Мотивация и стимулирование труда в российских и зарубежных компаниях | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 12.04.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Тараканов, С. В. Мотивация и стимулирование труда в российских и зарубежных компаниях / С. В. Тараканов, Е. В. Космогорлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 47-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3025/ (дата обращения: 03.05.2024).



Мотивация труда играет важную роль в предпринимательской деятельности. От уровня мотивации труда зависит эффективность труда и продуктивность компаний. Следовательно, данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование труда, российские и зарубежные компании.

Попытки найти способы повышения продуктивности работы людей посредством их мотивации и стимулирования предпринимались с древних времен. Еще около 2 тыс. лет до н. э. царь Вавилона Хаммурапи законодательно установил для некоторых подданных уровень заработной платы. А возможность стимулирования с помощью заработной платы работников спустя тысячу лет доказал правивший там же Навуходоносор II. За 400 лет до н. э. персидский царь Кир выдвигал идеи о необходимости исследования причин мотивации людей. Как видим, руководители, в том числе высшие, осознанно или неосознанно пытались осуществлять функцию мотивации работников. В древние времена для этого служили наказания, а для избранных — награды [7].

Мотивация — это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека и задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредствам трудовой деятельности. Мотивация труда невозможна без стимула. Стимул — побудительная причина деятельности и поведения человека, заинтересованного в совершении чего-либо. Стимулирование труда — это мера или комплекс мер, направленных на удовлетворение конкретных потребностей сотрудника [1. с. 46].

Стимулировать и мотивировать сотрудников к эффективному труду возможно с помощью двух форм: материальной и нематериальной.

Примером материального (денежного) стимулирования являются различные денежные выплаты: заработная плата, премии, доплаты за сверхурочную работу, выплаты в связи с рождением ребенка, заключением брака и т. д.

Материальное (не денежное) стимулирование — это стимулирование деятельности работника, на основе создания определенных благ. К таким благам можно отнести льготное кредитование, стипендиальные программы и обучение в организации, за счет средств организации, медицинское обслуживание и страхование и т. д.

К нематериальной форме мотивации относятся награды за профессиональные достижения (подарочные сертификаты, путевки, абонементы на пользование различными услугами), а также предоставление работникам особого статуса (гибкого рабочего дня, личного кабинета и т. д.)

Не смотря на многообразие форм мотивации, многие российские компании на сегодняшний день сталкиваются с проблемами мотивации труда.

Согласно социологическому опросу, проведенному сотрудниками российского филиала международной компании по предоставлению решений в области аутсорсинга и управления персоналом «Kelly services», большинство опрошенных в возрасте от 18 до 45 лет хотели бы работать в международной компании (63 %), нежели в российской [3]. Данные социологического опроса представлены на рисунке 1.

В какой компании вы хотели бы работать?

Рис. 1. В какой компании вы хотели бы работать?

За несколько лет исследований, проведенных в сфере мотивации персонала, обозначился определенный круг проблем, связанных с мотивацией труда в российских компаниях. Данные проблемы можно разделить на несколько групп:

1) экономические

2) социальные

3) психологические.

Наиболее актуальными на сегодняшний день являются экономические проблемы. К экономическим проблемам относятся низкий уровень заработной платы в российских организациях, по сравнению с зарубежными компаниями. К примеру, в известной американской транснациональной публичной корпорации «GOOGLE», поддерживающей и разрабатывающей ряд интернет-сервисов и продуктов, минимальный уровень заработной платы младших специалистов составляет примерно 50000$ (4 287 500 руб. на 01.04.2022) в месяц, максимальный уровень руководящего состава 400000$ (34 300 000 руб. на 01.04.2022) в месяц. В последние полтора года, корпорация также привлекает к работе дополнительно более 500 человек, в основном это стажеры и студенты. Они зарабатывают в среднем 5800$ (497 350 руб. на 01.04.2022) в месяц. Кроме того, компания «GOOGLE» доплачивает дополнительно «хорошим специалистам» премию в размере 2000$ (171 500 руб. на 01.04.2022) в месяц с целью предотвращения ухода ценных специалистов к конкурентам и утечки корпоративных секретов. «Хорошим специалистам», не задействованным в новых проектах, платят среднюю заработную плату, даже если они не посещают офис [4].

В российской транснациональной компании «Яндекс», занимающееся также разработкой интернет-сервисов, минимальный уровень заработной платы младших специалистов составляет 25000 руб., максимальный 500000 руб. в месяц. Компания «Яндекс» также привлекает стажеров, их заработная плата составляет около 20000 руб. в месяц [5].

Актуальными на сегодняшний день являются также проблемы социального характера, связанные с влиянием социальной защиты на мотивацию.

Высокая заработная плата — не единственная составляющая успеха корпорации «GOOGLE». Компания «GOOGLE» предоставляет своим сотрудникам бесплатное питание, дополнительное обучение для сотрудников, компенсацию расходов на обучение детей в школе и дошкольного возраста до 5000$ (428 750 руб. на 01.04.2022) в год. Компания настолько ценит свой персонал, что выплачивает 50 % заработной платы родственникам умершего сотрудника в течение 10 лет, даже если он проработал всего 1 день. При этом, если в семье есть дети до 19 лет выплачивается дополнительно 1000$ (85 750 руб. на 01.04.2022) в месяц, если же дети учатся в ВУЗе на дневном отделении, то им платят до 23 лет. При рождении ребенка работникам предоставляется отпуск до 7 недель и соответствующие выплаты [4].

В крупнейшей японской автомобилестроительной корпорации «Toyota Motor Corporation» мотивируют персонал с помощью минимизации социальных различий. Философия компании заключается в том, что все сотрудники являются частью одной команды, поэтому присутствует одинаковый дресс-код для всех, парковочные места на могут занять те, кто приехал раньше, не зависимо от того, руководитель это или подчиненный, проводятся обучения на рабочих местах, имеется система наставничества и т. д. [6].

К психологическим проблемам можно отнести: плохие взаимоотношения в коллективе, неинтересную рутинную работу, несправедливую оценку труда, наличие стрессовых ситуаций, строгие рамки в работе, отсутствие свободы действий при выполнении определенных заданий.

На сегодняшний день многие компании российские и зарубежные стремятся создать комфортные условия труда для сотрудников.

Корпорация «GOOGLE» предоставляет возможность гибкого графика работы, специалисты могут работать удаленно или в офисе. Любой сотрудник может поехать в офис на территорию другой страны и продолжать работу там, при этом компания оплачивает все расходы по переезду. В компании созданы все условия для того, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно:

1) массаж в любое время для снятия стресса;

2) многочисленные тренажеры;

3) игровые автоматы;

4) спортивные площадки;

5) уютные комнаты для неформального общения и проведения переговоров и т. д.

Все услуги предоставляются бесплатно [4].

В японской корпорации «Toyota Motor Corporation» ценят каждого сотрудника независимо от должности. Любой сотрудник может открыто высказывать свое мнение, а его предложения и замечания обязательно рассмотрит руководство. Кроме того, большое внимание уделяется рабочим местам. Для работы важно, чтобы было чисто, достаточно много освещения, необходимое оборудование [6].

В некоторых российский организациях также для снятия напряжения существуют массажные кабинеты, тренажерные залы. Однако, это характерно в основном для крупных компаний, например, таких как «Яндекс».

Повышение мотивации труда сегодня является приоритетным направлением для множества российских организаций.

В 2020–2021 годах сотрудники российского филиала международной компании по предоставлению решений в области аутсорсинга и управления персоналом «Kelly services» проводили опросы на тему «Мотивация персонала». В результате было опрошено 940 респондентов, большинство опрошенных в возрасте от 18 до 45 лет (83 %), 65 % опрошенных имеют высшее образование [3]. Данные опроса представлены на рисунках 2–6.

Какие факторы вас мотивируют? [3]

Рис. 2. Какие факторы вас мотивируют? [3]

Согласно данным опроса, на мотивацию труда российских сотрудников в большей степени оказывает влияние уровень оплаты труда и социальный пакет.

Какие опции соцпакета позитивно влияют на вашу мотивацию? [3]

Рис. 3. Какие опции соцпакета позитивно влияют на вашу мотивацию? [3]

Если вас полностью устраивает зарплата, с чем вы готовы мириться в работе? [3]

Рис. 4. Если вас полностью устраивает зарплата, с чем вы готовы мириться в работе? [3]

На мотивацию сотрудников в наибольшей степени оказывают влияния такие опции социального пакета как: добровольное медицинское страхование. А исходя из данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что большинство сотрудников российских компаний готовы смириться с рутинной работой.

Что может удержать вас в компании, если Вы решили уйти? [3]

Рис. 5. Что может удержать вас в компании, если Вы решили уйти? [3]

Проведенный анализ, показал, что удержать большинство сотрудников в организации можно только при помощи повышения заработной платы.

Какой вариант работы для вас наиболее предпочтителен? [3]

Рис. 6. Какой вариант работы для вас наиболее предпочтителен? [3]

Большинство опрошенных предпочитают комбинированную занятость (54 %).

Основываясь на данных социологического опроса, мотивировать сотрудников российских компаниях предложено в первую очередь с помощью материальных денежных форм. Помимо основной заработной платы, это могут быть надбавки за стаж работы, за длительный период работы в одной организации. Введение рейтинговой системы для сотрудников и премирования за особые достижения. Очевидно, что сотрудник будет более лоялен к работодателю и организации, которая проявляет внимание к его потребностям и нуждам и осведомлена о различных событиях в жизни работника. Поэтому дополнительные выплаты по случаю свадьбы или рождения ребенка, а также ко дню рождения сотрудников, положительно повлияют на мотивацию труда.

Для сотрудников российских компаний важно также наличие социальных гарантий. Помимо медицинского страхования, организации корпоративного обучения, рекомендуется также применение системы наставничества, чтобы сотрудники, которые более опытные и долгое время работают в организации могли поделиться своим опытом с молодыми специалистами. Российские компании могут также использовать успешный опыт американской корпорации «GOOGLE» и организовать для сотрудников бесплатное питание или компенсировать часть расходов на питания, использовав опыт крупной компании «Яндекс». Введение дресс-кода на работе позволит снизить социальные различия между сотрудниками. Предоставления дополнительных дней к отпуску положительно повлияет на мотивацию труда.

По данным социологического опроса, многие сотрудники готовы смириться с рутинной работы, но при этом не готовы терпеть плохое отношение руководства, плохие взаимоотношения в коллективе, плохие условия труда. Следовательно, важную роль играют и нематериальные формы мотивации. Различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы способствуют повышению мотивации труда. Это внутрифирменные праздники (юбилею фирмы, новый год, 23 февраля, 8 марта и т.д). Одним из способов мотивации является похвала сотрудников за их работу, организация «доски почета», размещение фотографий и лучших характеристик сотрудников в СМИ (на официальных сайтах компании). Создание благоприятных условий труда (обеспечение необходимым оборудованием, чистоты в кабинетах, предоставление отдельного кабинета, гибкого графика работы, служебного автомобиля в случае необходимости), наиболее важно для российских работников.

Таким образом, мотивированный персонал является залогом эффективной деятельности организации, поскольку отсутствие приемлемого механизма мотивации труда сотрудников ведет к утечке квалифицированных кадров.

Литература:

  1. Кузнецов, С. А. Мотивация и стимулирование персонала в трудовой деятельности / С. А. Кузнецов, А. В. Мищенко, Д. А. Нарыкина // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 1. — С. 45–50.
  2. Кожевникова, В. А. Проблемы мотивации труда в России / В. А. Кожевникова // Практическая экономика и менеджмент: методы и технологии: Межд. научн. конф.; ООО «ИМПРУВ». — Екатеринбург, 2016. — С. 6–9.
  3. Мотивация персонала [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Kelly services». — Электрон. дан. — М., [2022]. — Режим доступа: https://www.kellyservices.ru — Загл. с экрана.
  4. Сколько получает сотрудник Гугла? — Ответ в цифрах[Электронный ресурс]: Финансовый сайт — Электрон. дан. — М., [2022]. — Режим доступа: https://www.skolko-poluchaet.ru — Загл. с экрана.
  5. Сколько платят в «Яндексе»: от стажеров до топ-менеджеров[Электронный ресурс]: Финансовый сайт — Электрон. дан. — М., [2022]. — Режим доступа: https://www.yakapitalist.ru — Загл. с экрана.
  6. Система управления компании «Toyota» [Электронный ресурс]: Официальный сайт. — Электрон. дан. — М., [2022]. — Режим доступа: http://www.toyota.by / — Загл. с экрана.
  7. Эволюция мотивационного менеджмента [Электронный ресурс]: Студенческая библиотека. — Электрон. дан. — М., [2022]. — Режим доступа: https://students-library.com/ — Загл. с экрана.


Ключевые слова

мотивация труда, стимулирование труда, российские и зарубежные компании
Задать вопрос