Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 08.03.2021

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Петросян, Ю. П. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте / Ю. П. Петросян, О. В. Беляшова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2390/ (дата обращения: 03.05.2024).



Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.

Ганс Селье

Подростковый возраст характеризуется бурным психофизическим развитием и перестройкой социальной практики ребенка, что необходимо учитывать при рассмотрении проблемы стрессоустойчивости. Данная проблема связана со стратегиями, предполагающими формами совпадения со стрессовыми ситуациями, которые возможно могут быть в психических и социальных механизмах реагирования на стресс.

В современном мире стали так часто применять слово «стресс», что понятие нервного перенапряжения стало в нашей жизни чуть ли не обыденным, стандартным.

Почти каждый человек хотя бы раз в жизни переживал сильный стресс. В России статистика растёт: количество людей, страдающих психическими расстройствами, существенно взросло в минувшие 5 лет. В психиатрических клиниках находится 1,67 млн больных на лечении. Увеличилось число людей, больных неврозами. Вдвое выросло количество самоубийств. Специалисты связывают это с тяжелыми депрессивными расстройствами у людей.

Алкоголики и наркоманы — большая часть обращающихся за помощью к психиатрам, что является следствием социально-психологической и экономической напряженности и нестабильности в обществе.

Даже дети и подростки испытывают огромные нервные перенапряжения. По данным статистики, в нашей стране каждый третий ребенок рождается с нарушениями центральной нервной системы.

Как считают психологи, стресс был проблемой только взрослого мира. К сожалению, теперь эта проблема с каждым разом все больше распространяется на мир детей, подростков и молодежи. Предчувствуя потерю контроля над ситуацией, дети часто ощущают стресс. Подросток, который не имеет нужного уровня иммунитета к стрессу, часто расстраивается из-за самых незначительных неприятностей.

Как только у человека проявляется преодоление стресса, то у него улучшается внимание, появляется интерес к поставленным целям, процесс работы приобретает положительный характер. Но бывает так, что ситуация берет вверх над возможностями человека и тогда случается отрицательное изменение самочувствия, что в простонародье именуется стрессом.

В нынешнем обществе особенно актуальна проблема повышенной тревожности учащихся, в частности в подростковом возрасте. Учащаются случаи, когда подростки совершают неадекватные поступки, чаще всего приводящие к плохим последствиям, а иногда к суициду.

Обычно психологический стресс проявляется в виде тревожности. Также, главным показателем уровня тревожности является индивидуальная чувствительность к стрессовым ситуациям.

Значимость нашего исследования проявляется в потребности глубоких знаний о стрессах и рекомендациях подросткам с повышенным уровнем тревожности. Важность научного направления определила тему нашего исследования: «Проблема в жизни подростка: стресс».

Теоретическое исследовании проблемы стресса в жизни подростков

Стресс (от англ. Stress — напряжение) — совокупность реакций организма на различные негативные факторы или определение ситуации, характеризующиеся как трудные и неподдающиеся. В 1936 году была разработана концепция стресса канадским врачом и биологом Гансом Селье. Следуя его учении, любая внешняя психическая или физическая причина вызывает состояние стресса, которая проявляется в неспецифическом ответе организма. Это называется общим адаптационным синдромом.

Первоначально Ганс Селье, проводя исследования, считал, что стресс может быть вызван только негативными ситуациями. Однако позже разделил стресс на два вида: эустресс — положительный стресс и дистресс — отрицательный стресс. Эустресс вызван положительными эмоциями.

Стресс — это не всегда вред. Особое влияние на организм, будь то чувство любви, страха, раздражения, восторга, может вызвать стресс.

Одно и то же событие, ситуация для одного человека может являться обыденностью, а для другого же мощным стрессом. К примеру, для актёра выступление на сцене является работой, а значит, повседневностью, у неопытного в данной сфере человека это же событие может вызвать стресс, дискомфорт. Один и тот же стрессор меняется от наслаждения до уныния.

Наука утверждает, что стресс необходим для организма, иначе без него человек теряет все краски жизни, страдает от печали.

Ганс Селье утверждал: «Стресс — это сама жизнь и отсутствие стресса означает смерть». Кроме того, стресс иногда полезен, это как экстремальные виды спорта. Здесь должен быть еще один текст.

Понятие подросткового стресса и депрессии

Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, для которого характерно неустойчивость настроения, нарушение мышления, двигательная заторможенность. При депрессии наблюдается пониженная самооценка, исчезновение интереса к повседневным делам.

Часто слышится фраза от взрослых о том, что подростковые годы — «лучшие годы их жизни». Не все так беззаботно. Проходя путь взросления, люди норовят найти зависимость и независимость от других людей. Создаётся напряжение, вызывающее серьезные эмоциональные нарушения у подростков, которые плохо к этому подготовлены, чтобы справиться и решать проблемы самостоятельно.

Попадая под гнёт депрессии, веселый и жизнерадостный человек пытается избегать контактов со всеми своими друзьями, закрывается в себе. Зачастую из-за этого появляется склонность к алкоголю, наркотическим препаратам. Мысли затуманиваются негативом, человек замечает и сосредотачивается только на отрицательных сторонах своей жизни.

Кроме изменений эмоционального фона путаются режимы сна и бодрствования, мучает бессонница, часто нет аппетита, или же наоборот, человек переедает. Больные депрессией жалуются на боли в области желудка, сердца, страдают запорами.

Главные причины стресса и депрессии

В момент становления личности (10–17 лет) подростки сталкиваются с различными эмоциональными потрясениями. Обостряется состояние ребёнка и гормональными перестройками в организме: для большей части подростков — это постоянные бури эмоций, которые нужно преодолеть.

Часто при депрессии бывают неожиданные вспышки хорошего настроения, подросток шутит, смеётся. Но буквально уже через час он снова сидит поникшим, грустным.

Депрессия у детей не может появиться на пустом месте. Для этого есть ряд причин. Возможно, ребёнок впервые столкнулся со сложной ситуацией, и в силу своего возраста и отсутствия опыта, не может найти правильное решение. Этого достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье. Когда возникают конфликты в семье, то ребёнок чувствует себя несчастным, неполноценным. Ему кажется, что он обуза для родителей. Также в иных случаях причиной депрессии может быть чрезмерная опека над ребёнком.
  2. Проблемы с учёбой. Нагрузки в школе сейчас огромные. Помимо основных уроков, есть ещё и занятия внеурочной деятельности, кружки, секции, репетиторы, классные часы. Многие не справляются с такой нагрузкой и начинают отставать от школьной программы, накапливать долги по учёбе.
  3. Частая смена места жительства. Переезд — тяжелое событие для ребёнка. Приходится адаптироваться к новой обстановке, искать новых друзей.
  4. Юношеский максимализм. Это особенность подростковой психики, проявляющаяся в крайней категоричности, преувеличении взглядов, в поспешных выводах. Не стоит переживать, это явление временное. Юношеский максимализм — обязательный этап взросления психики.
  5. Буллинг в школе — это травля со стороны сверстников.

Виды депрессии:

Реактивная — считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая — характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2–3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия — это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен

насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

  1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
  2. Романтизирует смерть и самого умирающего.
  3. Шутит о смерти
  4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  5. Частые травмирования и порезы
  6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Лечение стресса и депрессии:

Депрессия у детей и подростков — это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью — это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная — то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт — врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а также определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами

Литература:

  1. https://infourok.ru/uchebnoissledovatelskaya-rabota-na-temu-problema-stressa-v-zhizni-podrostka-406079.html https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-tendentsii-razvitiya-stressoustoychivosti-v-podrostkovom-vozraste https://www.wpdis.co/rossiya-vyihodit-v-lideryi-po-kolichestvu-psihicheski-bolnyih/ https://moluch.ru/young/ https://cyberpedia.su/13x11e9f.html https://empatia.ru/depressiya-u-rebenka-podrostka-10–17-let-sovety-ekspertov/


Задать вопрос