Тимуровцы 40–50-х, красные следопыты 60–80-х, современные волонтёры: идея добра | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (53) январь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Ниёзова, С. С. Тимуровцы 40–50-х, красные следопыты 60–80-х, современные волонтёры: идея добра / С. С. Ниёзова, Л. И. Тевелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 1 (53). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/young/archive/53/2717/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время в хорошем смысле популярными стали волонтёрское движение, деятельность благотворительных фондов и организаций, работа поисковых отрядов. Идея добра не нова.

«Я пишу главным образом, для юношества. Лучший мой читатель — десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам», — писал А. П. Гайдар.

В повести «Тимур и его команда» детская игра из обычного развлечения превращается в общественно полезное дело . А. Гайдар ставил ответственную задачу — воспитать в подрастающем поколении готовность совершать добрый поступок, а если понадобится — и героический подвиг не напоказ, а по долгу совести. Именно в этом и заключается идейная ценность гайдаровской повести, важнейшее воспитательное значение тимуровского движения. Случилось небывалое в детской литературе: книга породила целое общественное движение, многие тысячи советских ребят организовали тимуровские команды в городах и селах нашей страны, даже оккупированных местностях, помогая Советской Армии и семьям фронтовиков.

Особенно большой размах тимуровское движение получило после 1-го Всесоюзного слета тимуровцев в 1973 году. Был создан Всесоюзный штаб Тимура при журнале «Пионер» . Создаются посты помощи инвалидам войны и труда, бюро тимуровских услуг , закладываются тимуровские аллеи и парки , действуют тимуровские детские сады и почтовые отделения , ремонтно-строительные мастерские, организуются тимуровские агитбригады, клубы, десанты и целые полки , проводятся тимуровские митинги, сборы, районные слеты, трудовые рейды…

Тимуровское движение было ценно тем, что дети, совершая добрые поступки, убеждались: дарить другим не меньшее благо, чем получать от других.

Днем рождения пионерской организации считается 19 мая 1922 г. , когда комсомол принял решение распространить опыт первых московских пионеров повсеместно. Рождалась детская организация в трудное время послевоенной разрухи, нехватки самого необходимого, детской беспризорности. Быть пионером в те годы означало иметь большое мужество и смелость.

В пионерских отрядах проводились торжественные и красочные пионерские сборы и вечера. Огромной популярностью среди ребят пользовались имена легендарных героев гражданской войны К . Е . Ворошилова, С. М. Буденного, М. В. Фрунзе, В. И. Чапаева, Г. И. Котовского, Н. А. Щорса, С. Г. Лазо.

Патриотическим начинанием юных ленинцев явилось тимуровское движение. Пионерия послевоенных лет 1946 г. начало 50-х годов — помогала взрослым восстанавливать народное хозяйство, залечивать раны, нанесенные нашей стране войной.

В декабре 1957 г. состоялся первый слет красных следопытов в Ленинграде. Одним из главных действенных путей изучения истории пионерской организации явилась поисковая работа красных следопытов . Красные следопыты использовали преимущественно два пути: встречи с ветеранами и запись их воспоминаний ; сбор документов и вещественных памятников прошлого . Результаты поиска приводили к оформлению выставки или музейной экспозиции .

Поисковая работа красных следопытов была подчинена цели самой благородной — способствовать увековечению памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Борис Львович Васильев писатель-фронтовик , поэтому его отношение к памяти о войне особенно трепетное. Написанный в 1986 году рассказ «Экспонат» о памяти. Чем возмущён писатель-фронтовик Б. Васильев? Как хорошее дело — организация школьного музея — превратилось в плохое и безобразное ?

Пионеры познакомились с пожилой Анной Федотовной, матерью погибшего на фронте, которая хранит у себя его давнее письмо. Они не раз бывали у неё, слушали рассказы о сыне, просили передать для музея единственное его письмо… Анна Федотовна охотно общалась с ребятами, но письмо отдавать не соглашалась, объясняя, что это её единственная и очень дорогая память о сыне. Тогда пионеры, чтобы обязательно выполнить поручение, выкрали у слепой пожилой женщины её единственную реликвию. Анна Федотовна умерла…

Дети в рассказе — не отрицательные герои. Пионеры выполнили данное им поручение, но КАК? Из «благих побуждений» они совершили злое и страшное дело .

В рассказе разоблачена бесчеловечность формализма : для Анны Федотовны, письмо — это память о сыне, а для пионеров — всего лишь экспонат для музея.

Живую память превратили в мёртвый экспонат , который к тому же оказался не нужен и попал в запасники под инвентарным номером…

Прав писатель-фронтовик Б. Васильев , в одном из интервью с горечью признавшийся: «Убивает не только пуля… убивает равнодушие и казёнщина , убивает трусость и подлость…».

Такое отношение — формальное и бездушное — недопустимо было ни в тимуровском , ни в движении красных следопытов .

Начинала я работу над проектом, заинтересовавшись волонтёрским движением. Теперь понимаю, что и тимуровское движение, и поисковая деятельность красных следопытов, и волонтёрство — это звенья одной цепи . В основе всякого доброго начинания — человек , его неравнодушное сердце, кипучая энергия.

Из специальной литературы я открыла для себя и историю тимуровского движения , и то, с чего началась деятельность красных следопытов . Познавательной и полезной стала история замысла повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» и рассказа Б. Л. Васильева «Экспонат»: одно произведение вдохновило масштабное движение детей и подростков. Автор другого предупредил об опасности рутины и равнодушия, если человек решал заниматься благородным делом.

Я утвердилась в моём желании стать волонтёром , потому что осознала для себя главное: быть добрым «вообще», «теоретически» — легко, но как-то стыдно. Надо от слов переходить к делу.

Помочь одному — важнее, чем мечтать облагодетельствовать всё человечество.

Литература:

  1. Аркадий Гайдар. Жизнь и творчество. Составитель Н. И. Рыбаков. Москва, «Просвещение», 1991
  2. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Документы и материалы. Москва, «Молодая гвардия», 1974
  3. Гордин И. Этапы пионерского пути. Москва, «Просвещение», 1982
  4. Иващенко Г., Иванова А. Организация поисковой деятельности в пионерском отряде. — «Воспитание школьников», 1981, № 1
  5. Карнюшин В. Изучение «малой прозы» Б. Васильева. Методический комплекс, Смоленск, 1998
  6. Карнюшин В. Проза Б. Васильева о фронтовиках после войны. 70–80 годы. Автореферат, 2000
  7. Коротов В. Воспитывающее обучение. Москва, 1980
  8. Крылова Г. Воспитание пионеров на истории пионерской организации. Ленинград, 1972
  9. Смирнова В. А. Гайдар. Москва, «Советский писатель», 1972
  10. Тельман И. Команда Тимура. — «Комсомольская правда», 1957, 12 октября
  11. Черник С. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Москва, 1975
  12. Эстафета пионерских поколений. Москва, 1972.


Задать вопрос