Правда и вымысел в былинах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 15.02.2019

Статья просмотрена: 7796 раз

Библиографическое описание:

Королев, И. Е. Правда и вымысел в былинах / И. Е. Королев, А. С. Ряснянская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1397/ (дата обращения: 02.05.2024).



 

Былины — это героические, эпические народные песни о подвигах богатырей [2, с.8]. Первые былины были записаны в начале XIX века (1804, 1818) и изданы в «Сборнике Кирши Данилова». Записывались они со слов народных сказителей, сохранились имена некоторых из них: Илья Елустафьев, его ученик Трофим Рябинин, гусельщик Михайло Слепой и его ученики — Филипп Сизой и Трифон Злобин, Василий Щеголёнок, Настасья Степановна Богданова [3, с.192–195]. Былины (старины) передавались из уст в уста, поэтому со временем исторические реалии сгладились, изменились до неузнаваемости, были заменены вымыслом. Многие исследователи считали былины неточными, например, Николай Грамматин после первого издания сборника Кирши Данилова писал, что в былинах «нельзя никак распознать истины: так она смешана с баснями» [1, с.20].

Действительно, в былинах много вымысла. Трудно поверить, что Садко опускался на дно морское и играл на гуслях для морского царя, что в кармане Святогора помещается богатырь Илья Муромец вместе с конём, Волх Всеславич может превращаться в сокола, волка и тура, а Добрыня Никитич бился со змеем. Но помимо этих фантастических деталей в былинах сохранилось много реальных фактов. Цель моего исследования — выявить исторические факты в былинах.

Былины можно разделить на несколько циклов в зависимости от времени и места их создания:

1)                 древнейшие (отражающие ещё дохристианские времена) — к ним относятся былины о Святогоре, Волхе Всеславиче, Михайло Потыке, Вольге, Микуле Селяниновиче;

2)                 былины киевского цикла (их действие происходит в Киевской Руси при дворе князя Владимира) — к ним относятся сказания об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче — главных героях русского эпоса; к киевскому циклу относятся и менее известные герои (Дюк Степанович, Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Ставр Годинович). Былины киевского цикла, как правило, имеют героический характер, отражают борьбу богатырей с врагами земли русской;

3)                 былины новгородского цикла (их действие происходит в Новгороде). Их главные персонажи — это Садко и Василий Буслаев. Особенность этих героев — в отсутствии героических черт, это может свидетельствовать о том, что новгородский цикл складывался в других исторических условиях, нежели киевский. Такими историческими условиями для Новгорода было отсутствие набегов кочевников (печенегов, половцев, монголо-татар) из-за удалённого расположения. Новгородские былины не изображают вражеские нашествия, битвы, а рисуют мирную жизнь.

Рассмотрим основные сюжеты и персонажи из каждого цикла былин и выясним, какие исторические реалии они отражают.

Древнейшие былины

Дохристианские былины о старших богатырях рассмотрим на примере былины «Михайло Потык», интересной описанием похоронного обряда русов IX — X веков, то есть дохристианской эпохи. Богатырь Михайло Потык и его жена Марья лебедь белая дают друг другу клятву («заповедь»): если кто из них «наперёд умрёт», то должен будет идти «во матушку сыру-землю на три году с тыим со телом со мёртвыим» [1, с.66]. Когда умирает Марья лебедь белая, для нее строят могилу — «колоду белодубову» и «погреб глубокии». Туда, вслед за мёртвой женой, отправляется и богатырь, захватив с собой «хлеба-соли, воды» на три года [1, с.72]. В могиле к ним приползает змея, с которой Михайло Потык сражается и заставляет её принести живую воду. Данный эпизод описывает реальный похоронный обряд древних славян. На это обращает внимание академик Б. А. Рыбаков, сравнивая его со срубными гробницами IX-X веков, открытыми археологом Д. Я. Самоквасовым, и описанием погребения руса у арабского путешественника Ибн-Русте: «Когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, туда опускают живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении» [10, с.27]. Это описание почти полностью повторяет похоронный обряд в былине о Михайло Потыке: и могила в виде большого дома, и пища, опускаемая в могилу, и захоронение заживо жены в соответствии с былинной «заповедью». Любопытно, что в записи Кирши Данилова былина заканчивается тем, что Потык со временем умирает, и теперь уже его жена заживо отправляется с ним в могилу [9, URL]. Некоторые исследователи нашли в этой былине отголоски и другого погребального обычая, существовавшего у русов — погребение в корабле, ладье. И.Я Фроянов и Ю. И. Юдин отождествляли «колоду белодубову» именно с погребальной ладьёй. Кстати, Садко, которого приносят в жертву Морскому царю, спускают на воду на «колоде белодубовой» [9, URL]. Обычай захоронения знатного руса в ладье описан у другого арабского путешественника Ибн-Фадлана: умершего сжигали в корабле вместе с оружием, рабыней и жертвенными животными: лошадьми, коровами, собакой, курицей и петухом. Считается, что этот обычай славяне переняли у викингов [12, URL].

Таким образом, у русов в дохристианские времена существовало два способа захоронения — в деревянном срубе и в ладье. Оба эти способа нашли отражение в былине «Михайло Потык».

Былины киевского цикла

Рассмотрим несколько былин киевского цикла и их основных героев — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Илья Муромец в былинах часто называется «старым казаком», хотя из всех былинных героев он один из самых «молодых». Если сюжеты о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче больше связаны со временем становления и расцвета Киевской Руси (IX-XII века), то сюжеты об Илье Муромце относятся к XII-XIV векам. Само прозвище Муромец (от города Мурома) указывает на связь с Владимиро-Суздальской Русью XII-XIII веков, а содержание центральной былины «Илья Муромец и Калин-царь» — на борьбу с татаро-монгольским игом. Возможно, и особая популярность этого героя объясняется тем, что он возник в русском эпосе в самые роковые времена [1, с.172]. Илья Муромец, не умевший до тридцати трёх лет даже ходить, получил исцеление и свою невероятную силу от калик перехожих (былина «Исцеление Ильи Муромца»). После этого он отправляется на службу к князю Владимиру, а по дороге побеждает Соловья-разбойника, очищая тем самым «дорожку прямоезжую». Это соответствует исторической действительности, ведь именно прямоезжие дороги оказывались обычно перехваченными: «в X-XIII веках — печенегами, хазарами, половцами, а позднее, с XIII по XVI век, — волжскими и крымскими татарами. Поэтому очищение их от «соловьёв-разбойников», чинивших разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу» [1, с.114]. Некоторые исследователи считают, что прототипом Соловья-разбойника мог стать разбойник по имени Могита, о котором сохранилось упоминание в летописи. Могита разбойничал в лесах под Киевом, как и былинный Соловей-разбойник, он был пойман и привезён на княжеский суд [8, URL].

Другой известный подвиг Ильи Муромца — изгнание из-под Киева войск Калина-царя. Исследователи относят возникновение былин о бое Ильи Муромца с царем Калиным к XIII веку, ко времени первых татарских нашествий. Имя Калин даже связывают с названием реки Калки (битва на Калке произошла в 1223 году). Но в разных вариантах этой былины Калин-царь имеет и другие имена: Батый, Батыга, Батей Батеевич, что указывает на татаро-монгольского хана Батыя [1, с.129]. Кроме того, в былине даётся прямое указание на то, что богатырь сражается с татарами («тут пришли татары-ты поганыи»). То есть былина «Илья Муромец и Калин-царь» отражает нашествие монголо-татар на Русь. О том, что Илья Муромец — это реальный человек, говорят многие историки. Возможно, его прототипом был знаменитый в XII веке силач Чобитько (Чоботок), который родился примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок стал монахом, получив новое имя — Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец [8, URL].

Одно из доказательств реальности Ильи Муромца — его гробница в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Московский судмедэксперт С. А. Никитин в 1988 году воссоздал облик богатыря: широкие плечи, рост 177 см (для тех времен достаточно высокий), кисть крепкая, прожил он 45–50 лет. Специалисты определили, что у этого человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет сидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Ученые подтвердили и то, что скелет принадлежит воину: костные мозоли на ребрах свидетельствуют, что они были сломаны, возможно, в бою, но потом зажили. У него переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти [8, URL].

Добрыня Никитич — «средний» из трёх богатырей — также имеет реального исторического прототипа. Это дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода киевский Добрыня, рассказы о котором сохранились в летописях. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня — собирательный образ, соединивший черты многих Добрынь. Например, исследователь Ю. И. Смирнов нашёл в летописях с X по XII века четырёх Добрынь: дядя Владимира Святославовича, новгородский воевода Добрыня Рагуилович, Добрыня Галичанин и новгородский архиепископ Добрыня Ядрейкович [1, с.178]. Также к прототипам Добрыни Никитича причисляли и киевского боярина Добрынку и суздальского боярина Добрыню Долгого [5, с.67]. Каждый из них мог стать прототипом былинного богатыря. Наиболее известный и древний сюжет в былинах о Добрыне Никитиче — «змееборчество», бой Добрыни со змеем (былина «Добрыня и Змей»). Но этот мотив имеет скорее мифологическую, чем историческую основу, хотя некоторые учёные увязывают победу над змеем с фактом крещения Новгорода в 990 году и сокрушения языческих идолов [1, с.179]. Другие же исследователи подразумевают под потоптанными конём Добрыни змеёнышами вражеское войско степных кочевников, а под самим змеем — их предводителя [5, с.67].

Младший из трёх богатырей Алеша Попович также имел реального прототипа. Летописи упоминают богатыря Александра Поповича, причём не одного, а сразу нескольких. Один из них погиб с семьюдесятью воинами в битве на Калке в 1223 году, другой — был современником Владимира Святого и в 1001 году победил самого могучего печенежского богатыря, пленил и привез в Киев их князя Родмана, а в 1004 году вновь пошёл на печенегов, которые в ужасе убежали, услышав о его приближении [1, с.236]. Искусствовед А. М. Членов приводит другую версию о том, кто является прототипом Алёши Поповича. Он сопоставляет этого богатыря с соратником князя Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем. В «Повести временных лет» сказано, как он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Имя Ольберг позднее трансформировалось в Олёша, а затем — в Алёша [13, URL].

Наиболее известна былина с участием Алёши Поповича — «Алёша Попович и Тугарин», где богатырь вызывает на состязание Тугарина Змеёвича. Во время поединка Алеша Попович заметил, что крылья Тугарина очень тонкие, поэтому он взмолился, чтобы полил дождь. Дождь пошёл, намочил Тугарину крылья, и тот упал на землю, а богатырь отрубил ему голову. В разных вариантах этой былины Алёша по-разному побеждает Тугарина, например, известен также вариант, где богатырь ударил врага по шее шалыгой так, что голова у того отвалилась. Еще в одном варианте Алёша сказал Тугарину: «Обернись, у тебя за спиной рать-сила несметная мне на помощь пришла». Тугарин обернулся, и Алёша отсёк ему голову. Этот былинный сюжет — один из самых древнейших, основанный на мотивах змееборчества. Так же как и бой Добрыни Никитича со змеем, битва Алёши Поповича с Тугариным Змеёвичем имеет мифологическую основу. Но некоторые исследователи считают, что былинный Тугарин имел реального исторического прототипа. Это половецкий хан Тугоркан, убитый киевлянами в 1096 году [1, с.236]. По некоторым сведениям, Тугоркан был из династии Шаруканидов, «шарукан» у половцев означало «змей» [13, URL]. Неудивительно, что его назвали Змеёвич и поместили в былины. Есть и другое объяснение имени Тугарин: от общеславянского корня «туг» в значении «горе, печаль, обида» (от этого корня происходит слово «тужить»). То есть имя Тугарина могло быть и нарицательным, со значением «обидчик» [1, с.236].

В былинах богатыри являются современниками князя Владимира Святого, в то время как их прототипы жили в разное время. И описываемые в былинах события также происходят в разное время. Поэтому былины можно рассматривать как наслоения разных хронологических пластов, смешавшихся в одну художественную реальность.

Богатыри в былинах не знают поражений. Что же позволило им одерживать победы? Для этого рассмотрим подробнее вооружение русских богатырей на основе былин киевского цикла.

В былине «Илья Муромец и Калин царь» даётся такое описание:

Брал с собой доспехи крепки богатырскии,

Во-первых, брал палицу булатную,

Во-вторых, брал копьё буржамецкое,

А ещё брал свою саблю вострую,

А йще брал шалыгу подорожную … [1, с. 134]

Такое же снаряжение описывается в былине «Добрыня и змей»:

Облащался-то молоденькой Добрынюшка

Во доспехи он да в свои крепки:

Во-первых, брал саблю свою вострую,

На белы груди копьё клал муржамецкоё,

Он под левую да и под пазушку

Пологал ён палицку булатнюю,

Под кушак ён клал шалыгу подорожную … [1, с.188–189]

Тот же набор вооружения описан и в былине «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»: сначала богатыри бились палицами, затем саблями, затем копьями, и только после этого схватились в рукопашном бою [1, с.194–195]. В былине «Алёша Попович и Тугарин» упоминаются также «шелепуга подорожная налита свинцу чебурацкова», и «чингалиша булатное» (кинжал) [1, с.239]. А в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь победил противника, выстрелив в него из лука [1, с.117], но в других былинах лук как часть снаряжения богатыря не упоминается.

Таким образом, в снаряжение былинного богатыря входили: сабля (меч), копьё, булава (палица), кинжал, шалыга (шелепуга). Причем копьё называется «муржамецкое» или «боржамецкое», то есть мурзамецкое (от татарского слова «мурза») — татарского, восточного происхождения [2, с.202]. Не вполне понятны только такие виды оружия, как шалыга и шелепуга. Оба слова многозначны. Шелепуга — это, во-первых, кнут, долгий витень, во-вторых, палка, хворостина [4, с.627]. Шалыга — это посох с загнутым концом или плеть, кнут [4, с.619]. В сопроводительном словаре к сборнику былин шалыга трактуется как ременная плеть с тяжёлым привеском на конце [2. с.206]. Так что нелегко определить, что в конкретном случае подразумевает сказитель: тяжёлую дорожную палку или плеть со свинцовым привеском на конце. Также не понятно, являются ли шалыга и шелепуга одним видом оружия или разными.

На фоне стандартного, многократно повторяющегося в разных былинах описания боевого снаряжения русского богатыря выделяется использование лука Ильёй Муромцем в бое с Соловьём-разбойником. Возможно, это объясняется тем, что Илья ещё не поступил на службу к князю Владимиру, а потому у него пока нет снаряжения, и он использует, возможно, самодельный лук.

Вооружение богатырей в былинах соответствует снаряжению княжеских дружинников XI-XIII веков, описанному известным археологом А. Н. Кирпичниковым. В это время главным родом войск становится тяжеловооруженная конная дружина князя (пехотное ополчение собирается редко), вооруженная мечом (или саблей), копьём, булавой, кистенём и топором [7, с.44]. Топор, правда, в былинах не упоминается, он заменен на «чингалище», а кистень в народном сознании мог трансформироваться в шалыгу или шелепугу. Важным доказательством того, что былинные богатыри — это конная дружина князя, является и описание конского снаряжения, которому в эпосе уделяется не меньшее внимание, чем описанию вооружения воина. Вот как описываются сборы Ильи Муромца на бой с Калиным-царем:

Стал добра коня он заседлывать;

На коня накладывает потничек,

А на потничек накладывает войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенькой,

А на потничек подкладывал подпотничек,

На подпотничек седелко клал черкасское,

А черкасское седёлышко недержано,

И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,

И шпилёчики он втягивал булатнии,

А стремяночки покладывал булатнии,

Пряжечки покладывал он красна золота,

Да не для красы-угожества,

Ради крепости все богатырскоей:

Ещё подпруги шелковы тянутся, да оны не рвутся,

Да булат железо гнется, не ломается,

Пряжечки-ты красна золота

Оне мокнут, да не ржавеют. [1, с.133–134]

Исходя из описания снаряжения русского богатыря, можно предположить, что наиболее активное время складывания былинных сюжетов киевского цикла — XI — XIII века.

Былины новгородского цикла

Рассмотрим теперь былины новгородского цикла, где главными героями выступают не воины, а обычные люди — гусляр Садко и Василий Буслаев (удалец, сорвиголова, но не защитник родной земли). Несмотря на фантастичность сюжета о Садко, который побывал у морского царя и так заворожил его своей игрой на гуслях, что получил совет, как разбогатеть, у Садко находится реальный прототип. Существует летописное свидетельство, что в 1167 году купец Сатко Сытинец поставил в новгородском кремле церковь Бориса и Глеба, а былина о Садко во многих вариантах заканчивается его обещанием «сделать церковь соборную». Многие исследователи (Д. С. Лихачев, В. И. Калугин) считают, что Сатко из летописи и Садко из былины — одно и то же лицо [1, с.453]. У Василия Буслаева, в отличие от Садко, не находят исторического прототипа, его образ считается художественным вымыслом. Но описание в былине «Василий Буслаев и мужики новгородские» повседневной жизни, нравов и обычаев средневекового Новгорода настолько точно, что она использовалась крупнейшими историками XIX века С. М. Соловьевым и Н. И. Костомаровым как исторический источник [1, с.469].

Рассмотрим, какие же сведения о жизни Новгорода можно почерпнуть из этих двух былин. Во-первых, Новгород — это очень богатый торговый город. После того как купцы проиграли спор Садко, они отдают ему свои лавки со всеми товарами:

А й как тут получил Садке да новгородскии

А й в ряду во гостиноём

А шесть уж как лавочок с дорогима он товарамы,

А й записался Садке в купци да в новгородскии,

А й как стал теперь Садке купец богатыи.

А как стал торговать Садке да топеречку

В своём да он во городи,

А й как стал ездить Садке торговать да по всем местам,

А й по прочим городам да он по дальним,

А й как стал получать барыши да он великие. [1, с.457–458]

Садко выстроил себе «полаты белокаменны», построил «церковь соборную». На тридцати кораблях он плывёт торговать, причём нанимает себе дружину для охраны. Очень подробно описан путь Садко:

А поехал он да по Волхову,

А й со Волхова он во Ладожско,

А со Ладожскаго выплывал да во Неву-реку,

А й как со Невы-реки как выехал на синё-морё.

А й как ехал он по синю морю,

А й как тут воротил он в Золоту Орду. [1, с.461]

В этом описании допущена неточность: очевидно, что Садко плывёт торговать в Балтийское море и никак не мог попасть в Золотую Орду (такие географические неточности характерны для былин). Если не брать во внимание упоминание о Золотой Орде, этот отрывок подтверждает известный факт о том, что Новгород был одним из главных центров торговли на Балтике и с XIV века входил в Ганзейский союз. Историки подтвердили, что в Новгороде раньше, чем в других городах Руси появились объединения крупных купцов; богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви [6, с.87]. Основным источником о торговой жизни Новгорода являются торговые договоры Новгорода с немецкими городами, заключённые в XII-XV веках. Сохранилось 19 торговых договоров и 33 торговые грамоты, в которых новгородские и немецкие купцы договаривались о свободной торговле на Балтике, об устройстве иноземных гостиных дворов в Новгороде, обязанностях купцов [11, URL].

Население Новгорода было образованным, грамотность была распространена среди всех слоёв населения. Василия Буслаева, когда ему исполнилось семь лет, мать отдала

Учить его во грамоте,

А грамота ему в наук пошла;

Присадила пером ево писать,

Письмо Василью в наук пошло;

Отдавала петью учить церковному,

Петье Василью в наук пошло. [1, с.470]

О повсеместной грамотности новгородцев свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами. Грамоты посылали друг другу не только бояре и купцы, но и простые горожане. Это были расписки, просьбы о займах, записки к жене, приглашения на похороны, завещания, любовные письма и даже стихи. Также многие найденные в Новгороде предметы (бочки, поплавки, стрелы, гусли и др.) помечены именами или инициалами владельцев. Это означает, что Новгород действительно был городом всеобщей грамотности [6, с.89].

Таким образом, былины являются важным историческим источником о жизни Древней Руси.

 

Литература:

 

  1.                Былины / Сост. В. И. Калугин. М., 1986
  2.                Былины / Сост. Ю. Г. Круглов. М., 1993
  3.                Громыко М. М. Мир русской деревни. М. 1991
  4.                Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т.4
  5.                Дунаева Ю. А. Драконы и легенды: школьный путеводитель. СПб, 2012
  6.                История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А. Н. Сахарова. М., 2010
  7.                Кирпичников А. Н. Вооружение Руси в XI — XIII вв. // Вопросы истории. 1970. № 1.
  8.                Оглоблина Е. Исследовательский проект «Русские богатыри: правда или вымысел» // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/04/08/issledovatelskiy-proekt-russkie-bogatyri
  9.                Прозоров Л. Р. Времена русских богатырей. По страницам былин — в глубь времен. М., 2006 [Электронный ресурс] // URL: https://royallib.com/book/prozorov_lev/vremena_russkih_bogatirey_po_stranitsam_bilin__v_glub_vremen.html
  10.            Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987
  11.            Рыбина Е. А. Новгородские торговые договоры // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2666763
  12.            Фетисов А. А., Щавелёв А. С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. М., 2009 [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-reading.by/chapter.php/1002758/80/Schavelev_Aleksey_-_Vikingi._Mezhdu_Skandinaviey_i_Rusyu.html).
  13.            Черникова Т. В. Исторические прототипы русских богатырей [Электронный ресурс] // URL: https://culturelandshaft.wordpress.com
Основные термины (генерируются автоматически): URL, былина, Новгород, киевский цикл, Муромец, богатырь, новгородский цикл, Данилов, Алеш Поповича, Попович.


Похожие статьи

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

Древнерусские былины, особенно былины Киевского цикла, содержат информацию о

А в былинах Киевского цикла появилась княгиня Апраксеева, Апракса-королевична

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот.

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь...»

Дети: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Воспитатель: Да, это самые известные и знаменитые наши русские богатыри, именно про них сочиняли былины в древности, а в наше время художники рисуют их портреты, про них снимают фильмы и поют...

Богатыри: архаизм или реальность | Статья в журнале...

Известны такие былины как: Алеша Попович и Тугарин — змей; Вольга и Микула Селянинович; Илья Муромец и Соловей Разбойник; Садко и др. Кстати, современными мультипликаторами сняты одноименные мультфильмы, которые так полюбились детям за юмор и красочное...

Сравнительный анализ архетипических образов Илья Муромца...

Ключевые слова: архетип, былина, Илья Муромец, Рустам.

Илья Муромец — самый известный и в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев, чтобы поджечь город...

Откуда появился Змей Горыныч? | Статья в журнале...

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на...

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного...

- Попробуем составить рассказ о третьем богатыре. (Его зовут Алеша Попович.

(Илья Муромец) Второй ряд, Добрыня Никитич. Третий ряд, Алеша Попович.

- Вопросы третьему ряду. Как вы думаете, почему былинник назвал АлешаПоповичем?

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив...

The article deals with the archaic motif of activity of hero as an archetype in the Kyrgyz epos in comparison with materials of world folklore. The aim of the research is to show the artistic image of the archaic motifs in the Kyrgyz epic of the mythological and poetic context.

Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар...)

Новгородская летопись датирует время основания Киева 854 годом. Но в вопросе даты основания города обратимся к источнику, который уже существовал до этого, скорее всего условного, года основания, и не был известен русским летописцам.

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Родился в Нижнем Новгороде в 1818 году. В 1834 поступил на словесный факультет Казанского университета.

В 1881 году Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород, где дописывал вторую часть своей дилогии «На горах».

Похожие статьи

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

Древнерусские былины, особенно былины Киевского цикла, содержат информацию о

А в былинах Киевского цикла появилась княгиня Апраксеева, Апракса-королевична

Положение женщин Новгородской земли в XIII–XV вв. по материалам новгородских берестяных грамот.

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь...»

Дети: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Воспитатель: Да, это самые известные и знаменитые наши русские богатыри, именно про них сочиняли былины в древности, а в наше время художники рисуют их портреты, про них снимают фильмы и поют...

Богатыри: архаизм или реальность | Статья в журнале...

Известны такие былины как: Алеша Попович и Тугарин — змей; Вольга и Микула Селянинович; Илья Муромец и Соловей Разбойник; Садко и др. Кстати, современными мультипликаторами сняты одноименные мультфильмы, которые так полюбились детям за юмор и красочное...

Сравнительный анализ архетипических образов Илья Муромца...

Ключевые слова: архетип, былина, Илья Муромец, Рустам.

Илья Муромец — самый известный и в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев, чтобы поджечь город...

Откуда появился Змей Горыныч? | Статья в журнале...

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на...

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного...

- Попробуем составить рассказ о третьем богатыре. (Его зовут Алеша Попович.

(Илья Муромец) Второй ряд, Добрыня Никитич. Третий ряд, Алеша Попович.

- Вопросы третьему ряду. Как вы думаете, почему былинник назвал АлешаПоповичем?

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив...

The article deals with the archaic motif of activity of hero as an archetype in the Kyrgyz epos in comparison with materials of world folklore. The aim of the research is to show the artistic image of the archaic motifs in the Kyrgyz epic of the mythological and poetic context.

Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар...)

Новгородская летопись датирует время основания Киева 854 годом. Но в вопросе даты основания города обратимся к источнику, который уже существовал до этого, скорее всего условного, года основания, и не был известен русским летописцам.

П. И. Мельников-Печерский — выдающийся народовед второй...

Родился в Нижнем Новгороде в 1818 году. В 1834 поступил на словесный факультет Казанского университета.

В 1881 году Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород, где дописывал вторую часть своей дилогии «На горах».

Задать вопрос