Композиционная функция письма в художественных произведениях | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (51) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.10.2021

Статья просмотрена: 1760 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Е. М. Композиционная функция письма в художественных произведениях / Е. М. Соловьева, Л. В. Карпова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 10 (51). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/51/2660/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данный творческий индивидуальный проект ориентирован на характеристику письма как композиционную часть текста, служащей для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения. Работа над проектом предусматривает определение понятия «письмо» и его роли в художественных произведениях; анализ структуры писем, описания лексического и грамматического особенностей писем в художественных произведениях. Продукт проекта: презентация.

Введение

Как ни странно, но в эпоху Интернета мы не пишем письма ни близким, ни друзьям, ни родным, а ведь важными условиями этого жанра речевого общения является искренность и дружелюбие людей. Анализ писем поможет вспомнить о том, что надо писать в письмах, какие речевые обороты использовать, какими мыслями следует делиться. Переписка между людьми не только нужна, но и необходима, так как в них раскрывается внутренний мир человека, его душа. В современном обществе не очень популярен эпистолярный стиль общения. Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко. Однако, в художественных произведениях этот тип текста продолжает восхищать и привлекать внимание. Кроме того, изучение функций письма в художественных произведениях объясняется его включенностью в общий текст художественного произведения как необходимого элемента текста в целом.

Актуальность настоящей работы определяется необходимостью изучения различных типов текста, их взаимодействия в различных функциональных стилях.

Объектом настоящего исследования является письмо как композиционная часть текста, служащий для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения.

Предмет исследования — единицы лексического, морфологического, синтаксического уровней, формирующие языковую структуру текста писем, их функциональное назначение.

Поскольку композиция — это, в известной степени, пространственная характеристика текста, то целью данного исследования является характеристика роли текста писем в художественных произведениях.

Задачи исследования:

— дать словарное определение термину письмо

— определить роль писем в художественных произведениях;

— проанализировать структуру писем;

— составить презентационную версию проекта

Предположим , что письмо в художественном произведении может успешно являться как основой композиции текста, так и ее частью.

  1. Письмо: история, определение

Письмо — великое изобретение человечества. Письмо может помочь общаться людям в тех случаях, если общение звуковым языком затруднительно или вовсе невозможно. В толковом словаре С. И. Ожегова слову «письмо» даны следующими определения:

Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

Письмо — одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.

Главные трудности — пространство и время. Устное речевое общение, без применения специальных технических средств (громкоговорителя, телефона, радио) возможно только на определенном расстоянии — в пределах слышимости речи. Происхождение письма относится к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность в преодолении в связи с более сложными общественными отношениями пространство для взаимоотношений с отдаленными членами рода или с другими племенами и для увековечения чего-либо во временах. Являясь дополнительным средством общения к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах в разные эпохи по-разному соотносилось со звуковым языком.

Без языка нет человека, значит и не может быть письма. Письмо на всех этапах развития человечества — вторичный способ общения. Но данное утверждение не означает, что письмо всегда передавало прямо язык. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой — очень поздний этап развития письма; в более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но тем не менее быть орудием общения.

А с какой целью писатели используют в тексте своих произведений письма героев? Как письма помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова их роль?

  1. Письмо в художественных произведениях

В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только «золотым веком» русской литературы, но и «золотым веком» письма.

«XIX век — в мировой художественной литературе носит название «золотого века» письма». Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе — особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. На примере писем литературных героев, проанализируем: какие это письма и как они характеризуют их авторов.

Прежде всего, рассмотрим письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину из романа Александра Сергеевича Пушкина в стихах «Евгений Онегин»:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой…

Из повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, письмо написанное в прозе, Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной:

«…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам. Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж».

Следует также привести пример письма няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому из повести «Дубровский» А. С. Пушкина:

«Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее: «Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева. Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, Архип Савельев пишет к отцу Петра Гринева: «Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич прервал мои размышления. «Вот, сударь, — сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, — посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом». Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова: «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски Верный холоп ваш Архип Савельев». Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо

Савельича мне показалось достаточным».

Как мы можем увидеть, авторы применяют различные способы использования писем в своих произведениях:

Письма как основа композиции . При помощи писем автор решает все задачи, которые ставил перед собой: они и основа сюжетных линий, в них намечены основные проблемы, поднимаемые писателем. Письма помогаю лучше и глубже понять характеры героев.

Письма как часть композиции . В письмах герои выражают свои чувства, мысли, пишут о планах.

Можно отметить следующую роль писем в произведениях:

— письма помогают раскрыть характер героев;

— в письмах выражается авторская позиция;

— выявляются истинные отношения героев друг к другу;

— в письмах — жизнь отдельного героя, целого поколения, а порой — и целой эпохи;

— письма позволяют приблизить читателя к герою, создать доверительную атмосферу деятельности и участия в происходящем.

Необходимо отметить, что письма, используемые авторами в своих художественных произведениях, отличаются несколькими особенностями:

— содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);

— глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.

Это характеристика позволяет выделить их использование авторами из числа прочих жанров.

Структурный анализ текстов писем показывает, что кроме точки — знака окончания предложения и запятых, очевидным способом внешнего выражения композиционной структуры является использование абзаца. Абзацный пропуск — композиционный прием, используемый для показа перехода от одной мысли автора к другой. Наличие абзацев подчеркивает структуру и внутреннюю логику писем.

  1. Заключение

Письмо является главным средством характеристики героев. В письме автору литературного произведения необходимо представить характер героя в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения героя, в которой ярко проявляется его индивидуальность и неповторимость.

В ходе выполнения творческого проекта, была дана характеристика роли текста писем в художественных произведения, дано словарное определение термину «письмо», определена роль писем в художественных произведениях, проанализирована структура писем и составлена презентационная версия проекта.

Таким образом, все поставленные задачи выполнены и цель проекта достигнута.

Также, подтверждена гипотеза о том, что письмо в художественном произведении может успешно являться как основой композиции текста, так и ее частью.

Литература:

  1. Владимиров Л. И. История письма. М.: Изд-во российского открытого университета, 2009, с.34–78.
  2. Пушкин А. С. Проза. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература, 2007, т.3, с.232
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сочинения в 3-х т. М.: Художественная литература, 2007, т.2, с.135
  4. Разенталь Д. Э., М. А. Теленкова. Словарь лингвистических терминов. М. Просвещение, 2008, с. 176.
  5. «Гранатовый браслет» А. И. Куприн. М., Издательство Э, 2017, с.512


Задать вопрос