«Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 25.01.2021

Статья просмотрена: 1050 раз

Библиографическое описание:

Моринец, О. В. «Я была тогда с моим народом…» – поэтическое многоголосье в стихах о Великой Отечественной войне Е. Благининой / О. В. Моринец, О. Ф. Ефремова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 6-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2325/ (дата обращения: 07.05.2024).



В год 75-летия Великой победы особенное внимание привлекают произведения, хранящие память о Великой Отечественной войне, о годах мужества и страданий. А в стихах Е.Благининой передаются восприятие, чувства и мысли разных героев, что делает их ближе читателю.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, стихи, Елена Благинина, ролевая лирика.

Героями ролевой лирики Е.Благининой становятся дети (девочки и мальчики), матери, бойцы, ветераны. В 11стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне, повествование ведется от лица детей: в 4 — от лица мальчика, в 5 — от лица девочки и в двух стихотворениях пол ребёнка не известен, а следовательно, не важен. В 2 — от лица бойца, в 2 — от лица матери. Также есть стихотворения, в которых несколько героев. Таким образом, проанализировано 18 стихотворений, которые можно отнести к ролевой лирике. Все стихотворения взяты из печатного сборника.

Повествование от лица мальчика

Повествование от лица ребенка ведется в стихотворениях «Папе на фронт», «Вставай», «Подарок», «Хорошо бы…», «На печке», «Письмецо», «Силач», «Золотой мост», «Чижик», «Одинокие печки», «Лестница, которая никуда не ведет», «Гармошка», «Баллада о добром свете».

В стихотворении «Папе на фронт» повествование ведется от лица мальчика, оно представляет собой письмо: начинается со слов «Здравствуй, папка!» и подписано «Твой сын».

В этом стихотворении раскрывается внутренний мир ребенка, его переживания. Мальчик рассказывает в первой части письма о своем сне, в котором ему снится мир, довоенное время.

Ты опять мне снился.

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился —

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Сын не пишет отцу, что скучает о нем, это раскрывается в деталях: «поцеловал меня», «Я визжу и висну на тебе», «Я, конечно, одолел в борьбе». Так создается образ мирного времени, семейного счастья, которое разрушила война.

Душевное состояние героя раскрывается в рассказе о том, как он проснулся:

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая — ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Не случайно трижды повторяются формы слова «тьма»: ведь темно, не только потому что ночь, а потому что разлука с папой длится много дней, потому что идет страшная война и мама плачет не от радости, как во сне, а от тревоги.

Тревога за отца передается в строках: «Ты приедешь к нам на Новый год?», «...Я пишу тебе и чуть не плачу…». Состояние и чувства героя передают слова «удивился», «в удивленье поглядел», «сделалось обидно», «чуть не плачу». В сердце живет надежда на скорое возвращение отца: «А скоро елка!/ Ты приедешь к нам на Новый год?», вера: «Папа! Ты вернешься невредимый!»

В стихотворении противопоставляются два мира: мир без войны и война, на которую ушел отец, где «фашисты», которые разрушают, мешают, где «бойцы и командиры», которые вместе с отцом насмерть стоят за то, «чтоб над всем таким большущим миром/ Днем и ночью был веселый свет...».

Мечты мальчишки о возвращении папы с фронта, воплощаются не только со сне, но и в строках пожеланий:

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

В стихотворении «Папе на фронт» героя-мальчика отличают особенности речи: обращения «папка», «миленький, голубчик мой родимый», эмоциональные повторы «прежний-прежний», «желаю — прежелаю», разговорная лексика «Аж круги в глазах», «Пожелай им всякую удачу», «В удивленье поглядел». Речь ребенка очень эмоциональная: в стихотворении 8 восклицательных знаков, 2 вопросительных и 6 многоточий.

Какой образ героя создает автор? Это один из многих мальчиков, чьи отцы ушли на войну, каких-либо индивидуальных черт нет, но есть огромная любовь к папе и маме, к Родине:

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!..

Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет...

Таким образом, Е. Благинина, вводя ролевого героя, передает надежды тысяч мальчишек, ждущих отцов с фронта и мечтающих о победе.

В небольшом стихотворении «Хорошо бы…» также раскрывается внутренний мир мальчика, от лица которого ведется повествование, ведь каждая строка — внутренний монолог героя.

Лягу спать, а спать не хочется...

Я в постели посижу,

Или стану вдруг ворочаться,

Или просто так лежу.

Однако эмоциональный тон стихотворения отличается: здесь нет тревоги или горечи. Герой рассказывает о своей мечте поехать на войну и стать танкистом. Он представляет себя смелым и мужественным:

Если нужно, сутки целые

Я в дозоре простою…

С танком я могу управиться,

Танк я знаю наизусть…

Он уверен, что танкисты примут его в свою семью и дадут танк, на котором он будет бить фашистов:

Сел бы я в кабину тесную

И за Родину свою —

За просторную, чудесную,

Отличился бы в бою!

Представляется совсем маленький мальчик, ведь его мечты наивны, но то, что он мечтает не об игрушках, говорит о многом. В стихотворении передается любовь к Родине маленьких героев большой войны, их стремление защищать мир. Как и в предыдущем стихотворении, герой не наделен индивидуальными чертами, Е Благинина как будто подслушала тайные желания тысяч мальчишек и передала их.

Так же, как и в двух первых, в стихотворении «Золотой мост» повествование ведется от лица мальчишки. Действие происходит, скорее всего, в середине войны, место — город над Окой.

Но фашисты отступали,

Мост взорвали, разнесли.

Перекрытия упали,

Фермы замертво легли…

Чтобы танкам проползти,

Нужен мост.

Чтобы хлеба привезти,

Нужен мост.

В строительстве разрушенного немцами моста самое активное участие приняли мальчишки.

Нам — мальчишкам — невтерпеж,

Мы пошли к прорабу смело:

— Тут для нас найдется дело?

Ведя речь от лица героя, автор раскрывает сознание мальчика. В стихотворении много оценочной лексики: «Мост над нашею рекой/ Был замечательный такой», «И остался остов страшный», «Жизнь без этого моста/ Просто-напросто пуста!», «Настоящий новый мост». Мальчик не рассказывает о жизни во время войны, как и в предыдущих стихотворениях, но образ моста соединяет в его сознании прошлое: мирное время, когда мост «будто радуга стальная/ Выгибалась над Окой», войну, когда «фашисты отступали,/ Мост взорвали, разнесли», — и настоящее, когда «К Октябрю был мост построен,/ Настоящий новый мост». Если в предыдущих стихотворениях есть фронт, бой, желание бороться вместе со взрослыми с врагом, то теперь звучит тема созидательного труда, восстановления народного хозяйства. Можно проследить, как местоимение «я» заменяется местоимением «мы».

Я увидел у моста

Экскаваторы и краны,

Бочки, тачки, котлованы, —

Значит, стройка начата.

Нам — мальчишкам — невтерпеж…

Можно представить, как герой стихотворения не раз приходил к разрушенному мосту (ведь 3 строфы содержат его описание) и однажды утром, увидев, что начинается стойка, созвал мальчишек и вместе с ними прибежал, чтобы выполнять нелегкую работу («Тяжеленько нам пришлось!»). Сопричастность общему делу очень важна для героя, не случайно столько глаголов действия в одной строфе:

Мы строгали и пилили,

Нас учили мастера.

Вместе с ними ели-пили,

Отдыхали у костра.

После — снова за дела...

Наша стройка быстро шла!

Обращают на себя внимание местоимения «мы», «нас», «наша». Это не минутное увлечение, а желание построить новую жизнь без войны. И хотя старый мост был стальным, а новый деревянный («Старый был высок и строен, /Этот — прям и очень прост»), мальчик называет его замечательным, ведь он дал жизнь городу, вернул возможность, как раньше,

…просто поглядеть

В голубую глубину,

На перилах посидеть,

Бросить гальку в быстрину

Иль дождаться первых звезд…

Автор создает образ мальчишек-патриотов, которые рано повзрослели и вместе со взрослыми приближают победу.

В стихотворении «Звезды в проводах», в отличие от других, рассказывается о позднем военном времени, когда многие города уже начали восстанавливаться.

Герой-рассказчик, который едет в трамвае, очень рад вновь слышать все те звуки, которые были так привычны в довоенное время:

Как нам отраден этот гром

Вокруг бегущего трамвая!

Гремит кондуктор серебром,

Кошель громадный открывая.

Гудят тугие провода,

Раскачивая воздух синий.

С дуги срывается звезда

И пропадает между линий.

Автор использует аллитерацию и ассонанс. Повтор звука «р» и сочетаний «гр», «тр», «бр», «пр», а также «у» передает и звук идущего трамвая, и гудение ветра в проводах, и ликование героя, его торжество и веру, что города восстановятся и вскоре война прекратится

Вперед, вперед, назло врагу! —

Проснувшимися городами!..

Повествование от лица девочки

Во многих стихах о войне автор создает образы девочек, как, например, в стихотворениях « Вставай», «Подарок», «На печке», «Письмецо», «Одинокие печки», «Лестница, которая никуда не ведет». Поскольку каждое новое ролевое «я» является проявлением нового ценностного начала, рассмотрим, какие черты характерны для этих героинь.

В стихотворении «Вставай» девочка рассказывает, что её отец «третий год как на войне», а «мама на заводе», и ей приходится следить за младшим братом. Уже в первой строфе проявляется ее решимость помочь родителям: «А кому с братишкой? Мне!» Несмотря на трудность времени и внезапно свалившуюся ответственность, девочка сохраняет оптимизм и заботится о брате с добротой и лаской.

Я с тобой отлично слажу —

Молока тебе куплю,

И белье твое поглажу,

И обедом накормлю.

Также она изо всех сил пытается защитить брата, обеспечить ему безопасность

А польется дождик частый,

Притащу тебя домой…

Маленькая героиня-хлопотунья уговаривает брата проснуться, каждая строфа заканчивается призывом «Ну, вставай, вставай, вставай…»

Речь девочки изобилует ласковыми словами. Брата она зовёт не иначе, как «братишкой», называет его «синеглазым» и «вихрастым», при обращении к нему всегда использует уменьшительно-ласкательные слова «глазки», «штанишки». А заканчивается стихотворение словами «Обниму тебя давай!»

Любовь и ласка слышатся в речи героини из стихотворения «Подарок».

Речь девочки проста и незатейлива, ей характерна напевность. Автор повествует прямо и по-детски.

Бабушке Варварушке

Я связала варежки.

Думала-подумала,

Ей дарить раздумала.

Отошлю на фронт бойцу,

Вдруг достанутся отцу!

Будет рад и он, и я,

И Варварушка моя!

Как и героина предыдущего стихотворения, девочка не сидит без дела, а стремится быть полезной. В свой подарок она вложила всё тепло и веру. Девочка и её бабушка хотят пожертвовать тем, что у них есть, пытаются внести свою лепту в Победу. Также показывается, что они готовы заботиться не только о близких людях. Девочка не против, если её варежки достанутся другому бойцу:

Ну а если не отцу,

Так другому храбрецу.

Будет рад и он, и я,

И Варварушка моя!

Также и героиня стихотворения «На печке» мечтает помочь фронту. Сидя на печке, она подолгу играет в санитарку, заботясь о «бойцах»:

Я будто санитарка,

А печка — лазарет.

Бойцам на печке жарко,

Да лучше места нет.

Как и герой стихотворения «Хорошо бы», девочка еще маленькая, но играет она совсем не в мирные игрушки.

Я делаю игрушки

До самой темноты:

Из деревяшек — пушки,

Из лоскутков — бинты.

Таким образом, через игры и игрушки ребёнка автор отображает суровую реальность. Девочка живёт со своей мамой и ждёт брата с войны. Вроде ничего и не поменялось, всё как в мирной жизни:

В печи стоит картошка

С топленым молоком.

…К трубе приложишь ухо,

Буран поет в трубе.

Но только ждут они брата не из школы, как раньше, а с войны. И девочка переживает: «Мама «часто плачет/ О брате о моем».

Образ маленькой девочки, которая еще не умеет читать и поэтому не может прочитать полученное с фронта письмо, создан и в стихотворении «Письмецо». И здесь показан душевный отклик на слезы матери. В этом произведении также затрагивается тема неизвестности, страха за судьбу родного человека, как и в предыдущем. Но семья получает известие о бойце. И мать настолько волнуется, что даже не может прочитать письмо, а только плачет:

Мама плачет — не прочтет...

Мы сидим и плачем с нею

Просто-напросто впричет.

Когда же сосед прочитал им письмо, и девочка узнаёт, что её брат жив, она абсолютно уверена, что всё будет хорошо и брат вернётся домой:

Он здоров, он фрицев лупит,

Он недаром на войне!

Он вернется, куклу купит

И подарит куклу мне.

Как и в стихотворениях «Подарок», «Хорошо бы…», «Папе на фронт», «Вставай», ребенок знает о войне понаслышке, откликаясь сердцем на страдание матери, но не представляя себе всех ужасов: смерти, разрухи, зверств фашизма. Ведь есть «теплая печка», мама или бабушка. В этих стихах мир дома не разрушен, что вообще характерно для детского мировосприятия. Каждый маленький герой уверен в победе, потому что отец или брат «Воюет… За Родину свою…/ За дом, за эту печку,/ За маму, за меня...».

Герои стихотворений о разрушенном доме

Разрушенный войной дом, показанный глазами ребенка, появляется в одном из самых трагических стихотворений «Одинокие печки». С первых строк создается такой образ:

Ни крыши, ни стен, ни крылечек,

Ни даже деревьев в саду!

Лишь кафельных несколько печек

На лютом стоит холоду.

Печка — олицетворение домашнего тепла и уюта, семьи, мира, детства, но без крыши и стен это символ уничтоженной деревни. «Лютый холод», «ледяная луна» — таков мир, окружающий героя. Темно, как и в стихотворениях «Папе на фронт», «Хорошо бы…», потому что ночь, потому что нет радости. Но холодно герою только этого стихотворения, потому что исчез дом. Чувства героя передают слова категории состояния «стыдно», «очень тяжело». Как и в других стихотворениях, противопоставлены друг другу мир и война. Если раньше вьюга и холод лишь за окном, а в доме «печки, теплом налитые,/ Наш сонный уют стерегут», то теперь «лютый холод». Если раньше «Затоплены печки,/ Плывут голубые колечки,/ Приплясывают огоньки», то теперь «Стоят они кругом/ Под этой луной ледяной…/ Стоят, не давая тепла». Обратим внимание, что в первом примере использовано краткое страдательное причастие «затоплены», что указывает на присутствие людей, которые принесли дрова, разожгли огонь, т. е. их затопили, описывается огонь, а во втором примере дважды повторяется глагол «стоят», усиленный деепричастием «не давая тепла». Если в первом примере «приплясывают» огоньки, то во втором — печки «грустно толкуют друг с другом/ О том, что зовется войной».

Так, образ мира — это дом, тепло от печки, у которой можно погреться на стареньком ковре. А образ войны –разрушенный дом, великий разор, «бесчестье и горе». В стихотворении нельзя определить, от лица девочки или от лица мальчика ведется повествование, думаем, это не случайно. Герой использует в речи местоимения «мы», «наш»:

Бывало, примчимся мы с речки,

Холодные снимем коньки.

А дома!..

…Мы на пол усядемся кучкой

На стареньком нашем ковре...

…Мы ляжем... И сны золотые

Придут, приплывут, прибегут.

И печки, теплом налитые,

Наш сонный уют стерегут.

Местоимение «мы» объединяет всех детей, у кого война отняла дом и счастье.

Мотив разрушенного дома звучит и в стихотворении «Лестница, которая никуда не ведет». Ребенок взбегает по чудом уцелевшей лестнице разбомбленного дома, и его глазам предстает «город…без крыш!», дома которого уничтожены взрывами.

Гляжу наверх — там только тучи,

Направо — там обвал стены,

Внизу — песка и щебня кучи

И груды кирпича видны.

Автор проводит аналогию между лестницей и мирной жизнью девочки, которая оборвалась также внезапно, как и лестница. Повествование от лица ролевого героя раскрывает силу переживаний ребенка, чудовищность войны.

Что может быть грустней предмета,

Который вовсе ни к чему?

Вот лестница большая эта

В моем разрушенном дому.

Быстрый бег девочки вверх, к своей квартире, показан с помощью односоставных назывных предложений: «Один, и два, и три пролета». Но лестница никуда не ведет, нет квартиры, где жила семья.

И я стою, почти без сил,

Как будто очень страшный кто-то

Мой быстрый бег остановил.

Так же, как и в стихотворении «Одинокие печки», ужас потери дома передается через описание предметов. Но это стихотворение оптимистичнее, ведь среди руин героиня слышит голоса друзей, которые готовы помочь ей, и от этих строк ставится теплее.

И я стою на этой вышке.

«Мой город подо мной! Без крыш!»

А снизу мне кричат мальчишки:

— Слезай! Чего ты там стоишь?!

В стихотворении «Елка» сразу же обозначается время и место действия: «Вечер темен и печален», «Посреди глухих развалин/ Притулился детский сад». Вводится мотив неблагополучия, глагол «притулился» помогает автору передать детское мироощущение: среди темноты, горя и разрухи — крошечное пространство, которое занимает детский сад. Мы не знаем о судьбе ребятишек, есть ли у них родители, разрушен ли их родной дом, но в кухне тепло, «тесто месит повариха». С помощью метонимии «Руки добрые в муке. /Лепят ласковые пальцы/ Завитушки на столе» автор передает, что тут о детях заботятся, их любят, им помогают. Герой, видимо, многое пережил, но всё же не теряет надежду и верит, что когда-нибудь придёт конец войне.

Как и в стихотворении «Папе на фронт», повторяется мотив ожидания Нового года, символизирующего жизнь без войны.

Народится новый год.

Встанет крепкими ногами,

Поглядит по сторонам

И победу над врагами

Принесет, ребята, нам.

Отличие этого стихотворения от ранее рассмотренных заключается в том, что здесь субъектом повествования является ёлка, о которой думает ребенок, он как бы одушевляет ее, чтобы услышать слова утешения и надежды.

Проанализировав данные произведения, мы пришли к выводу, что стихотворения, в которых ролевые герои — дети, очень красочные и эмоциональные. Скорее всего, это связано с тем, что детское восприятие более яркое и нестандартное, т. к. ребёнок только знакомится с окружающим миром и пытается понять, что да как в нём устроено. Война не пощадила детей, поэтому во многих стихотворениях звучат мотивы страха, грусти, тревоги. И горе, и радость дети переживают очень глубоко, автор, ведя повествование от лица ребенка, показывает, насколько хрупок мир души маленького человека, насколько ему необходимы мир, родной дом, счастье.

Повествование от лица матери

В двух стихотворениях цикла «Стихи о войне» повествование ведется от лица матерей, поднимаются темы материнской любви, отваги и великой жертвы. В произведении «Сына проводила на войну» отражена вся боль матери. «Сокол», выращенный ею, уходит выполнять свой долг.

Сына проводила на войну,

Не сказав ни слова,

Проводила, а уж не верну

Сокола такого.

Мать очень любит своего сына и дорожит им, вспоминает, каким он был ласковым и заботливым:

Сроду он меня не обижал -

Разве можно, что вы!

Из гостей под ручку провожал,

Покупал обновы.

…И из глаз высокой синевы

Теплота струилась.

Затем эмоциональный тон стихотворения резко меняется, и мы узнаём, что сын погиб на фронте. Мать очень тоскует по сыну:

Но погиб мой сын в большом бою, -

Сокола не стало!

И теперь я песен не пою,

Что при нем певала.

Платье разноцветных не ношу -

Нету к ним охоты!

И домой с работы не спешу,

Не спешу с работы.

В коротких строках, повторах слышится глубокое горе, повторяющиеся звуки «с», «ш», «х» как будто передают тихий шепот матери.

Тем не менее, несмотря на свою скорбь, мать понимает свой долг перед страной и сыном. Она очень любит свою Родину и готова трудиться до последнего, до Победы:

Скорбь моя о сыне велика...

И не долг ли чести

Мне стоять у этого станка

На сыновнем месте!

Я работаю за четверых,

Не жалею силы,

Лишь бы только ворогов лихих

Довесть до могилы.

Кроме того, через речь героини автор раскрывает не только её храбрость и патриотизм, но и веру в Победу. Она действительно верит, что не зря трудится, что в будущем война не повторится и что жертва её сына не напрасна:

Если даже плачу я порой,

То без укоризны:

Он живым остался для второй

Матери — Отчизны!

В стихотворении «Две матери» автор создает образы матери-женщины и матери-Родины, самого святого, что есть у человека, на защиту которых идут на войну сыновья.

Показывая заботу матерей о сыне, автор пишет:

Она ему лепешек намесила

И испекла.

Не плакала при нем, не голосила,

Тверда была.

Я на тебя горячим солнцем брызну,

Звезду пролью.

Оберегай меня — свою отчизну,

Страну свою!

Любовь к сыну и осознание священного долга объединяют эти образы, поэтому и приподнято-торжественная речь, и обращение «мой сын» одинаковые.

Она его в уста поцеловала:

— Иди, мой сын!

Враги не ждут, врагов кругом немало,

Иди, мой сын!

Она его по узким рельсам мчала:

— Спеши, мой сын!

Враги не ждут, врагов кругом немало,

Спеши, мой сын.

Тема патриотизма – центральная в данном произведении. Юноша очень любит свою мать и свою Родину и встает на защиту. Мы ничего не знаем о судьбе бойца, автор оставила для нас открытым финал. Но последние строки данного произведения наполняют нас любовью и уверенностью в Победе и возвращении сына домой. Говоря от лица матери, Е.Благинина передает общую боль всех матерей, общую гордость за достойных сыновей, защитников Родины. Таким образом, в этом стихотворении три субъекта повествования: мать, Родина и автор-повествователь (лирический «я»). Можно говорить о слиянии этих сознаний, поскольку общие ценностные установки.

Повествование от лица бойца

Стихотворение «Клятва бойца» представляет собой монолог солдата, вставшего на защиту Родины.

Хлебом клянусь и водой,

Небом клянусь и звездой,

Матерью старой клянусь

И жизнью своей молодой…

Герой лишен конкретных черт, как и любой герой ролевой лирики Е.Благининой. Это может быть и солдат, и матрос, и летчик. Главные черты бойца — верность Отчизне, несгибаемость, сила духа, храбрость. Но у этого героя не просто нет индивидуальности, что понятно, ведь речь идет от лица миллионов бойцов, он вообще обезличен. Герой клянется хлебом, небом, матерью, жизнью, то есть самым святым и дорогим, что есть у человека.Во все времена хлеб особо ценился и порой даже наделялся свойствами и качествами живого существа. И то, что боец клянется хлебом, говорит, что настроен он сурово и решительно по отношению к врагу.

Это стихотворение, на наш взгляд, гораздо слабее всех других, которые написаны поэтом о войне. Создается впечатление, что герой — не живой человек, а бесчувственная статуя. Примечательно, что в этом стихотворении повторяется разными громкими словами одна мысль:

И, если нужна моя жизнь,

Расстанусь без жалости с ней!

Боец настолько часто говорит о чистоте и о готовности сложить голову в бою, что создается впечатление, что Е. Благинину как-то коснулась тема измены Родине. И решительными речами бойца она будто протестует против предательства.

Что стану я чище огня,

Яснее холодного дня, —

Измены лукавая тень

Вовек не коснется меня!

Что стану я чище снегов,

Безмолвней ночных берегов,

И тайну, врученную мне,

Не вырвет никто из врагов!

…Пусть прокляты будут дела

Предательства, трусости, зла!..

Этот боец не ассоциируется ни с отцом мальчика из стихотворения «Папе на фронт», ни с братом девочки из стихотворения «Письмецо» (который «фрицев лупит»), ни с сыном матери из стихотворения «Сына проводила на войну». Также любопытно, что у стихотворения есть 2 редакции концовки. Первая — «Что сердце моё — скала!», вторая — «Клянусь твоим именем, вождь».

Первая концовка обессмысливает произведение, поскольку сердце — скала, метафора неудачная, ведь сердце бойца наполнено любовью к Родине, матери, детям, к своему народу. А вторая — изменяет идею, потому что в один ряд ставится мать, хлеб, жизнь, вождь. Думаем, что клятва именем вождя (под вождём подразумевается Иосиф Сталин) — требование и дань времени. Желание не проявить, а продемонстрировать преданность героя своей стране. Таким образом, стихотворение «Клятва бойца» отличается не только своей неэмоциональностью, но и неискренностью.

Совсем по-другому выглядит герой стихотворения «Гармошка» — паренек — партизан. Казалось, до музыки ли, до искусства на фронте или тылу. Разве есть на это время, когда Родина полыхает огнём и гибнут люди. Но, как показывает история, именно полевые концерты, спектакли вдохновляли бойцов на фронте. Всем порой надо окунуться в обычную жизнь и на мгновение забыть о царящем кругом ужасе войны. Именно с таким лучиком света, мальчишкой-партизаном с гармошкой и знакомит нас Е.Благинина.

Партизаны вечно в деле!

Но, случалось, и они

Скажут:

— Пушки надоели!

Ну-ка, парень, сыграни! —

Вкруг меня стеною станут;

Я начну, они как грянут:

«Ой, леса, вы леса,

Леса брянские!

В вас отряды живут

Партизанские».

До войны была обычная жизнь, и мальчишечьи забавы. Мальчик был в центре внимания в своей деревне, благодаря гармошке:

С той поры с своей трехрядкой

Разлучиться я не мог.

И пошла за мною слава,

Не пошла, а понеслась.

Но, мирная жизнь оборвалась с приходом врага, не случайно в монологе героя вновь мы встречаем личное отношение: « По моим высоким травам,/ По моим густым дубравам/ Прокатился гром войны».

И в этом стихотворении раскрывается тема патриотизма и готовности идти на жертвы. Главный герой Миша очень любит свою Родину и, вероятно, гармошка — это самое ценное, что у него есть, так как это чуть ли не единственная вещь, которая у него осталась от довоенного времени. Тем не менее, именно этой дорогой для него вещью он пожертвовал ради Победы: «Заминировал гармошку/ Голосистую свою».

Трах! И прах, и кровь, и в звуке

Грозном, диком все слилось:

Два мерзавца, две гадюки,

Два фашиста взорвалось!

Ох, как сердце замирало,

Как скакал, как прыгал я!

— Ты сыграла!

Ты сыграла,

Напоследок ты сыграла,

Замечательно сыграла,

Голосистая моя!

Здесь ярко видно именно детское отношение. Мальчик относится к гармошке, как к живой. Он общается с ней, она его настоящий друг. Его человеческая непосредственность, искренность подкупают читателя. Сколько таких мальчишек ушли в партизаны, стали бойцами и героями без лишних слов, громких клятв. Речь партизана очень эмоциональная, используются междометия, эмоциональные повторы, просторечия, разговорная, оценочная лексика. Например:

Я скорей бежать оттуда,

Где пригнувшись, где ползком.

«Да ведь это просто чудо.

Нет, ей-богу, это чудо!» —

Встал и дую прямиком.

Поскольку в ролевой лирике нами обнаружено только два стихотворения, где речь ведется от лица участника войны, думаем, что автору ближе и понятнее чувства детей, ее любимые герои — мальчики и девочки.

Многоголосье. Стихотворения с несколькими субъектами речи

В нескольких стихах Е.Благининой о войне («Чижик», «Шинель», «Силач») встречается многоголосие, а следовательно, несколько субъектов речи. Так, в стихотворении «Чижик» речь ведется от лица ребенка, его мамы, соседей, почтальона. Все герои объединены одним: ожидание вестей с фронта, ожиданием победы, общей радостью. Чижик как талисман в семье, ведь это жизнерадостная птичка, а человек во время тяжёлого эмоционального напряжения обращает внимание на всевозможные мелочи, которые, вероятно, не заметил бы в мирной жизни. Прежде всего, о чижике рассказывает герой-ребенок.

Был у нас чижик,

Жил у нас пыжик,

Жил у нас чижик

Две длинных зимы.

Очень хороший,

Веселенький чижик —

Крепко любили

Чижика мы!

Обращает на себя внимание эпитет «длинных» две зимы, сразу становится понятно, что для семьи, ждущих вестей с фронта, каждый день нелегкий. Все это время — «трудная» работа мамы, «грустные дни» в ожидании письма, «скучно». Сами оценки вновь показывают, насколько переживает и сопереживает ребенок. Он за поддержкой обращается к чижику:

— Милый мой чижик,

Хороший мой чижик,

Скоро ль от папки

Письмо получу?

Реплики других героев меньше по объему, но, безусловно, важны. Мама после трудной работы смеется: «Встречает меня!», письмоносец «Стучится в окошко,/ Машет конвертом: / — Пляши, получай!», сосед «барабанил/ В окно со двора:

— Встаньте! Победа!

Проснитесь! Победа!

Кончились немцы,

Победа! Ура-а!»

Так с помощью многоголосия в стихотворении создается ощущение единой атмосферы, настроения, единой судьбы народа: маленьких и взрослых, знакомых и незнакомых людей. Поэтому так важно было автору ввести в стихотворение «Силач» диалог между мальчиками-школьниками и дедом-стекольщиком.

Разрушенные города и села, здания-развалины — наследие войны.

Прошлогодние бомбежки

Натворили много зла.

В нашей школе все окошки

Оказались без стекла.

Мы забили их фанерой —

Стала жизнь ужасно серой:

Речь ребёнка как будто погружает нас в сказку, он по-детски наивно и с восторгом рассказывает о появлении самого обычного человека

Но однажды к нам явился

Очень сильный человек.

Я взглянул и удивился:

Не видал таких вовек!

Вроде бы это и не такое уж великое дело — восстановить окна в школе. Тем не менее, силач, а на самом деле «дед седой», их ремонтирует, и в глазах ребёнка-рассказчика он является настоящим героем.

Дед работал, будто сказку

Вытворял руками он.

Дедушка-стекольщик, вероятно, по возрасту не попал на фронт, но в силу твердости характера помогает везде, где он нужен. Автор создает образ человека-труженика.

Вытер дед об фартук руки,

Огляделся и сказал:

— Уж, конечно, для науки

Слишком темен этот зал!

Ну-ка, детки-ребятишки,

Что там долго говорить,

Отложите ваши книжки,

Покажите вашу прыть.

Помогите деду, внуки,

Пропустить в окошки свет.

Знамо дело, для науки

В темном месте места нет!

Для чего же нужно, чтобы читатели услышали речь стекольщика? Мы думаем, что реплики помогают представить доброго человека, который сразу находит общий язык с ребятами, не случайно, прощаясь, он назовет их «друзья». И ребята, прощаются с ним, как с родным:

Мы сказали: — В добрый час!

И пошел землею русской

Этот дедушка от нас.

Главное, что стремится создать и передать своим читателям Е.Благинина, — чувство единства народа в годы Великой Отечественной войны.

А в стихотворении, написанном после войны, диалог происходит между отцом-ветераном и девочкой, не знающей войны.

— Почему ты шинель бережёшь? — я у папы спросила.

— Почему не порвёшь, не сожжёшь? — я у папы спросила.

— Ведь она и грязна и стара, приглядись-ка получше,

на спине вон какая дыра, приглядись-ка получше!

Этому «послевоенному» ребенку непонятно, почему отец бережет непригодную и некрасивую шинель. Папа же объясняет ей, что в этой шинели он воевал. Пережившие войну очень мало рассказывают о ней, не делятся пережитым. И в этом стихотворении объяснение папы очень скупо и малословно. В данном произведении шинель является символом стойкости, дружбы, храбрости. Символом Победы.

— Потому я её берегу, — отвечает мне папа,

— потому не порву, не сожгу, — отвечает мне папа, —

потому мне она дорога, что вот в этой шинели мы ходили, дружок, на врага и его одолели.

В этом стихотворении зазвучит мотив памяти, обращение к новому поколению, требование не забыть о том, какой ценой далась Победа.

Заключение

Каждый раз, читая о самой страшной странице в истории нашей страны, о Великой Отечественной войне, я задаюсь вопросом: «А как бы поступила я? Как бы проявила себя в это страшное время?». И не нахожу ответа. Не нахожу потому, что это надо пережить. Ведь невозможно делиться опытом, связанным с событием, если не пережил его. Не видел его. Не чувствовал эту боль. И вот тут особо ценным становится литература. Авторы, которые рассказывают простым и понятным языком о пережитом. Проанализировав стихотворения о Великой Отечественной войне Е. Благининой, мы смогли посмотреть на происходящее в те страшные годы глазами детей, матерей, бойцов. Военная лирика Е.Благининой отличается глубиной и образностью. Самое большое количество стихотворений (11) написано от лица детей. Я считаю, что это связано с тем, что Благинина писала в основном для детей и в период Великой Отечественной войны утешала детей своими стихотворениями. Язык и чувства мальчиков и девочек открытые, искренние, яркие. Много уменьшительно-ласкательных слов, сравнений и олицетворений. Стихи от лица матери отличаются болью, скорбью. Но во всех стихотворениях чувствуется вера в Победу, гордость за бойцов и Отчизну. Любовь к Родине — основное качество героев ролевой лирики Е. Благининой и самого поэта.

Литература:

  1. Стихи о войне. М., 2017, Стрекоза
  2. Благинина Е. Стихи о войнеhttps://poemata.ru/poets/blaginina-elena/shinel/

3. БогдановаМ.Творчество Е. Благининой в контексте спора о спецификедетскойпоэзии:

4. https://regnum.ru/news/cultura/2421691.html

5. Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/literature/text/3513752

  1. Корман Б. О. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. Статья «ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ» http://narrativ.boom.ru/library.htm (Библиотека «Narrativ»)
  2. Октябрьская О. С.ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПОЭЗИИ Е. А. БЛАГИНИНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ phil@gramota.net www.gramota.net/materials/2/2015/8–1/36.


Ключевые слова

стихи, Великая Отечественная война, Елена Благинина, ролевая лирика
Задать вопрос