Двигатель будущего | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Физика

Опубликовано в Юный учёный №6 (36) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Сазонов, А. Д. Двигатель будущего / А. Д. Сазонов, Т. Н. Сазонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2108/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: двигатель Стирлинга, цикл Стирлинга.

Сегодня во всем мире достаточно большое внимание уделяют проблеме экологии. Как никогда раньше остро встает вопрос о применении нетрадиционных источниках энергии. Многие инженеры во всем мире занимаются разработкой, как альтернативного топлива, так и альтернативных источников энергии, ищут замену двигателям внутреннего сгорания. В связи с этим наметилась тенденция внедрение энергопреобразующих установок на основе двигателя Стирлинга.

Данный двигатель, работающий по замкнутому термодинамическому, циклу впервые был предложен Робертом Стирлингом в 1816 году. Главные достоинства двигателя Стирлинга — это экологичность, низкий уровень шума и высокий КПД [1].

К сожалению, в учебниках физики школьного курса, ничего не говорится о двигатели Стирлинга. А между тем, его можно рассматривать как один из источников альтернативной энергетики. В связи с этим, было решено изготовить действующую модель двигателя Стирлинга, познакомить учащихся с данным устройством, и использовать его для демонстрации на уроках физики.

Цель исследования: создать действующую модель двигателя Стирлинга и рассчитать его КПД. Для достижения данной цели были поставлены следующие з адачи:

1) изучить источники информации по двигателю Стирлинга и его принципу действия;

2) разработать схему двигателя и выполнить ее чертеж;

3) изготовить действующую модель двигателя Стирлинга;

4) провести испытания двигателя и продемонстрировать его работу одноклассникам.

Практическая значимость: использовать модель для демонстрации на уроках физики.

Двигатель Стирлинга — это машина, работающая по замкнутому термодинамическому циклу. Цикличные процессы сжатия и расширения происходят при разнице температур. Управляют процессом путем изменения объёма рабочего тела [2].

Это тепловая машина, в которой есть цилиндр с поршнем. А внутри него рабочее тело — воздух, который движется в замкнутом объеме. Если воздух нагревать, он начнет расширяться, давление увеличивается и поршень поднимается вверх, и он будет совершать рабочий ход. Если дальше охладить камеру, то воздух в ней охлаждается, давление уменьшается и поршень движется вниз.

Работа основана на периодическом нагреве и охлаждении рабочего тела с извлечением энергии из возникающего при этом изменения объёма рабочего тела. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий. Работает «стирлинг» от любого источника тепла.

Цикл двигателя Стирлинга

Один рабочий цикл двигателя Стирлинга происходит за четыре такта: сжатие, нагревание, расширение, охлаждение. Этот двигатель является четырёхтактным. На рис.1 изображен цикл двигателя Стирлинга.

Этапы работы двигателя Стирлинга

Рис. 1. Этапы работы двигателя Стирлинга

Сжатие (1–2). Спомощью внешнего источника нагреваем цилиндр. Давление возрастает, а температура остается неизменной, и вытеснитель движется вверх. Рабочий поршень в этот момент неподвижен. Создается давление, проталкивающее рабочее тело через регенератор.

Нагревание (2–3). Оба поршня движутся вверх. Объем между ними постоянный. Проходя через регенератор рабочее тело нагревается давление и температура повышаются.

Расширение (3–4). Вытеснитель неподвижен. Рабочий поршень поднимается вверх и совершает работу. Тепло подводится через стенку цилиндра от внешнего источника. При увеличении объема полости расширения давление падает, а температура рабочего тела достигает максимального значения и остается неизменной (теплота постоянно подводится).

Охлаждение (4–1). Оба поршня движутся вниз. Объем между ними остается неизменным. Рабочее тело из полости расширения перемещается в полость сжатия. Проходя через регенератор рабочее тело охлаждается от Т max до T min и отдает теплоту регенератору, которая будет передана рабочему телу в процессе 2–3 следующего цикла [4].

Схема установки

Предлагаемая конструкция состоит из герметичного цилиндра, в качестве которого используется жестяная банка, внутри перемещается вытеснитель, изготовленный из губки для мытья посуды. Вытеснительный и рабочий поршень соединены с коленчатым валом при помощи тяг. В качестве рабочего цилиндра взята медная трубка, внутри которой находиться рабочий поршень, изготовленный из корпуса губной помады. В качестве маховика — компакт диски.

Схема установки: цилиндр; 2 — вытеснитель; 3- рабочий цилиндр; 4- рабочий поршень; 5-корпус крепежа коленвала; 6-тяга вытеснителя, закрепленная на эксцентриках; 7-тяга (шатун) рабочего поршня; 8 — коленвал; 9 — маховик

Рис. 2. Схема установки: цилиндр; 2 — вытеснитель; 3- рабочий цилиндр; 4- рабочий поршень; 5-корпус крепежа коленвала; 6-тяга вытеснителя, закрепленная на эксцентриках; 7-тяга (шатун) рабочего поршня; 8 — коленвал; 9 — маховик

На изготовленной модели двигателя, произведены замеры температуры нижнего и верхнего оснований цилиндра при работе с помощью пирометра. Температура верхнего основания, куда помещали лед составила около 10°С, а нижнего 120°С. В результате проведенных расчетов КПД изготовленного двигателя составил примерно 28 %.

Таблица 1

Результаты измерений

опыта

t 1 0 , 0 С

Т 1 , К

t 2 0 , 0 С

Т 2 , К

η, %

1

120

393

35

308

22

2

120

393

12

285

27,5

3

120

393

10

283

28

, = 28 %.

Показания температур холодильника и нагревателя

Рис. 3. Показания температур холодильника и нагревателя

В опыте № 1 — температура холодильника с одним кубиком льда. В опыте № 2 и № 3 — с двумя кубиками льда. Чем ниже температура охладителя, тем выше КПД и больше число оборотов.

КПД современных двигателей Стирлинга может достигать 65–70 % КПД от цикла Карно. КПД нашего двигателя составил 28 %, что является достаточно неплохим показателем для данных условий. Крутящий момент двигателя почти не зависит от скорости вращения коленвала. Для сравнения КПД самодельных двигателей Стирлинга из жестяных банок, представленных в интернете, составляет всего 13–15 %. КПД нашего двигателя 28 %, что говорит о достаточно хорошей герметизации и балансировки маховика. Если подсоединить к валу электродвигатель и светодиодную лампочку, то наблюдается свечение лампочки.

Двигатель Стирлинга сегодня находит все больше и больше применение в различных отраслях. Его используют как универсальный источник электроэнергии, в холодильных установках, на подводных лодках, в космосе, как аккумулятор на солнечных электростанциях. Двигатель способен совершать полезную работу за счет разности температур. Понижая температуру холодильника, можно уменьшить температуру нагревателя, а значить увеличить КПД. Такие двигатели целесообразно использовать в районах Крайнего Севера, Сибири, Арктических районах, преобразовывая энергию холода в электроэнергию. Автономные стирлинг-генераторы можно использовать в регионах России, где нет запасов традиционных энергоносителей — нефти и газа.

Данное исследование натолкнуло меня на дальнейшую работу по созданию низкотемпературного двигателя Стирлинга. На мой взгляд, его можно использовать для освещения улиц, дворов, школьного участка, если установить данное устройство на колодцах теплотрасс. Можно получить дешевую электроэнергию за счет внешнего источника тепла, использовать как привод для водяного насоса или полива. А в летнее время можно использовать низкотемпературный двигатель Стирлинга («солнечный Стирлинг») как вентилятор в форточках зданий, обращая его темной стороной к Cолнцу.

Работа изготовленного двигателя Стирлинга продемонстрирована одноклассникам на уроках физики. Данный материал получил практическое использование в учебном процессе школы на уроках физики в 8 и 10 классах.

Литература:

  1. Даниличев В. Н., Ефимов С. И., Звонок В. А. и др. Двигатели Стирлинга [Текст] / под ред. Круглова М.: Машиностроение, 1977.
  2. Кириллов Н. Г. Аналитика, обзоры [Текст] / Н. Г. Кириллов // Машины и механизмы. — 2007. -№ 5
  3. Киров С. А., Клавсюк А. Л., Селецкий А. М. Машина Стирлинга [Текст] / учебное пособие. — М.: ООП Физ. Фак-та МГУ, 2018, 20 с.
  4. Ридер Г., Хупер Ч. Двигатели Стирлинга: Пер. с англ. М.: Мир, 1986 .
  5. Уокер Г. Машины, работающие по циклу Стирлинга [Текст]: Пер. с англ. М.: Энергия, 1978. — 152. С., ИЛ
  6. Фролов А. В России создают подлодку с анаэробным двигателем. Полит Эксперт. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://politexpert.net/156535-v-rossii-sozdayut-podlodku-s-anaerobnym-dvigatelem Дата обращения 15.03.2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее тело, рабочий поршень, двигатель, урок физики, действующая модель двигателя, верхнее основание, внешний источник, низкотемпературный двигатель, рабочий цилиндр, кубик льда.


Ключевые слова

двигатель Стирлинга, цикл Стирлинга

Похожие статьи

Математическая модель свободнопоршневого двигателя...

Математическая модель описывает рабочий процесс свободнопоршневого двигателя

Рабочее тело — гелий. Схема свободнопоршневого двигателя Стирлинга представлена на рис. 1.

Схема сил, действующих на вытеснитель и рабочий поршень представлена на рис. 2.

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Ключевые слова: двигатель Стирлинга, математическая модель, термодинамическая модель, свободнопоршневой двигатель, двигатель Била. Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя...

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

В данной статье предлагается математическая модель рабочего процесса двигателя с кривошипно-камерной продувкой, основанная на законах термодинамики для цилиндра, кривошипной камеры, систем впуска и выпуска. При расчете рабочего процесса используется...

Моделирование насосных ходов в картере одноцилиндрового...

Ключевые слова: поршневой двигатель, работа насосных ходов, термодинамическая модель. Картер двигателя можно представить как замкнутую полость, объем которой меняется в связи с движением поршня в цилиндре. Для многоцилиндровых двигателей объем картера меняется...

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров...

Гильзы цилиндров ДВС подвергается значительным нагрузкам в процессе работы. Жесткие условия эксплуатации гильз цилиндров приводят к появлению разнообразных дефектов, которые необходимо устранять для обеспечения работоспособности ДВС.

Пути снижения потерь на трение в кривошипно-шатунном...

Эффективные показатели двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависят от совершенства процесса сгорания и величины механических потерь, а

Кроме того в сопряжение цилиндр, поршень, поршневые кольца трудно обеспечить подачу смазки. Все это приводит к тому, что...

Основные способы упрочнения рабочей поверхности гильз...

Соединение гильза цилиндрапоршень является одним из соединений, подвергающихся наибольшему износу в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому ремонт гильз является важной задачей для улучшения качества ремонта двигателей.

Математическая модель для расчёта утечек через поршневые...

Потеря массы рабочего тела ведёт к уменьшению давления и, как следствие, работы цикла.

Применена термодинамическая модель, включающая цилиндр, пространства между кольцами и картер двигателя. Рис. 2. Схема модели расчёта компрессорных ходов с учётом утечек через...

Обзор математических моделей рабочих процессов газового...

Большинство использующихся в отечественной практике моделей интегрально описывают поведение рабочего тела в цилиндре.

Библиографическое описание: Зарипов, Р. Э. Обзор математических моделей рабочих процессов газового двигателя и известные результаты их...

«Вечный двигатель» в учебниках физики для 7 класса

Целью данной работы является доказательство того, что в учебниках физики для 7 класса, в которых физическая модель подвижного блока, при получении выигрыша в силе в 2 раза, рассматривается как рычаг с неравными плечами (рычаг второго рода)...

Похожие статьи

Математическая модель свободнопоршневого двигателя...

Математическая модель описывает рабочий процесс свободнопоршневого двигателя

Рабочее тело — гелий. Схема свободнопоршневого двигателя Стирлинга представлена на рис. 1.

Схема сил, действующих на вытеснитель и рабочий поршень представлена на рис. 2.

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Ключевые слова: двигатель Стирлинга, математическая модель, термодинамическая модель, свободнопоршневой двигатель, двигатель Била. Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя...

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

В данной статье предлагается математическая модель рабочего процесса двигателя с кривошипно-камерной продувкой, основанная на законах термодинамики для цилиндра, кривошипной камеры, систем впуска и выпуска. При расчете рабочего процесса используется...

Моделирование насосных ходов в картере одноцилиндрового...

Ключевые слова: поршневой двигатель, работа насосных ходов, термодинамическая модель. Картер двигателя можно представить как замкнутую полость, объем которой меняется в связи с движением поршня в цилиндре. Для многоцилиндровых двигателей объем картера меняется...

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров...

Гильзы цилиндров ДВС подвергается значительным нагрузкам в процессе работы. Жесткие условия эксплуатации гильз цилиндров приводят к появлению разнообразных дефектов, которые необходимо устранять для обеспечения работоспособности ДВС.

Пути снижения потерь на трение в кривошипно-шатунном...

Эффективные показатели двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависят от совершенства процесса сгорания и величины механических потерь, а

Кроме того в сопряжение цилиндр, поршень, поршневые кольца трудно обеспечить подачу смазки. Все это приводит к тому, что...

Основные способы упрочнения рабочей поверхности гильз...

Соединение гильза цилиндрапоршень является одним из соединений, подвергающихся наибольшему износу в двигателях внутреннего сгорания. Поэтому ремонт гильз является важной задачей для улучшения качества ремонта двигателей.

Математическая модель для расчёта утечек через поршневые...

Потеря массы рабочего тела ведёт к уменьшению давления и, как следствие, работы цикла.

Применена термодинамическая модель, включающая цилиндр, пространства между кольцами и картер двигателя. Рис. 2. Схема модели расчёта компрессорных ходов с учётом утечек через...

Обзор математических моделей рабочих процессов газового...

Большинство использующихся в отечественной практике моделей интегрально описывают поведение рабочего тела в цилиндре.

Библиографическое описание: Зарипов, Р. Э. Обзор математических моделей рабочих процессов газового двигателя и известные результаты их...

«Вечный двигатель» в учебниках физики для 7 класса

Целью данной работы является доказательство того, что в учебниках физики для 7 класса, в которых физическая модель подвижного блока, при получении выигрыша в силе в 2 раза, рассматривается как рычаг с неравными плечами (рычаг второго рода)...

Задать вопрос