Исследования влияния абиотических факторов на здоровье обучающихся | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 15.02.2019

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Курская, Е. С. Исследования влияния абиотических факторов на здоровье обучающихся / Е. С. Курская, Л. В. Гробова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1398/ (дата обращения: 02.05.2024).



 

Современная наука рассматривает проблемы влияния окружающей среды на человека во всем разнообразии сред жизнедеятельности — бытовой, производственной, образовательной и т. д. В школьной среде учащиеся проводят большую часть времени, поэтому нельзя не учитывать влияние факторов среды на жизнь и здоровье школьников. Рассматривая экологию образовательной среды, можно выделить три ее составляющих: экология окружающей среды, экология пространства и экология отношений. Мы постарались выяснить, насколько благоприятна экологическая среда обитания для обучающихся Лицея.

Анализ экологическую обстановку около Лицея показал, что основной проблемой является большой транспортный поток на участке перед школой по ул. Багратиона, причиной этому является близкое расположение гаражного кооператива, этим объясняется превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями. На участке дороги справа от школы обстановка более благоприятная. Транспортный поток на этом участке почти на 20 % ниже, чем перед школой, что является обоснованием более низкой концентрации загрязняющих веществ, выделяемых автомобилями. Можно, как думается, обратиться в органы безопасности дорожного движения, чтобы ограничили скорость движения автомашин, сделав «лежачие полицейские». Целесообразно направить часть машин из гаражного кооператива по дороге, которая выходит от гаражей в сторону котельной.

Территория Лицея ограждена и озеленена. Под окнами классов каждый год высаживается большое количество цветов, посажены туи, которые красиво смотрятся и в зимнее время. Вдоль дорожек поставлены скамейки, на которых любят сидеть весной и осенью как взрослые, так и дети. Площадь пришкольной территории -1861,8 м2, а площадь озелененной территории — 1180,4 м2. что составляет 63,4 % от общей. Мы подсчитали количество деревьев и кустарников и установили, что на изучаемой территории произрастает 156 деревьев (туи, березы, клены), 22 кустарника и 62 дерева средней величины. Узнали, что при озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений, что соответствует нормам СанПиН [1].

Одна из составляющих комфортной внутришкольной среды — это физиологический комфорт, который характеризуется влиянием на школьников экологических факторов таких, таких как освещенность, уровень шум, температура и влажность воздуха. На основании сведений Паспорта безопасности, были получены нижеприведенные данные и сделаны соответствующие выводы.

В учебном кабинет и библиотеке уровень освещенности находился в пределах нормы, и составил 380 и 410лк соответственно; в актовом и спортивном залах данный показатель был равен — 200лк, а в рекреации — 150лк. Пришкольная территория лицея имеет наружное искусственное освещение, уровень которой составляет 15 лк, что соответствует норме.

Наибольший уровень шума отмечался на пришкольной территории, в этой контрольной точке показатель составил 47Дб, при допустимой норме до 50Дб. Внутри школы наибольшего значения данный показатель достиг в рекреации в момент перемен и составил 40 Дб; на 1 Дб ниже было значение этого показателя в спортзале (39 Дб). В кабинете истории и обществознания уровень шума составил 36 Дб, тогда как в библиотеке он был ниже минимального уровня на 2 Дб и составил 33Дб. Таким образом, уровни шума на территории общеобразовательной организации не превышают гигиенические нормативы для общественных зданий.

Результаты измерения температуры воздуха показали, что наиболее низкая температура воздуха наблюдалась в рекреации и актовом зале, где она составила 18оС, в спортзале данный показатель был равен — 20 оС; в библиотеке — он была на 2 градуса выше, а в кабинете общества — на 4оС, но при этом все показатели находились в пределах норм СанПиН.

Изучения показателя влажности по внутришкольным территориям позволили сделать вывод о том, что наименьшее значение показателя влажности воздуха отмечено в библиотеке, где оно составило 43 %; на 5 % выше влажность- в актовом зале. В спортзале, данный показатель составил 50 %, тогда как в кабинете обществознания и рекреации влажность воздуха была выше на 2 %, составила — 52 %. Следовательно, во всех помещениях Лицея относительная влажность воздуха находилась в пределах 43- 52 %, что соответствует нормам СанПиН.

Таким образом, результаты исследования показывают, что в Лицее экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме, что располагает к учебной деятельности и положительно влияет на здоровье учащихся.

С целью оценки уровня экосоциальных отношений провели опрос учеников, который показал, что обучающиеся старшего уровня чувствуют в своем коллективе комфортно, у них налажены экосоциальные отношения. В параллели 8 и 9 классов процент учеников, которые не смогли выстроить свои экосоциальные отношения и обладающие низкой экологической культурой, находится в пределах от 4 до 10 %. В параллели 7 классов, данный показатель, колеблется в пределах от 10,3 до 16,6 %. В целом, по результатам исследований среди 7–11 классов, результат хороший. Только около 9 % обучающимся сложно наладить взаимоотношения со сверстниками, т. е. наблюдается напряженные экосоциальная напряженность. В Лицее есть социальный педагог, психолог, они проводят достаточно большую работу с обучающимися, которые имеют проблемы общения со сверстниками или учителями. Более 90 % учеников чувствуют себя в своих классных коллективах комфортно, что положительно влияет на их здоровье и результаты обучения. Значит в Лицее достаточно комфортная экосоциальная среда, на которую указывает состояние радости, удовольствия и удовлетворения, которые ученики переживают, находясь в стенах нашей школы.

В ходе исследования нами был проведен сравнительный анализ здоровья школьников по показателям заболеваемости, данные для которого были взяты из Публичных отчетов директора МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б. Н. Петрова».

По результатам анализа мы отметили положительную динамику снижения заболеваемости по таким группам заболеваний как сердечно — сосудистые, эндокринные, болезни органов дыхания и инфекционные, позволяет сделать вывод о правильно поставленной работе по профилактике различных групп заболеваний в лицее, а также разработке мероприятий, способствующих здоровому образу жизни (ЗОЖ). В Лицее не выявлено ни одного случая употребления наркотиков, небольшое количество обучающихся, которые курят.

Оценка экологических факторов внутришкольной и внешкольной среды показала, что в целом экологическая среда соответствует норме, что располагает к учебной деятельности и положительно влияет на здоровье учащихся.

 

Литература:

 

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189«Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основные термины (генерируются автоматически): уровень шума, Лицей, показатель, актовый зал, гаражный кооператив, пришкольная территория, транспортный поток, учебная деятельность, экологическая среда, влажность воздуха, здоровье учащихся, окружающая среда, норма, обучающийся, школа.


Похожие статьи

Мониторинг средовых факторов образовательного пространства...

Уровень шума в кабинетах: значительно превышен уровень шума во всех помещениях. Наибольшие показатели уровня шума в спортзале и

Результаты исследования показали, что в школе экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме (кроме...

Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах...

В настоящее время в условиях углубления многих проблем современности, в том числе экологической, как никогда актуальна становится проблема воспитания личности, способной ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде...

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Шум в школах значительно превышает допустимые показатели, поэтому педагоги ведут целенаправленную

Дни здоровья в школе проводятся раз в четверть, всегда на свежем воздухе.

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Интегрированным результатом экологического образования выступает экологическая компетенция, как важнейший общекультурный показатель общего развития. В формировании экологической компетенции особое значение имеет понимание состояния окружающей среды.

К вопросу о необходимости комплексного формирования...

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическая культура, здоровый образ жизни, физическая культура, Культура здоровья...

Проектирование комфортной и безопасной среды...

Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности.

Похожие статьи

Мониторинг средовых факторов образовательного пространства...

Уровень шума в кабинетах: значительно превышен уровень шума во всех помещениях. Наибольшие показатели уровня шума в спортзале и

Результаты исследования показали, что в школе экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме (кроме...

Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах...

В настоящее время в условиях углубления многих проблем современности, в том числе экологической, как никогда актуальна становится проблема воспитания личности, способной ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде...

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Шум в школах значительно превышает допустимые показатели, поэтому педагоги ведут целенаправленную

Дни здоровья в школе проводятся раз в четверть, всегда на свежем воздухе.

Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе...

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Процесс воспитания экологической культуры у учащихся в образовательной среде школы

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах

- обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды

Формирование экологической компетенции обучающихся...

Интегрированным результатом экологического образования выступает экологическая компетенция, как важнейший общекультурный показатель общего развития. В формировании экологической компетенции особое значение имеет понимание состояния окружающей среды.

К вопросу о необходимости комплексного формирования...

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

экологическая культура, здоровый образ жизни, физическая культура, Культура здоровья...

Проектирование комфортной и безопасной среды...

Профессиональный стандарт педагога определяет одной из трудовых функций учителя сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности.

Задать вопрос