Образ кота на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №11 (52) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Харакоз, Е. Е. Образ кота на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина / Е. Е. Харакоз, Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 11 (52). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/52/2714/ (дата обращения: 07.05.2024).



Цель: акцентирование внимания читателя на незримых второстепенных образах;

Задачи: анализ второстепенных образов; визуализация художественного замысла

История не хранит в себе имена и изображения реальных котов поэта. Но в творчестве поэта — и в прозе, и в поэзии, а также в его выразительных эскизах и рисунках пером — мы можем встретить множество набросков и сценок с присутствием кошек. Александр Сергеевич явно получал удовольствие, наблюдая за этими пушистыми животными и обладал удивительным даром их понимать. В творчестве Пушкина встречаются мистические и реальные коты.

Самый известный и любимый нами с раннего детства — кот учёный, талантливый и мудрый зверь из пролога к поэме «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Пойдёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

Этот кот появился из народных преданий о коте Баюне, который усыплял и побеждал своими сказками. В произведении «Руслан и Людмила» поэт утверждает, что сюжет он услышал однажды у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от кота учёного, но на самом деле эта история была рассказана мальчику еще в детстве его любимой няней Ариной Родионовной. Здесь ярко прослеживается связь пушкинской поэмы с русским фольклором.

Также, нельзя не рассказать о коте Лариных — питомце любимой лирической героини Александра Сергеевича Пушкина, Татьяны Лариной. Грациозное, аккуратное и тёплое существо, создающее покой и уют в доме. Этот кот отдавал предпочтение компании Татьяны, с ней ему было комфортно, тихо и тепло, приятнее, чем с другими людьми.

Пушкинские коты имеют свою индивидуальность и хорошо выраженный кошачий характер. Поэт интересно обыгрывает особенности пушистых героев, создавая свою атмосферу и придавая новые краски эпизодам произведений. Мы наблюдаем различных котов, начиная от игрового и веселого котёнка в балладе «Будрыс и его сыновья» в переводе Пушкина:

Нет на свете царицы

Краше польской девицы:

Весела, что котёнок у печки…

заканчивая хитрым и смышлёным котом из поэмы «Граф Нулин»:

Так иногда лукавый кот,

Жеманный баловень служанки

За мышью крадется с лежанки:

Украдкой, медленно идёт,

Полузажмурясь, подступает,

Свернётся в ком, хвостом играет,

Разинет когти хитрых лап

И вдруг бедняжку цап-царап.

И даже в юношеской поэме Пушкина «Монах» мы встречаем кота, отразившегося в роли значительной части собственности бедного отшельника:

Наш труженик не слишком был богат,

За пышность он не мог попасться в ад.

Имел кота, имел псалтирь и чётки,

Клобук, стихарь да штоф зеленой водки.

В прозаических произведениях Пушкина «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» также встречаются кошки, подчас не имея индивидуальности, а просто дополняя картину народного быта.

Нельзя не вспомнить «кошачьи» рисунки поэта в альбомах и на страницах черновиков. Иногда эти наброски иллюстрируют пушкинских героев — котов и кошек, иногда поэт просто изображал животных, явившихся вдруг перед его мысленным взором. Рисунки на черновиках поэта являются неотъемлемой частью пушкинского наследия, а интересные кошачьи образы можно наблюдать во множестве его произведений.

Вывод: Любовь Пушкина к котам полна искренности и загадочности. Читатель с большим удовольствием проникается описаниями автора, окунаясь в атмосферу и обстановку, передаваемую через страницы произведений.



Задать вопрос