Духовно-исторические причины Российской революции 1917 года | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Русинов, В. В. Духовно-исторические причины Российской революции 1917 года / В. В. Русинов, Л. Н. Балуева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3028/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается раскрыть духовную сущность революционных событий 1917 года.

Ключевые слова: Россия, Временное правительство, Петроград, рабочий, русский народ, церковь.

Уровень жизни Петроградского обывателя. Для того, чтобы разобраться с причинами, зададимся вопросом: кто вышел на улицы Петрограда с флагами, криками, лозунгами? Это не были угнетенные крестьяне, но петроградские обыватели, это не были нищие пролетарии, но рабочие элитных заводов, зарплаты которых были сопоставимы с зарплатами их коллег во Франции и Германии. Примером такого рабочего может служить Николай Ильич Косыгин — отец выдающегося деятеля советского времени, председателя совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, которому, когда он готовился к докладу на XXIII съезде КПСС, принесли статистику, где значилось, что советский рабочий зарабатывает в 8 раз больше, чем рабочий в Российской Империи. Из воспоминаний Алексея Николаевича: «Отец работал токарем, мама подрабатывала. Конечно, не шиковали, но и не бедствовали. Обстановка в квартире была простая. На питание, обувь, хорошую одежду всегда хватало». [1] Николай Ильич работал на Петроградском заводе «Новый Лесснер». Это простой среднестатестический частный завод. Зарплату выдавали дважды: 1 и 15 числа каждого месяца, а если эти числа приходятся в праздник, то днем раньше. Алексей Николаевич попросил принести ему расчетную книжку отца, в которой он обнаружил следующие данные: «с 16 по 31 января он заработал 146 рублей; февраль — 190 рублей; март — 171, апрель — 185, май — 254, июнь — 303 и т.д». Но что можно было купить на эти деньги? Николай Косыгин на свою зарплату мог сносно обеспечить семью. На день у него приходилось около 8,5 рублей. Два фунта (819 г) белого и два фунта черного хлеба стоили 64 коп. Фунт говядины — рубль десять копеек, полфунта масла — рубль шестьдесят; столько же десяток яиц. Кружка молока — 40 коп., полфунта карамели, бидончик керосина, спички — еще 4 рубля. Алексей Николаевич, вспомнив свое детство, с трудом мог представить, чтобы советский рабочий зарабатывал в 8 раз больше его отца.

Хочется привести слова того, кто никак не был заинтересован в обелении царского режима, Никиты Сергеевича Хрущева: «Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия — слесарь, то я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40–45 рублей в месяц. … А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же — сильно поднялись, иной раз брали грех на душу и говорили, что в старое время, дескать, жилось хуже. Грех потому, что хотя и не все, но высококвалифицированные рабочие в том районе Донбасса, где я трудился, до революции жили лучше, даже значительно лучше. Например, в 1913 году я лично был обеспечен материально лучше, чем в 1932 году, когда работал вторым секретарем Московского комитета партии». [2]

Вот как описывает ситуацию в Петрограде в ноябре 1917 года (после октябрьской революции) американский журналист Джон Рид: «С каждой неделей продовольствия становится все меньше. Хлебный паек уменьшился с 1,5 фунта до 1 фунта, потом до 3/4 фунта, 1/2 фунта и 1/4 фунта. Наконец прошла целая неделя, когда совсем не выдавали хлеба». [3] Вот, что принесла революция, никакого расцвета и экономического подъема не видно.

2.2 Предпосылки революции. В 1917 году в России ведется активная преступная деятельность различных подпольных организаций, провокаторов, революционеров, именно они начинают подготовку беспорядков. Для пресечения их деятельности создавались специальные государственные органы, а обязанность пресекать беспорядки лежала на особом отделе департамента полиции, кроме того, в распоряжении императора находилась армия. Силовой блок должен был обеспечить безопасность государственного строя. Почему этого не произошло? Эффективность работы силового блока определялась как структурными, так и личностными качествами офицерского состава. Именно идейная благонадежность личного состава окажется наиболее уязвимым местом. Начиная с XIX века в Российском обществе все более актуальным становится течение «западничества», все крепче становилось убеждение, что если Россия встанет на западный путь развития, то она достигнет большего. Великие достижения империи переставали замечаться. Либеральные течения проникли в том числе и в армию. Силовой блок не выполнил своих задач, генерал отдельного корпуса жандармов П. Заварзин вспоминает: «Почти на всех отражался отпечаток уныния, нерешительности, что можно было бы назвать психозом апатии, охватившим русского обывателя и чиновника» [4]. Утрата веры в свою страну становится тотальной, те силы, которые были призваны остановить революцию, ее поддержали. Из нравственного кризиса общество встает на путь кризиса духовного, для тех же солдат, которые присягали империи перед Крестом и Евангелием, утопические мечтания о «светлом земном будущем» станут выше, чем Вера и верность.

Православие, самодержавие, народность — вот, что веками укрепляло и держало в духовном единении русский народ. Православная Церковь всегда была верным спутником на пути жизни каждого человека, русский народ всегда понимал, что нация без единства перестанет существовать, Церковь и Вера веками обеспечивали это единство, исполняя святые заветы апостола Павла: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» [5]. С появлением западно-либеральных идей авторитет Церкви падает, народ начинает разделяться, перестает чтить то, что веками чтили до них, посещаемость храмов с каждым годом падает.

«Не только в образованных слоях, но и в сфере простого народа, искони бывшего верным началам Православия и церковности, замечается ныне охлаждение к Церкви, оскудение религиозного духа … Авторитет духовных пастырей … падает все больше и больше, так что даже самые лучшие, самые энергичные из них иногда в бессилии и как бы в отчаянии опускают руки … Народ все больше и больше удаляется от храма». [6]

Что же будет, если народ удалится от Церкви? На этот вопрос отвечает Священное Писание: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» [7]. Иисус Христос говорит про того, кто предаст Его. А ведь в XX веке предал Христа не просто один человек, но целое государство, стержень единства переставал чтиться российским народом.

Причиной беспорядков и крушения законной власти стало не просто сплетение обстоятельств, как о том писали многие министры из Временного правительства. Причина же более глубинная, народная психология, менталитет — все это предопределяло утверждение в России новой власти.

1.3. Беспорядки в столице. 27 февраля 1917 года Николай II, находясь в ставке Верховного Главнокомандования в Могилеве, получил верные сведения о начавшихся в Петрограде беспорядках, начавшихся еще 23 числа. Толпы людей ходили по улицам города с красными флагами, громили полицейские участки, грабили магазины. Положение становилось критическим, власть правительства оказалась парализована. В городе, по описаниям, был дефицит хлеба, в следствие чего народ ринулся на улицы с лозунгами «Хлеба! Долой царя!» Но вот как описывает ситуацию министр внутренних дел А. Д. Протопопов: «23 февраля, с утра, во время молебна, мне сказали, что забастовали рабочие на многих заводах, большими толпами ходят по улицам, и что командующий войск по докладу градоначальника распорядился вызвать и казаков. На мой вопрос по телефону Балк (Александр Павлович, последний Петроградский градоначальник) мне сообщил, что все дело в том, что к газетным уткам, будто в городе нет муки, сегодня выпечка опоздала, не успели будто вовремя выдать муку пекарям; народ ринулся расхватывать хлеб на сухари и запас, и многим совсем хлеба не хватило. Это вызвало громадное волнение и забастовку — спонтанную, без сговора и подготовки. Пока заведовал градоначальник, опозданий в выдаче муки не было» [8]. Как мы видим, причиной беспорядков и демонстраций стала лишь информационная диверсия, которой поверили многие петроградские обыватели. Митинги продолжались несколько месяцев.

Страна погружается в хаос. 28 февраля революционеры захватывают Петропавловскую крепость, выпускают заключенных, захватывают военные склады, овладевают оружием, верных присяге защитников Отечества становится все меньше. Измена становится тотальной. Самозванцы временного правительства получают мировое признание. 2 марта, в поезде, по пути в Петроград из ставки государь отрекается от престола. Но еще за несколько дней до этого, 27 февраля, создается новый орган власти — Временный исполнительный комитет Государственной думы (будущее Временное правительство). Комитет присвоил себе полномочия главы государства, но законная власть царя еще действовала. Из этого делается вывод, что отречение государя произошло насильно.

Когда предательство уже привело к настоящей катастрофе, командующий западным фронтом, генерал А. Е. Эверт осознает: «Я, как и другие главнокомандующие, предал Царя, и за это злодеяние все мы должны заплатить своей жизнью» [9]. Но все это уже потом, когда изменить ничего будет уже невозможно.

2.4. Итоги революционных событий. Спустя месяцы к власти в стране уже придут большевики, начнутся новые перестройки, нищета, голод, разруха, Гражданская война унесет более 13 миллионов жизней. Материальное положение всех слоев населения ухудшалось с небывалой быстротой. Цены увеличивались в десятки раз, разложение государственного управления было налицо, армия находилась на грани развала.

Перед Россией встала реальная перспектива тотального распада. Осенью 1917 года многие уже поняли, что власть царя была не так уж и плоха, как они раньше считали, как писали газеты. Началось послереволюционное прозрение. Фамилия главного героя Февраля и последнего главы Временного правительства Керенского сделалась словом ругательным. Первая мировая война, победный исход России в которой признавал даже противник, была окончена позорным Брестским миром, но все же, враг не получит ни дюйма Русской земли Версальским мирным договором.

Большевики предрекали строительство «Царства Божьего» на земле. Именно этот бездушный эксперимент дал России немыслимых жертв, которых никогда ранее не знала наша страна. По словам Уинстона Черчилля: «ни к одной стране судьба не была так жестока как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была уже ввиду».

И по какой причине? По причине духовного оскудения народа, готового идти любым путем, путем информационных диверсий, предательства Императора, государства, общества, но главное — предательства Веры, Отечества, Церкви.

Россия отказалась от своего исторического пути развития. Если монархическая Россия существовала и созидалась многие столетия, то коммунистическая страна через три четверти века полностью рассыпалась. Иного исхода не могло быть. И хотя Советский союз уже более 30 лет прекратил существование, но многие тезисы той поры все еще затуманивают сознание современным людям. И немало людей нашего времени все еще считают Российскую империю страной, не достойной никакого уважения. Легенда о «Темном царстве» пережила своих сочинителей.

В статье было показано, что причиной Революции 1917 года служили не столько нерешенность каких-то вопросов, не нищета и разруха, а духовное оскудение Российского народа. Ведь только одурманенное ложными идеями, надуманными мифами общество может пойти на такой роковой шаг как предательство Родины, чести, царя и Церкви.

Литература:

  1. Виктор Андриянов. Косыгин. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 366 с.
  2. Хрущёв Н. С., Воспоминания. Ч. II. М.: Вагриус, 1997, с. 191, 247
  3. Виктор Андриянов. Косыгин. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 366 с. -27.
  4. 3аварзин П. П. Жандармы и революционеры. Воспоминания. Париж, 1930. С. 223.
  5. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла Филиппийцам 2:2.
  6. Из записки думского духовенства обер-прокурору Святейшего Синода А. Самарину (1915 год)
  7. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Марка 14:21.
  8. Сахаров А. Н., Морозова Л. Е., Рахматуллин М. А., Боханов А. Н., Шестаков В. А. История России с древнейших времен до наших дней. — М: АСТ, 2019. — 1744. 1318 с.

9. В. А. Друцкой-Соколинский. На службе Отечеству: Записки русского губернатора, 1914–1918. М: Русский путь, 2010. с.320. 58–59 с.



Задать вопрос