Исследование физического состояния учеников Калининградского Лицея-интерната | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Федотова, А. Н. Исследование физического состояния учеников Калининградского Лицея-интерната / А. Н. Федотова, Е. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3023/ (дата обращения: 02.05.2024).



Мы живём в век компьютерных технологий, когда работе на компьютере уделяется всё больше и больше времени, а физической активности, прогулкам на свежем воздухе — всё меньше. Почти половину дня ученики проводят в школе в сидячем положении. Всё это пагубно сказывается на детском здоровье, и можно утверждать, что правильный уход за своим здоровьем, поддержание иммунитета и способы борьбы с утомлением — проблемы, острые как никогда.

Предмет исследования: ученики 9 Б, 9 Г и 10 В классов.

Объект исследования: физическое здоровье учеников ШИЛИ.

Цели:

  1. Изучить показатели здоровья учеников нашей школы.
  2. Воспитывать культуру здоровья учеников.

Задачи:

– Оценить состояние физического здоровья учеников;

Выяснить состояние противоинфекционного иммунитета;

Изучить развитие утомления учеников на уроке;

Обобщить полученную информацию и дать рекомендации ученикам для повышения уровня здоровья.

Гипотеза:

Показатели физического здоровья подростков зависят от уровня их физической активности.

Методика:

Организация мини-исследования вместе с учениками 9-х и 10-х классов, вычисление результатов, на основе которых будет сделан вывод о здоровье учеников лицея, взаимовлиянии различных показателей.

1) Оценка физического состояния школьников

Необходимо научиться объективно оценивать состояние здоровья школьников, с помощью секундомера. Для этого необходимо: подсчитать количество ударов сердца в минуту в состоянии покоя; выполнить 20 приседаний за 30 сек; подсчитать пульс после физической нагрузки. Затем необходимо проанализировать изменение частоты сердцебиений и сравнить их со средними значениями для определенного физического состояния:

– Спортивного,

– Здорового, но не тренированного человека,

– Наличие нарушений в работе сердечно-сосудистой системы.

2) Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Необходимо научиться определять уровень иммунитета, воспитать культуру здоровья. Для этого нужно задать школьникам вопросы и, основываясь на их ответы, сделать вывод.

Вопросы:

a) Сколько раз в течение года вы болели простудными заболеваниями?

b) Долго ли продолжаются ОРЗ?

c) Переходили ли ОРЗ в бронхит или пневмонию?

d) Есть ли у вас аллергические заболевания?

3) Развитие утомления

Необходимо научиться вычислять процент утомления своего организма.

Для этого школьникам нужно решить примеры на карточках в начале урока и в конце, а после нужно будет проанализировать правильность решений и сделать вывод об утомляемости.

Литературный обзор

Физическое здоровье

Физическим здоровьем называют состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Здоровье человека наполовину зависит от образа его жизни. Образ жизни — способ жизнедеятельности человека. Регулярные физические упражнения приносят огромную пользу всему телу: повышают прочность костей, накачивают мышцы — а сильные мышцы укрепляют суставы, они улучшают работу сердца, легких и сосудов, что приводит к снижению уровня холестерина в крови, стимулирует иммунитет, снимают стресс и умственную усталость, помогают сбросить вес.

Таким образом, умеренные регулярные нагрузки — залог сохранения и увеличения силы, здоровья и выносливости организма.

На состояние физического здоровья влияет и режим дня. Необходимо придерживаться разумных правил, предусмотренных природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приёмов пищи и др.)

Иммунитет

Иммунитет — невосприимчивость, сопротивляемость организма к различным инфекциям и вирусам.1) Иммунитет подразделяется на врождённый (специфический) и приобретённый (специфический).

Роль хорошего иммунитета для сохранения здоровья чрезвычайно важна, потому что полностью изолироваться от вирусов невозможно, они окружают нас повсюду и беспрерывно атакуют. Люди с ослабленным иммунитетом чаще всего болеют простудными заболеваниями и гриппом, и именно по частоте этих заболеваний обычно судят о состоянии иммунной системы. Когда в организм попадает чужеродная инфекция организм не бездействует, он сразу же мобилизует все свои силы на борьбу. Для этого в крови начинают вырабатываться антитела к проникшему вирусу, к которым сразу же подключаются лимфоциты.

Вредные привычки — угроза иммунитету. К ним относится курение, наркомания, токсикомания, употребление алкоголя.

Алкоголь поражает все органы и системы организма, но

Наркомания — тяжёлая и опасная болезнь. Страдает сердце — появляются дистрофические изменения в миокарде. Токсические вещества ведут к помрачению сознания, возникновению галлюцинаций. Уберечься от зависимости можно только одним банальным способом: никогда ни единого раза не пробуйте наркотические или токсические вещества. Велик риск стать зависимым, и потом уже слишком трудно излечиться от этого убийственного пристрастия.

Утомляемость

Утомляемостью называется особое состояние организма, вызванное слишком сильным напряжением ума или мускулов и выражающееся в уменьшении работоспособности на некоторое время. Причины могут быть разными: несбалансированное меню, недостаточный отдых, слишком активный или длительный физический труд и тд. Признаки физического утомления: снижение точности, разбалансированность движения. Признаки умственного утомления: нервозность, нарушение аппетита, бессонница, ухудшение зрения, заторможенность, ухудшение мыслительной функции.

Быстрая утомляемость и слабость — признаки синдрома хронической усталости, а повышенная утомляемость — это нормальное состояние для подростков в пубертатный период.

Практическая часть (3)

Проведены исследования, в которых были задействованы учащиеся старших классов лицея-интерната, позволяющие объективно оценить состояние здоровья школьников.

Обсуждение результатов

Среди учеников 9 и 10 классов количество спортивных ребят почти одинаково, а вот число человек, не занимающихся спортом и человек с предположительными нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы в 10 классе выше.

По результатам исследования иммунной системы можно утверждать, что в целом уровень иммунитета у десятого класса выше, чем у девятого. У многих 10-тиклассников и некоторых учеников 9 «Б» класса высокой утомляемости не наблюдалось, и даже у группы школьников произошло увеличение работоспособности. То, что работоспособность некоторых учеников повысилась, показывает, что занятие было спланировано правильно и нормы здоровья соблюдались.

После урока все с интересом обсуждали результаты работы — а это говорит о том, что она была интересна ученикам и не прошла даром.

Также было замечено, что дети с невысоким, по результатам исследования, уровнем иммунитета утомляются, в большинстве случаев, быстрее, чем дети с сильным иммунитетом и, что примерно треть всех участников исследования подвержена аллергическим заболеваниям.

Исследование выполнило свои задачи — обратить повышенное внимание учеников на своё здоровье, адекватно оценить его состояние и сделать вывод о том, какие предположительные проблемы могут быть у каждого ученика

Выводы :

  1. Исследование физического здоровья учеников показывает, что большинство учеников 9-ых классов можно отнести к группе здоровых, нетренированных людей. В 10 классе преобладают ученики с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы.
  2. Большинство учащихся обладает средней и высокой сопротивляемостью организма к болезни, но в каждом классе есть группа детей с низким иммунитетом (от 11 до 27 % уч-ся)
  3. Состояние иммунной системы тесно связано с утомляемостью. В 9 «Б» классе есть группа учеников с повышенной утомляемостью (9 %). В этом же классе самый высокий показатель низкого иммунитета (27 % учеников).
  4. При правильной организации урока у учеников не возникает сильного утомления. У некоторых даже повышается работоспособность, что и показали результаты исследований в 9 «Б» (16 %) и 10 В (68 %). В 9 «Г» классе таких учеников не было.
  5. Обобщив результаты, можно сделать вывод, что ученики школы, недостаточно занимающиеся физкультурой, мало двигаются, поэтому с возрастом их физическое здоровье ухудшается. Гипотеза подтверждена.

Поскольку условия различных школ России типичны, этот вывод актуален для многих российских школьников.



Задать вопрос