Хипхопера — новое слово в театральном искусстве | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.10.2019

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Корина, А. В. Хипхопера — новое слово в театральном искусстве / А. В. Корина, Е. В. Шелестюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1753/ (дата обращения: 07.05.2024).



 

Часто можно услышать, что молодёжь перестала ходить в театр. По данным молодежного опроса, который провел Фонд Общественное Мнение, театром увлекается только 6 % людей в возрасте 16–25 лет, в то время как музыка и пение привлекает 28 % опрошенных [1]. По мнению молодых людей, так происходит из-за того, что классические постановки их не интересуют. Действительно, режиссёрам приходится искать захватывающие сюжеты и новые интересные приёмы для создания зрелищности, при этом стараться сохранить смысловую наполненность спектакля. Например, Юрий Квятковский первым начал использовать в своих постановках рэп. Как известно, этот музыкальный жанр является одним из наиболее популярных и значимых для современной культуры. Такие спектакли, выстроенные на основе рэпа, получили название «хипхопера». Сейчас оно является авторским, но если привлечь к этому жанру молодых драматургов, то, вероятно, театр вновь обретёт популярность среди молодого поколения.

Именно поэтому в данной статье мы выясним, может ли хипхопера считаться новым музыкально-театральным жанром.

Хипхоперу можно не только посмотреть в театре, но и послушать в качестве концептуального альбома.

Концептуальный альбом — музыкальный альбом, в котором все представленные композиции являются частью единой сквозной темы или истории, которая именуется концепцией. Это явление пришло из рок-музыки, затем перекочевало в металл, и на его основе появились рок-оперы. Яркими образцами отечественных концептуальных альбомов являются «Радио Африка» группы «Аквариум», «Мир номер ноль» группы «ДДТ», а также «Горгород» рэпера Oxxxymiron`а. Текст альбома «Горгород», охарактеризованный как поэма, был номинирован на литературную премию имени Александра Пятигорского [2].

Теперь несколько слов о том, почему нельзя путать рэп и хип-хоп. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно лёгких стилей до агрессивных. Его истоки лежат в фанке, одном из течений афроамериканской музыки [3]. Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы. Это неправильно. Рэп — речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку; в то же время исполнители хип-хопа могут и не использовать в своих записях вокал. Также следует понимать, что хип-хоп как субкультура имеет несколько ответвлений, которые представлены на слайде.

Слушатели рэпа условно делят жанр на мамбл-рэп, в котором музыка преобладает над лирикой и тексты достаточно поверхностны, и так называемый интеллектуальный рэп, который подразумевает большой объём и глубину текста. Из-за популярности первого у большей части общества складывается негативное мнение о рэпе в принципе. Однако жанр развивается, и в нём фигурирует много талантливых исполнителей.

Именно поэтичность рэп-текстов отдельных исполнителей привлекла внимание режиссёров. Мировая премьера спектакля с использованием рэпа и R`n`B музыки состоялась в 2015 году. Речь идёт о бродвейском спектакле «Гамильтон», рассказывающем о судьбе одного из отцов-основателей США Александре Гамильтоне.

Теперь обратимся к хипхопере «Орфей и Эвридика» режиссёра Юрия Квятковского. Автором большей части музыки и текстов песен выступил рэпер, музыкант, выпускник РГГУ [4] Иван Алексеев, более известный как Noize MC.

Творчество Noize MC совмещает в себе речитатив и рок-музыку. В его песнях в целом имеет место социальная тематика.

Единственный показ спектакля состоялся в июле 2016 года. Позже произведение было изменено и выпущено в аудиоформате как концептуальный альбом [5]. На данный момент идёт работа над спектаклем, который будет идти в Московском театре мюзикла.

Хипхопера «Орфей и Эвридика» была создана на основе сюжета одноимённой рок-оперы А.Журбина. Однако это оригинальный материал. Прочтение Квятковского отличается тем, что древнегреческий миф об Орфее и Эвридике перенесён в реалии современного шоу-бизнеса.

Практически вся речь героев зарифмована. В спектакле используются приёмы символизма. Он поставлен в минималистичной форме — это видно по декорациям и костюмам героев.

После ознакомления с хипхоперой можно выделить основные признаки нового жанра.

Из мюзикла он перенял обращение к аудитории путём бытовой и эстрадной музыки, ведь сейчас рэп считается массовым жанром. Текст актёров и литературный материал занимает главное место как в хипхопере, так и в рэпе в целом.

Как и опера, хипхопера ставит во главу угла не пластику, а вокал. Главный критерий отбора актёров на роли — вокальные данные.

Из признаков, наследуемых из рок-оперы, острота высказывания, которая приводит к наиболее насыщенной, яркой манере пения. Рэп — резкий и прямолинейный жанр. Также стоит упомянуть главенствующее звучание ритма и присутствие электронных инструментов. Речитатив произносится в основном под ритмичные электронные биты, а в спектакле «Орфей и Эвридика» играют гитара, синтезатор и другие инструменты.

Но у хипхоперы есть и оригинальные черты — это использование рэпа в качестве музыкального сопровождения и текста героев, а также использование сленговых слов и жаргонизмов, ведь изначально рэп — агрессивный жанр.

Теперь, когда признаки жанра выделены, у нас есть возможность составить его характеристику. Итак,

Хипхопера — музыкально-театральный жанр, в котором важная роль отводится музыке и вокальным данным актёров. Особенностью жанра является использование хип-хопа и рэпа в качестве музыкального сопровождения и текста героев. Может содержать сленг и жаргонизмы. В составе оркестра — электронные музыкальные инструменты, также присутствуют электронные биты.

Мы все постоянно куда-то спешим, а мир с каждым днём становится быстрее: всё интенсивнее сменяют друг друга тренды, вкусы и взгляды. Неудивительно, что саундтреком к этому времени стал хип-хоп: торопливый, грубый и воспевающий потребительское отношение ко всем сферам жизни. Но, несмотря на эпоху, он может быть другим и о другом. И сегодня мы убедились в том, что рэп действительно может стать основой для спектакля и выявили новый музыкально-театральный жанр — хипхоперу.

Подобных спектаклей существует немного, соответственно, жанр только зарождается, но я уверена, что он будет развиваться, и начнут появляться постановки, достойные высокого уровня премий, наград и, конечно же, зрительских симпатий.

 

Литература:

 

  1.               Сайт Фонда Общественное Мнение («Ходит ли молодёжь в театр?») [Электронный ресурс] // http://bd.fom.ru/report/map/teatr01
  2.               Медийно-сервисный интернет-портал Rambler («Oxxxymiron номинирован на литературную премию») [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/starlife/38945805-oxxxymiron-nominirovan-na-literaturnuyu-premiyu/?updated
  3.               Туп, Д. «Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа» [Текст] / Д.Туп. — Альпина нон-фикшн, 2012. — 340 с.
  4.               Интернет-издание Афиша Daily («Куда пойти учиться: РГГУ») [Электронный ресурс] https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/rsuh/
  5.               Официальный сайт исполнителя Noize MC («Noize MC выпустил альбом «Хипхопера: Орфей & Эвридика») [Электронный ресурс] https://noizemc.com/noize-mc-vyipustil-albom-hiphopera-orfey-evridika
Основные термины (генерируются автоматически): концептуальный альбом, музыкально-театральный жанр, рэп, музыкальное сопровождение, использование рэпа, текст героев, музыка, спектакль.


Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

По мнению некоторых исследователей, музыка является одним из действующих героев фильма.

А. Рыбников и его «Юнона и Авось» | Статья в журнале...

Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дала поэма выдающегося русского поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески — индивидуальных представлений в искусстве.

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Прежде всего, музыкальное сопровождение воспроизводит национальный колорит

Как музыкальный жанр концертной музыки он является родом траурной оратории.

Во время исполнения пьесы учащиеся рисовали яркие образы героев музыкального произведения.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

1. Исторический аспект использования музыкального сопровождения во время

Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль, так музыкальное

Музыкально-ритмические и физические упражнения совершенствуют механизмы адаптации...

Музыкальная литература в ДМШ с использованием...

Титова С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст]

Это проявляется в том, что в нашей стране музыкальное образование не является всеобщим и обязательным, по сравнению со странами...

Сквозной тематизм в опере Г. Канчели «Музыка для живых»

Конкретные музыкальные образы, явления, их эмоциональная окраска оказываются в итоге

В иерархии уровней сквозного тематизма «Музыки для живых» особое место занимают

В целом либретто оперы выстраивается как концептуально организованный «ансамбль» сценических...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

“Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление

Главными героями его мюзикла «Любовь в стиле блюз» становятся уголовник и девушка

Особое значение имеет для развития театрального искусства Узбекистана в целом и жанра...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы. В составленной программе «Топало и компания» детский театр рассматривается не только как средство достижения художественного...

Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

По мнению некоторых исследователей, музыка является одним из действующих героев фильма.

А. Рыбников и его «Юнона и Авось» | Статья в журнале...

Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дала поэма выдающегося русского поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ, он способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески — индивидуальных представлений в искусстве.

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Прежде всего, музыкальное сопровождение воспроизводит национальный колорит

Как музыкальный жанр концертной музыки он является родом траурной оратории.

Во время исполнения пьесы учащиеся рисовали яркие образы героев музыкального произведения.

Роль музыкального сопровождения во время физической...

1. Исторический аспект использования музыкального сопровождения во время

Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль, так музыкальное

Музыкально-ритмические и физические упражнения совершенствуют механизмы адаптации...

Музыкальная литература в ДМШ с использованием...

Титова С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст]

Это проявляется в том, что в нашей стране музыкальное образование не является всеобщим и обязательным, по сравнению со странами...

Сквозной тематизм в опере Г. Канчели «Музыка для живых»

Конкретные музыкальные образы, явления, их эмоциональная окраска оказываются в итоге

В иерархии уровней сквозного тематизма «Музыки для живых» особое место занимают

В целом либретто оперы выстраивается как концептуально организованный «ансамбль» сценических...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве...

“Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление

Главными героями его мюзикла «Любовь в стиле блюз» становятся уголовник и девушка

Особое значение имеет для развития театрального искусства Узбекистана в целом и жанра...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы. В составленной программе «Топало и компания» детский театр рассматривается не только как средство достижения художественного...

Задать вопрос