как особая критическая ситуация, которая повлияет на социальное и материальное положение и дальнейшее поступление в вузы [5]. Большое количество стрессогенных факторов в данный период может способствовать развитию различных психосоматических расстройств. В свою очередь психосоматические расстройства в детстве и отрочестве влияют на дальнейшее развитие личности.

Актуальность исследования обоснована необходимостью понимать природу психосоматических факторов в подростковый период для преодоления негативных факторов и улучшения качества жизни.

Термин «психосоматика» принадлежит немецкому психиатру Иоганну Хейнроту, который как проявление психического заболевания, так и патологию внутренних органов объяснял последствиями внутреннего психологического конфликта, психогениями. По определению 6-го семинара ВОЗ, основной вариант психосоматических расстройств — это психофизиологическое сопровождение эмоций, являющееся их обязательной составной частью. Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов [4].

В системе школьного образования в качестве факторов риска нарушений психосоматического здоровья детей и подростков выделяются следующие:

  1. Стресс ограниченного времени и постоянной конкуренции.
  2. Интенсификация учебного процесса. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления,
  3. Низкая двигательная активность детей и подростков. Физиологами и гигиенистами детства доказана важность правильно организованной, целенаправленной двигательной активности. Движения и физическая активность, поддерживающие обменные процессы, создают ту базу, на основе которой происходит не только биологическое, но и духовное развитие ребенка. Недостатки в системной комплексной работе по организации здорового образа жизни детей и подростков, а также связанной с этим склонностью детей к сниженной двигательной активности, выступают в качестве фактора риска.
  4. Моббинг и буллинг. Работы западных исследователей показывают, что дети — объекты агрессивного поведения своих сверстников (или более старших по возрасту) представляют собой группу риска различных психосоматических расстройств [6].
  5. Экзаменационный стресс — психотравмирующий фактор, который может стать пусковым механизмом психосоматических заболеваний. Подготовка к экзаменам — время постоянных переживаний и тревоги. Школьники зачастую не умеют справляться со стрессом в этот непростой период. Как следствие, воздействие стресса и негативных эмоций в данный промежуток времени, может сказаться на их физическом здоровье, проявляясь следующими признаками:

Тревога и страх, которые испытывает ученик, очень мешают и могут значительно сказаться на конечных результатах. Из-за чего уровень знаний, которые он покажет при этом, может оказаться ниже реального. Усугубляет положение тот фактор, что от результатов экзамена зависит будущее учеников. Неумение справляться с переживаниями во время предэкзаменационного периода сильно сказывается на физическом здоровье школьников. В период экзаменационной сессии у школьников и студентов нередко регистрируют повышение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, рост уровня психоэмоционального напряжения

По данным современных исследований среди старших школьников примерно около 20–26 % учащихся оценивают уровень экзаменационного стресса как высокий, около 75 % демонстрируют состояние психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. [ 1, 2 ].

Особенность нашего исследования в том, что мы изучаем особенности проявления стресса в предэкзаменационный период, а также выявляем взаимосвязь между самочувствием, активностью и настроением подростка с различными симптомами психосоматических расстройств.

Исследование склонности к психосоматическим расстройствам среди обучающихся 9 классов в предэкзаменационной период было проведено примерно за 2–3 месяца до экзаменов. В исследовании принял 21 обучающийся 9 классов (экспериментальная группа). Также для подтверждения полученных результатов в исследовании приняло участие 19 обучающуюся 8 классов (контрольная группа).

Для диагностики использовались методики: тест на наличие психосоматических заболеваний, Методика САН.

Тест на наличие психосоматических заболеваний, состоящий из вопросов, включающих в себя различные симптомы психосоматики:

— Чувствуете ли Вы усталость без всяких причин?

— Вы часто болеете в течение года?

— У Вас бывают аллергические реакции?

— Вам трудно запоминать или вспоминать какую-либо информацию?

— Часто ли у Вас бывают простудные заболевания?

— Есть ли у Вас склонность раздражаться без всякой на то причины?

— Бывают ли у Вас необъяснимые боли?

— Вы легко испытываете восхищение людьми или вещами?

— Часто ли Вы чувствуете, что чем-то озабочены, но не знаете почему?

— Бывает ли ощущение нехватки времени, сил и энергии?

Степень выраженности тех или иных симптомов оценивалась по пятибалльной шкале.

Методика САН, предназначенная для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения предлагает обучающимся соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Методика включает в себя 3 шкалы: самочувствие, активность и настроение, где самочувствие — степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, активность — источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, настроение — устойчивые состояния человека (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг). Таким образом, мы можем оценить состояние обучающихся как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

По результатам диагностики обучающихся 9 классов были получены следующие результаты.

По шкале самочувствие у 12 учеников (57 %) были выявлены высокие показатели, что свидетельствуют об их нормальном состоянии. У 9 обучающихся (43 %) были выявлены низкие показатели самочувствия. Иная картина наблюдается в группе обучающихся 8 класса, где низкие показатели выявлены только у трех обучающихся, что говорит о наличии стрессогенных факторов у выпускников.

Шкала настроение показала следующее: 15 учеников (71,5 %) выпускных классов — имеют высокие показатели, у остальных 6 выявлены (28,5 %) низкие показатели.

Таблица 1

Результаты диагностики обучающихся 8 класса по методике САН, опроснику склонности к психосоматическим расстройствам

Самочувствие

Активность

Настроение

Общий результат

Склонность к психосоматическим расстройствам

1

4,0

4,2

3,6

3,9

28/50

2

6,0

3,5

6,3

5,3

16/50

3

4,0

5,6

5,0

4,9

39/50

4

4,3

4,8

4,8

4,6

22/50

5

4,0

4,0

4,5

4,2

23/50

6

5,4

2,9

5,9

4,7

20/50

7

3,6

3,8

2,0

3,1

39/50

8

4,6

4,8

4,6

4,7

31/50

9

4,0

4,5

3,8

4,1

31/50

10

4,2

5,7

4,7

4,9

23/50

11

4,1

2,7

4,6

3,8

26/50

12

4,3

3,6

4,2

4,0

23/50

13

2,7

3,5

2,1

2,8

35/50

14

5,7

3,4

5,7

4,9

18/50

15

4,7

4,2

4,9

4,6

31/50

16

2,4

6,4

3,7

4,2

36/50

17

5,0

5,3

4,6

5,0

25/50

18

6,8

2,8

7,0

5,5

15/50

19

5,2

3,7

6,5

5,1

22/50

По шкале активность 12 человек (57 %) имеют низкие результаты, 9 (43 %) — высокие. Это может нам говорить о том, что ученики 9-х классов имеют проблемы с активностью. На данном этапе можно было бы предположить, что низкая двигательная активность может быть связана с интенсивной подготовкой к экзаменам. Показатели по шкале активность у обучающихся 9-х классов позволяют опровергнуть данное предположение.

Таблица 2

Результаты диагностики обучающихся 8 класса по методике САН, опроснику склонности к психосоматическим расстройствам

Самочувствие

Активность

Настроение

Общий результат

Склонность к психосоматическим расстройствам

1

4,7

4,4

4,3

4,5

29

2

3,6

5,3

4,5

4,5

25

3

5,1

4,3

4,7

4,7

21

4

3,6

3,9

4,2

3,9

29

5

3,7

3,0

1,2

2,6

31

6

5,1

3,7

5,9

4,9

17

7

5,5

4,2

4,1

4,6

16

8

5,0

3,7

5,3

4,7

18

9

5,1

3,3

5,7

4,7

21

10

6,6

2,7

6,5

5,3

21

11

3,9

3,9

4,9

4,2

27

12

6,2

5,2

5,8

5,7

16

13

3,3

5,5

3,7

4,2

29

14

4.0

3,9

5,5

4,5

18

15

3,2

2,6

3,1

3,0

30

16

5,8

3,6

4,5

4,6

19

17

2,2

5,9

1,2

3,1

36

18

2,1

5,6

1,9

3,2

33

19

5,7

4,5

3,4

4,5

13

20

3,9

3,4

5,0

4,1

35

21

6,7

1,4

6,9

5,0

12

Соотношение уровня активности как у восьмиклассников, так и девятиклассников примерно одинаковое — около 50 %.

В общем, данная методика позволяет сделать выводы о том, что у 4 (19 %) обучающихся наблюдается неблагоприятное состояние, у 13 (61 %) обучающихся доминирует изменчивое настроение (что является нормой для подросткового возраста).

Наличие стресса, у указанных выше обучающихся также подтверждается по результатам опроса склонности к психосоматическим расстройствам. Подобные показатели также встречаются в проведенных ранее исследованиях на данную тему [1,2].

Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что наибольший риск представляет выявленный недостаток активности, вероятнее всего обусловленный средовыми факторами. Предстоящий стресс на почве сдачи выпускных экзаменов может в совокупности с недостатком привести к развитию психосоматических расстройств. В связи с этим необходима разработка рекомендаций для обучающихся, направленных на повышение как физической, так и социальной активности.

Литература:

  1. Особенности психических состояний школьников в предэкзаменационный период / Н. В. Андронова, К. А. Кожаева, Е. С. Макарова, Е. В. Пятаева. — Текст: непосредственный // Огарёв-Online. — 2020. — № 16.
  2. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие у старших школьников / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова, А. А. Силаев. — Текст: непосредственный // Гигиена и санитария. — 2015. — № 3. — С. 67–69.
  3. Бызова В. М., Ловягина А. Е. Ментальная экология стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена 2017 г. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург// Экология человека 2017. — № 7
  4. Бызова, В. М. Ментальная экология стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена / В. М. Бызова, А. Е. Ловягина. — Текст: непосредственный // Экология человека. — 2017. — № 7. — С. 25–30.
  5. Мамедова, Л. В. Стресс и способы борьбы с ним в предэкзаменационный период / Л. В. Мамедова. — Текст: непосредственный // Инновации в науке. — 2016. — № 5. — С. 70–74.
  6. Серых, Анна Особенности детских психосоматических расстройств / Анна Серых, Виктор Басюк, Алла Лифинцева. — Текст: непосредственный // Развитие Личности. — 2010. — № 3. — С. 59–69.


Задать вопрос