Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Гамзаева, Д. Р. Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения / Д. Р. Гамзаева, Д. С. Кожедуб. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3037/ (дата обращения: 02.05.2024).



Исследование посвящено социальным представлениям о профессии психолога на различных этапах профессионального самоопределения: поисковый период профессионального самоопределения и период уточнения социально-профессионального статуса. На основании опроса об особенностях профессиональной деятельности, а также опросника социальных представлений сделаны выводы о различиях в представлении о профессии психолога на данных этапах профессионального самоопределения.

Ключевые слова: социальные представления, этапы профессионального самоопределения, психологическая профессия, поисковый период профессионального самоопределения, период уточнения социально-профессионального статуса.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов родители обращают внимание интересы и склонности ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым областям знаний, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. д. Наряду с образом своей будущей профессии, формированию которого способствует профориентационная работа в школе, у обучающихся формируются представления и о других профессиях.

Представление о профессии, на котором основывается вся профориентационная работа, является предметом пристального внимания социологии, психологии и, конечно, профессиональной педагогики.

Особое место среди представлений о различных профессиях занимает труд психолога, в частности — психолога консультанта. Одной из основных задач психолога и психологической службы в целом является раскрытие потенциала, помощь в создании условий для изменения внутреннего состояния клиента. Психолог — это специалист, который в процессе общения с клиентом создает такие условия, в которых клиент сможет развиваться, раскрывать свой потенциал, преодолевая любые трудности. Житейская позиция чаще связана с отсутствием границ между профессиями психолога и врача-психиатра. В связи с тем, что профессия психолога является относительно новым видом профессиональной деятельности, возникает риск искажения социальных представлений о психологе-специалисте, что приводит к проблемам функционирования психологической отрасли в целом [5].

Для поиска причин подобного искажения представления необходимо проследить формирование представлений о данной профессии на различных этапах самоопределения обучающихся. Существуют следующие этапы профессионального самоопределения школьников: пропедевтический (1–5 классы), поисковый (6–7 классы), период профессионального самосознания (8–9 классы), период уточнения социально — профессионального статуса [5]. Проследив особенности представлений о профессиях на данных этапах, мы можем сделать вывод о том каким образом у школьников меняется взгляд на ту или иную профессию.

Исследование социальных представлений о профессии психолога проводилось на базе школы № 20 города Норильска. В исследовании приняло участие 18 обучающихся 6–7 классов (поисковый период) и 24 обучающихся 10–11 классов (период уточнения социально-профессионального статуса).

Вниманию испытуемых был представлен опросник социальных представлений — «Оценка качеств специалиста в области психологического консультирования» [4], включающий в себя 24 качества, которые испытуемым необходимо было проанализировать в зависимости от степени выраженности данного качества у специалиста-психолога. Набор качеств психолога был основан на исследовании Первухиной Е. Р. [4], а также на списке профессионально важных качеств психолога.

Также испытуемым предлагалось от ответить на 3 вопроса об особенностях деятельности психолога:

  1. Чем занимаются психологи?
  2. С кем работают психологи?
  3. Чем психолог отличается от психиатра?

В качестве дескрипторов были использованы 24 качества психолога, которые включали в себя 6 тематических категорий (по 4 качества в каждой категории):

— интеллектуальная сфера (умный, образованный, умеет анализировать, эрудированный),

— характеристики внешности (аккуратный, обаятельный, располагающий к себе, хорошо одетый),

— речевые характеристики (хороший оратор, обладает приятным голосом, умеющий убеждать, говорит просто о сложном),

— эмоциональная сфера (спокойный, стрессоустойчивый, сочувствующий, обладает высокой эмпатией),

— морально-нравственные качества (честный, не льстит, уважительный, ответственный),

— отношение к жизни и к людям (альтруистичный, коммуникабельный, уверенный, доброжелательный).

Из последовательно перемешанных качеств была сформирована таблица с 10-бальной шкалой (от 1 до 10) для оценки выраженности каждого качества.

Во время проведения опроса обучающимся подробно разъяснялись вопросы и пункты теста. В инструкции предлагалось описать обычного среднестатистического психолога.

Во время исследования были получены следующие результаты:

— обучающиеся средней школы (6–7 классы) наиболее важными для профессионального психолога качествами считают качества, относящиеся к эмоциональной сфере, интеллектуальной сфере, морально нравственные качества, отношение к жизни и людям.

— Наименее важным признаком психолога профессионала для обучающихся 6–7 классов является внешность.

Таблица 1

Средние значения по методике «Оценка качеств специалиста в области психологического консультирования» среди обучающихся средней школы (максимальное значение — 40)

6–7 классы

Интеллектуальная сфера

Характеристики внешности

Речевые характеристики

Эмоциональная сфера

Морально-нравственные качества

Отношение к жизни и к людям

30

26

28

30

30

30

— Среди обучающихся 10–11 классов наиболее важными профессиональными качествами являются качества, относящиеся к интеллектуальной сфере. На втором месте эмоциональная сфера.

— Наименее важной составляющей у старшеклассников также является внешность.

Таблица 2

Средние значения по методике «Оценка качеств специалиста в области психологического консультирования» среди обучающихся старшей школы (максимальное значение — 40)

10–11 классы

Интеллектуальная сфера

Характеристики внешности

Речевые характеристики

Эмоциональная Сфера

Морально-нравственные качества

Отношение к жизни и к людям

33,4

29

30,4

32,1

30,6

29,2

Таким образом у обучающихся в поисковый период профессионального самоопределения и в период уточнения социально-профессионального статуса, в основном, отсутствуют различия в представлении о том какими качествами обладает профессиональный психолог. Различия наблюдаются только в ранжировании данных качеств, где первое место у обучающихся старшей школы занимает интеллектуальная сфера, не столь значимая у обучающихся средней школы.

Результаты опроса о профессиональный деятельности психолога позволили сделать вывод о том, что у обучающихся старшей школы наиболее точное представление о профессиональных обязанностях психолога.

На вопрос, чем занимаются психологи, 27 % обучающихся средней школы отвечают в соответствии с реальными обязанностями психолога, демонстрируют понимание того, чем занимается профессиональный психолог — 23 %, с кем он работает — 39 %. Обучающихся средней школы демонстрируют трудности в выделении различий между профессиями психолога и психиатра — 78 % не могут объяснить разницу или не знают ее.

Большинство ответов среди обучающихся 11 классов были связаны с помощью людям в решении проблем, а также улучшением их состояния (70 %), что соответствует действительности.

На вопрос о том, с кем работают психологи, большинство ответов также были связаны с помощью людям, которые в ней нуждаются (62 %).

70 % обучающихся старшей школы продемонстрировали, что видят четкую разницу между врачом-психиатром и психологом и разграничивают их профессиональные обязанности.

Таким образом мы можем сделать выводы о том, что социальные представления о профессии психолога в двух выборках совпадают. Незначительные отличия наблюдается у обучающихся старшей школы, где интеллектуальная сфера занимает первое место в ранге качеств.

Таблица 3

Результаты опроса об особенностях работы психолога

6–7 классы

10–11 классы

Чем занимаются психологи ?

С кем работают психологи ?

Чем психолог отличается от психиатра?

Чем занимаются психологи ?

С кем работают психологи ?

Чем психолог отличается от психиатра?

Соответствует действительности

27 %

22 %

5 %

70 %

62 %

70 %

Не соответствует действительности

39 %

39 %

33 %

21 %

16 %

8 %

Затруднения в ответе на вопрос

33 %

39 %

66 %

8 %

21 %

21 %

В то же время у обучающихся старшей школы в большей степени выражено понимание профессиональных обязанностей психолога, а также обучающиеся способны отличить профессиональные обязанности психолога от профессиональных обязанностей представителей других профессий. Обучающиеся средней школы испытывали трудности в поиске различий между профессиональными обязанностями психолога и врача-психиатра.

В результате исследования были сделаны выводы о том, что социальные представления о качествах специалиста — психолога, в основном, совпадают. Различия наблюдаются в представлении об обязанностях психолога, где обучающиеся старших классов в большинстве своем демонстрируют понимание особенностей работы представителей психологической профессии. Также по результатам исследования психолог предстал прежде всего интеллектуалом.

Литература:

  1. Бовина, И. Б. Стратегии исследования социальных представлений / И. Б. Бовина. — Текст: непосредственный // Социологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 5–22.
  2. Давыдюк, Л. В. Представления старшеклассников о профессии психолога / Л. В. Давыдюк. — Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2004. — №. — С. 311–313.
  3. Зотова, Н. Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики / Н. Н. Зотова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2010. — № 2. — С. 201–110.
  4. Первухина Е. Р. Исследование представлений о психологе-консультанте в разных возрастных группах: магистерская диссертация / Е. Р. Первухина — Текст: непосредственный // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Кафедра общей и социальной психологии. — Екатеринбург, 2020. — 94 с. — Библиогр.: с. 74–80 (66 назв.).
  5. Попович, А. Э. Этапы профессионального самоопределения школьников / А. Э. Попович. — Текст: непосредственный // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 4. — С. 165–172.
  6. Сорокун, П. А. Профессиональные особенности личности психолога / П. А. Сорокун. — Текст: непосредственный // Вестник Псковского государственного университета. — 2010. — № 11. — С. 48–58.


Ключевые слова

социальные представления, этапы профессионального самоопределения, психологическая профессия, поисковый период профессионального самоопределения, период уточнения социально-профессионального статуса
Задать вопрос