Элементарная математика как первая ступень финансовой грамотности гражданина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №3 (33) март 2020 г.

Дата публикации: 29.02.2020

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Крапчин, С. В. Элементарная математика как первая ступень финансовой грамотности гражданина / С. В. Крапчин, М. А. Рязанова, Л. Н. Крапчина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 3 (33). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/33/1899/ (дата обращения: 03.05.2024).



Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому не ищет от него лекарства.

Роджер Бэкон

В настоящее время все чаще мы сталкиваемся с понятием «финансовой грамотности» населения, а точнее — с низким ее уровнем. Последствия низкого уровня либо полного отсутствия финансовой грамотности граждан плачевны — это высокая закредитованность населения; процветание финансового мошенничества; высокая доля импульсных покупок ненужных товаров; нецелесообразная растрата средств семейного бюджета на всевозможных распродажах; повышение рисков неплатежеспособности и банкротства граждан. Поэтому актуальным является незамедлительное формирование финансовой грамотности граждан, начиная со «школьной скамьи». Огромное значение при этом имеют знания, получаемые учениками на уроках математики.

В этой связи цель нашего исследования заключалась в обосновании роли знаний по математике в формировании финансовой грамотности и популяризация этих знаний среди молодежи. Нами были решены следующие задачи: изучен теоретический материал и мнения экспертов; проведено анкетирование среди школьников 7-х классов и студентов 3–4-х курсов одного из пензенских средних и высших учебных заведений на предмет актуальности математических знаний в повседневной жизни; разработаны и предложены для решения школьникам и студентам практические задачи на применение знаний по элементарной математике; разработан комплекс рекомендаций для учащихся средних школ по формированию личной финансовой грамотности; сделан доклад на школьной научно-практической конференции «Перспектива».

В нашей стране в 2017 г. была утверждена «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы», определившая приоритеты, цели и задачи, а также способы достижения высокого уровня финансовой грамотности населения всех возрастных групп [3]. Данной проблеме посвящено достаточно много публикаций, при этом недостаточно разработок и предложений о мотивации учащихся к серьезному подходу при изучении элементарной математики, углублению знаний и применению их с практической точки зрения, в частности, при формировании финансовой грамотности и реализации ее в повседневной жизни. Что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность представляет собой определенный уровень знаний и навыков человека в области финансов, который позволяет правильно оценивать свои финансовые возможности, реальную ситуацию на товарных и финансовых рынках, способствует принятию разумных решений. Финансовая грамотность — это комплекс знаний, навыков и установок в области финансов, которые ведут к улучшению благосостояния и повышению качества жизни граждан [4, с.76]. В современном мире в целях избежания финансовых рисков такой грамотностью должен обладать каждый гражданин, в т. ч. и школьник.

К сожалению, наша страна находится на девятом месте по уровню финансовой грамотности населения среди стран G20; 62 % граждан считает финансовые услуги сложными и непонятными; 33 % взрослого населения не выполнило базовый тест по финансовой арифметике; 25 % граждан пользуются банковскими картами, но недостаточно осведомлены о рисках. Среди причин низкой финансовой грамотности населения отметим следующие: особенности менталитета российских граждан; сформировавшееся за последние десятилетия общество потребления; «агрессивность» рекламы товаров и услуг; отсутствие специальных программ обучения финансовой грамотности как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.

В создавшихся условиях, как никогда актуальна популяризация математического образования среди учащихся средних школ. Когда решаются задачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, это существенно влияет на умение ученика анализировать практическую ситуацию. Введение таких задач в курс математики будет способствовать повышению эффективности усвоения предмета, а включение мотивирующих элементов позволит вызывать интерес к решению таких задач [1; 2, с. 43]. Рядом авторов рекомендуется использовать на занятиях по математике практико-ориентированные задачи, дифференцированные на такие три блока, как экономика в быту, банковская культура, основы предпринимательства [4, с. 77; 5, с. 18].

На наш взгляд, первой ступенью на пути формирования личной финансовой грамотности должен стать серьезный подход к изучению элементарной математики в школе. Освоение принципов элементарной математики, приобретение навыков использования основных формул при решении математических задач позволит сформировать у учащихся некоторые особенности мышления; оказывать положительное влияние на формирование особого отношения к миру; заложить базовые знания и навыки управления личными финансами. Это позволит принимать грамотные финансовые решения, избегать возможные финансовые ошибки и заблуждения.

В процессе исследования нами было проведено анкетирование среди школьников, а также более старших их товарищей — студентов 3–4 курсов университета. Кроме того, анкетируемым были предложены для решения практические задачи, которые вызвали, с одной стороны, некоторые затруднения, а с другой — неподдельный интерес. По данным анкетирования учеников, видно следующее: более 50 % учащихся справились с решением практических задач на определение простых процентов; 21 % учащихся рискнули решить несложную финансовую задачу, однако решение не было доведено до конца; практическая задача по определению реальной скидки к цене товара не нашла решения среди учащихся; 79 % ребят указали на то, что не совсем легко им дается математика; 74 % не совсем нравится заниматься математикой; 37 % ребят считает, что знания по математике необходимы в повседневной жизни; около 80 % учащихся считает, что знания по математике необходимы будут в будущем при изучении экономических дисциплин в ВУЗе; 47 % думают, что в будущем смогут помочь своим детям в подготовке домашних заданий по математике.

Среди пожеланий от учеников по повышению их интереса к занятиям по математике выделим следующие: помощь со стороны взрослых (учителей, родителей) в организации системного подхода к осуществлению познавательной деятельности; применение в учебной деятельности для решения интересных практических задач с применением математических принципов; чередование познавательной деятельности (изучение математических формул) с игровой деятельностью (использование деловых игр по финансовой грамотности); привязка самостоятельной работы по математике к выделению дополнительного времени как мотивирующего фактора, например, на компьютерную игру.

По результатам анкетирования учащихся средней школы можно утверждать, что необходима мотивация учеников к углубленному изучению математики через введение в программу практических задач, связанных с жизненными ситуациями, например, по планированию семейного бюджета, сопоставлению доходной и расходной частей; по определению реальной цены товара и целесообразности приобретения товаров на распродажах; по определению реальной стоимости потребительского кредита и пр. Это позволит преодолеть первую ступень на пути к финансовой грамотности среди учащихся.

По данным проведенного анкетирования среди студентов выявлено следующее — более половины опрошенных молодых людей могут оказаться жертвами финансового мошенничества и только половина опрошенных сможет помочь в будущем своим детям в освоении математических знаний, а также финансовой грамотности. Анкетирование позволило студентам иначе посмотреть на роль математики в их жизни, и они подготовили пожелания для школьников, которые можно рассматривать как руководство к действию. Все пожелания, адресованные вчерашними школьниками, для школьников сегодняшних подчеркивают важность получения знаний в средней школе и актуальность математических знаний в повседневной жизни: «Уважаемые школьники, учитесь отлично и любите математику. Учите математику в школе! Она пригодится вам в жизни».

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что без серьезного изучения элементарной математики учащимися средних школ невозможно становление просвещенного финансово грамотного гражданина. Рекомендации же для учащихся в этом непростом деле следующие: организация системного подхода к изучению элементарной математики, в т. ч. в процессе самоподготовки, при решении практических задач, а также выработка финансовой самодисциплины.

Литература:

  1. Бурмистрова Е. Ю. Финансовая грамотность на уроках математики: комплекс практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности». — https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/01/13/finanso-vaya-gramotnost-na-urokah-matematiki.
  2. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Д. Н. Демидова. — М.: ЦИПСиР: КНОРУС, 2012. — 112 с.
  3. Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы. — http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
  4. Сажин А. В. Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности // Вестник АГУ, 2018. — Выпуск 2. — № 218. — С. 76–78.
  5. Смирнова Н. В. Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля // Педагогическое мастерство: мат. VIII Международ. научн. конф., г. Москва, июнь 2016 г. — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 17–19.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, элементарная математика, финансовая грамотность населения, задача, повседневная жизнь, семейный бюджет, серьезный подход, финансовое мошенничество, финансовая грамотность граждан, область финансов.


Похожие статьи

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы: – составление и расчет семейного бюджета

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики...

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания. Методическое обеспечение повышения финансовой...

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному предлагаем...

Анализ уровня финансовой грамотности в Российской Федерации

Авторами в статье анализируется уровень финансовой грамотности в РФ. На сегодня низкий порог грамотности в области финансов очень актуален, так как у граждан зачастую

В целях изучения уровня финансовой грамотности населения авторы воспользовались данными...

Влияние финансовой грамотности на уровень материального...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов

Основными детерминантами выбора типа семейного финансового менеджмента является уровень среднедушевого дохода, состав...

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, методическое обеспечение, кейс, электронные ресурсы. Актуальность темы. Всовременных условиях развития экономики повышение уровня благосостояния граждан, улучшение качества жизни во многом зависит от...

Особенности семейного финансового менеджмента

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов , который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения . Коллективные методы управленияфинансами в домашнем...

Повышение финансовой грамотности населения: опыт Сингапура

Финансовый аспект играет важную роль в жизни каждого человека. В развитых и развивающихся странах все большее значение приобретает повышение финансовой грамотности населения, под которой понимается совокупность знаний...

Похожие статьи

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы: – составление и расчет семейного бюджета

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики...

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов, финансовая грамота, Всемирный банк, Великобритания. Методическое обеспечение повышения финансовой...

Основы финансовой грамотности для первокурсников

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному предлагаем...

Анализ уровня финансовой грамотности в Российской Федерации

Авторами в статье анализируется уровень финансовой грамотности в РФ. На сегодня низкий порог грамотности в области финансов очень актуален, так как у граждан зачастую

В целях изучения уровня финансовой грамотности населения авторы воспользовались данными...

Влияние финансовой грамотности на уровень материального...

финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, финансовая сфера, услуга, область финансов

Основными детерминантами выбора типа семейного финансового менеджмента является уровень среднедушевого дохода, состав...

Методическое обеспечение повышения финансовой...

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, методическое обеспечение, кейс, электронные ресурсы. Актуальность темы. Всовременных условиях развития экономики повышение уровня благосостояния граждан, улучшение качества жизни во многом зависит от...

Особенности семейного финансового менеджмента

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов , который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения . Коллективные методы управленияфинансами в домашнем...

Повышение финансовой грамотности населения: опыт Сингапура

Финансовый аспект играет важную роль в жизни каждого человека. В развитых и развивающихся странах все большее значение приобретает повышение финансовой грамотности населения, под которой понимается совокупность знаний...

Задать вопрос