Мифологические и фольклорные истоки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №4 (18) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 4752 раза

Библиографическое описание:

Королев, И. Е. Мифологические и фольклорные истоки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» / И. Е. Королев, В. А. Антонцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1280/ (дата обращения: 02.05.2024).



 

Поэма-сказка «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина — самое «волшебное» его произведение. Эта сказочность достигается за счет использования множества фольклорных и мифологических источников. Я попытался выявить некоторые заимствования из легенд, былин и сказок, которые, возможно, использовал автор при написании поэмы.

Западноевропейские и восточные легенды

Одна из самых запоминающихся сцен поэмы — это встреча Руслана с «живой» головой:

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянной,

Руслану предстоит она

Громадой грозной и туманной.

«Живые», говорящие головы — довольно часто встречающийся сюжет в мифологии. Наиболее известные легенды о головах — это скандинавская легенда о Мимире и кельтская легенда о Бране, причем в обеих легендах головы принадлежали великанам, как и в поэме А. С. Пушкина.

Скандинавское предание о великане Мимире содержится в «Старшей Эдде». В нем говорится о том, что после заключения мира между асами и ванами (разные группы богов в германо-скандинавской мифологии) Мимир вместе с братом бога Одина Хёниром был отправлен в Ванахейм (место обитания ванов) в качестве заложника и гаранта соблюдения мирного договора. Но ваны отрубили Мимиру голову и выслали ее обратно Одину. Он забальзамировал голову Мимира и сделал ее своим главным советником [6, URL]. Именно с головой Мимира верховный бог беседует перед Рагнарёком (последней битвой между богами и чудовищами, предшествующей концу мира). Голова Мимира охраняет источник мудрости под корнями мирового дерева Иггдрасиль. Бог Один отдал один глаз, чтобы пить из этого источника (может быть, отсюда произошло выражение «испить мудрости») [5, с. 218]. Мотив живой головы, охраняющей некое сокровище — и источник мудрости, и чудесный меч являются сокровищами — используется и А. С. Пушкиным.

Возможно, при создании образа головы Пушкин использовал и легенду о короле и защитнике Британии, великане Бране Благословенном. В сражении с ирландцами Бран был ранен отравленным копьем. Понимая, что скоро умрет, он велел своим соратникам отрубить ему голову и отвезти ее домой, в Британию. Много лет голова находилась в замке высоко над морем, она говорила с воинами и руководила ими. Затем великан велел перенести голову в Лондон и закопать ее под Гвинфрином — Белым холмом. Согласно легенде, голова Брана до сих пор покоится там и охраняет свой народ [3, с.66–67].

Немного перекликается с этим сюжетом китайская легенда о Синтяне — одном из самых известных героев китайских мифов. Синтянь, так же как и Бран, в сражении лишился головы, которую ему предательски отрубил Желтый Император, подкравшись сзади. Синтянь погнался за головой, но Желтый император разрубил гору Чанъянь, и голова закатилась туда, а скалы сомкнулись. Тогда Синтянь изуродовал себя, превратив в голову свой живот. В этой восточной легенде герой лишился головы не в честном бою, а в результате хитрости противника, так же, как и Черномор отрубил голову своему брату-великану [10, с. 92–93].

Фрагмент о противостоянии Черномора с братом мог быть навеян и древнескандинавской легендой о Сигурде. В этой легенде говорится о том, что два брата — карлика Рёгин и Фафнир поспорили из-за проклятого сокровища. Обладателем сокровища стал Фафнир, который выгнал Рёгина из дома. Фафнир превратился в дракона, чтобы охранять сокровища, а Рёгин стал воспитателем Сигурда. Рёгин и Сигурд идут добывать сокровища, охраняемые драконом, Сигурд побеждает дракона, отрубает Рёгину голову и становится единственным обладателем сокровищ. В поэме «Руслан и Людмила» Черномор и его безымянный брат-великан также поспорили из-за сокровища, которым являлся волшебный меч. Кстати, в сказании о Сигурде волшебный меч тоже присутствует. Этот меч называется Грам, он достался Сигурду в наследство от отца, а выковал его сам бог Один. Голова убитого Черномором брата охраняет меч, как дракон Фафнир — сокровища. Меч получит тот, кто победит голову, а сокровища Фафнира — тот, кто убьет дракона. Черномор, как и Рёгин, является и карликом, и колдуном [7, URL].

Русские народные сказки

Очень много параллелей в сюжете поэмы «Руслан и Людмила» можно провести с русскими народными сказками, с которыми А. С. Пушкин, безусловно, был хорошо знаком, благодаря няне Арине Родионовне. Например, можно сделать отсылку к русской народной сказке под названием «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», где главный герой Еруслан Лазаревич встретил на поле битвы отрубленную огромную голову Росланея-богатыря, под которой оказался спрятан чудесный меч-кладенец. Росланей-богатырь, как и богатырь из поэмы «Руслан и Людмила», лишился головы в результате коварства противника, только противником был не брат, а царь соседнего государства по прозвищу Огненный щит, Пламенное копие. Вот его рассказ: «Я размахнулся, ударил его своим волшебным мечом, и он тотчас с коня повалился. Тут слуги его вскричали: «… Ну-ка, дай ему еще разик! Тогда и поминки по нему можно править!» Ударил я другой раз. Только меч его задел, как тут же со страшной силой отскочил и мне голову отрубил, а Огненный шит, Пламенное копие сразу ожил как ни в чем не бывало. В это самое время подоспел мой названый брат. Схватил он меч-кладенец и сунул мне под голову». На прямое использование А. С. Пушкиным эпической сказки о Еруслане Лазаревиче при написании поэмы указывает созвучие имен главных героев [9, с. 207–209].

Сила Черномора заключена в его бороде. Представление о том, что душа, жизнь или сила спрятаны в какой-либо части тела или предмете, есть у многих народов. Например, в русских сказках смерть Кощея Бессмертного была спрятана в игле. В итальянской сказке «Тело без души» злой волшебник Тело-без-души является аналогом Кощея Бессмертного, его смерть заключена в яйце. В сербской сказке «Базилик зеленый» у некоего получеловека (он является половиной человека по вертикали) смерть заключена в девяти червях, запрятанных в предметы по принципу матрешки. В румынской сказке «Похищенное солнце» жизнь дракона была заключена в трех жуках. Но чаще всего в фольклоре разных народов встречалось представление о том, что сила заключена в бороде и в волосах. Можно вспомнить ветхозаветную легенду о Самсоне, у которого сила была заключена в волосах [2, с. 80–90].

Также можно найти сходство образа Черномора с таким героем русских сказок, как Сам с ноготок, борода с локоток. В «Сказке об Иване-богатыре» он описан как карлик, обладающий невероятной силой, способный принести сорок возов сена за один раз и победить таких могучих богатырей, как Дубыня, Горыня и Усыня [8, с. 240–243].

Русские былины

В поэме также есть былинные мотивы. Руслан везет Черномора на показ к князю Владимиру, приторочив его к седлу своего коня. Точно также Илья Муромец везет Соловья Разбойника к князю Владимиру в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»:

Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника -

Ему выбил право око со косицею!

Он спустил тут Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного… [4, с. 42]

В былине Илья Муромец привозит Соловья разбойника прямо на пир к князю Владимиру:

А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Он сел есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

А й тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны … [4, с. 44]

Описание княжеского пира очень характерно для былин. Наверное, самое яркое и запоминающееся из них — это описание пира в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», на котором и происходит ссора между Алешей Поповичем и Тугариным:

Тут повары были догадливы -

Понесли яства сахарные и питья медвяные,

А питья все заморские,

Стали тут пить-есть, прохлаждатися.

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,

По целой ковриге за щеку мечет -

Те ковриги монастырские,

И нечестно Тугарин питья пьёт -

По целой чаше охлёстывает,

Которая чаша в полтретья ведра … [1, URL]

Мотив пира использует и А. С. Пушкин в самом начале поэмы, причем пир, так же как и в былинах, происходит при дворе князя Владимира:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Роднит поэму «Руслан и Людмила», русские былины и сказки также сюжет о похищении невесты: Людмила была украдена Черномором, Забава Путятична (племянница князя Владимира из былины «Добрыня и Змей») — Змеем Горынычем, а три царские дочки из упомянутой «Сказки об Иване-богатыре» — кощеевым племянником по имени Сам с ноготок, борода с локоток.

Таким образом, в поэме «Руслан и Людмила» есть много отсылок к легендам и фольклору разных народов.

 

Литература:

 

  1.                Алёша Попович и Тугарин Змеевич // URL: http://narodstory.net/russkie-bilyini.php?id=1.
  2.                Вавилонская башня и другие древние легенды / под ред. К. Чуковского. М.: Дом, 1990.
  3.                Зачарованный мир: Великаны и людоеды / пер. с англ. А. Веркина. М.: Книжный Клуб Книговек, 2015.
  4.                Илья Муромец и Соловей-разбойник // Былины / Сост. Ю. Г. Круглова. М.: Просвещение, 1993.
  5.                Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: ОЛМА МЕдиа Групп, 2014
  6.                Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998 // URL: https://lit.wikireading.ru/42928
  7.                Сказание о Сигурде // Муравьева Т. В. 100 великих мифов и легенд. М.: Вече, 2008 // URL: https://info.wikireading.ru/2898
  8.                Сказке об Иване-богатыре // Русские сказки / пересказал А. Н. Нечаев. М.: Советская Россия, 1985.
  9.                Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче // Русские сказки / пересказал А. Н. Нечаев. М.: Советская Россия, 1985.
  10.            Энциклопедия монстров: Великие и ужасные. Ростов-на-Дону, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): голова, URL, Пушкин, волшебный меч, Владимир, былина, Желтый император, живая голова, Соловей разбойника, источник мудрости.


Похожие статьи

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных...

Дух русских былин явственно ощущается в поэме: тут и легендарный Владимир-Солнце

Как и былинный богатырь Илья Муромец приковывает Соловья-разбойника к стремени, чтобы

Он же с помощью живой и мертвой воды воскрешает Руслана, предательски убитого трусливым...

Правда и вымысел в былинах | Статья в журнале «Юный ученый»

А в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь победил противника

Вооружение богатырей в былинах соответствует снаряжению княжеских дружинников XI-XIII веков

Основным источником о торговой жизни Новгорода являются торговые договоры...

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Другая – «Сказка о золотом петушке» тоже рассказывает волшебную, с элементами, можно сказать, мистики, историю царя Дадона. Он, на старости лет получает от мага в подарок золотого петушка, который предупреждает царя от надвигающейся опасности на границе.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для

Однако, на наш взгляд, былины представляют собой прекрасный и малоизученный источник по истории

Былина о Соловье Будимировиче показывает, что девушки из высших слоев...

Богатыри: архаизм или реальность | Статья в журнале...

После исцеления богатырь сумел победить Соловья Разбойника, а остаток жизни служил Киевскому князю Владимиру.

Главным из славной троицы богатырей, которые защищали земли русские, явился победитель чудовища по прозвищу Соловей Разбойник.

Осмысление языческого начала в христианском контексте сказок...

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты. Эти испытания носят событийный характер и связаны с преодолением чего-то внешнего: попасть за тридевять земель, победить Кащея, добыть меч-кладенец и т. д. Отсюда...

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного...

Головы и плечи богатырей возвышаются над линией горизонта, отчего кажутся еще более мощными.

- А еще раньше появились былины. Что такое былина, от какого слова произошло?

(Соловей-разбойник) Благодаря чему Илья победил врага?

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Средства, связывающие сюжет всех трех народных сказок, — источник богатства (конь или осел, рождающий золото, и кувшин), источник яств (скатерть-самобранка), покровитель, наказывающий греховных, виновных (бей, дубинка), — представляют собой фантастические...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки...

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных основах...

Похожие статьи

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных...

Дух русских былин явственно ощущается в поэме: тут и легендарный Владимир-Солнце

Как и былинный богатырь Илья Муромец приковывает Соловья-разбойника к стремени, чтобы

Он же с помощью живой и мертвой воды воскрешает Руслана, предательски убитого трусливым...

Правда и вымысел в былинах | Статья в журнале «Юный ученый»

А в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь победил противника

Вооружение богатырей в былинах соответствует снаряжению княжеских дружинников XI-XIII веков

Основным источником о торговой жизни Новгорода являются торговые договоры...

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Другая – «Сказка о золотом петушке» тоже рассказывает волшебную, с элементами, можно сказать, мистики, историю царя Дадона. Он, на старости лет получает от мага в подарок золотого петушка, который предупреждает царя от надвигающейся опасности на границе.

Былины как источник по гендерной истории Древней Руси

В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для

Однако, на наш взгляд, былины представляют собой прекрасный и малоизученный источник по истории

Былина о Соловье Будимировиче показывает, что девушки из высших слоев...

Богатыри: архаизм или реальность | Статья в журнале...

После исцеления богатырь сумел победить Соловья Разбойника, а остаток жизни служил Киевскому князю Владимиру.

Главным из славной троицы богатырей, которые защищали земли русские, явился победитель чудовища по прозвищу Соловей Разбойник.

Осмысление языческого начала в христианском контексте сказок...

Испытания для положительных героев фольклорных сказок организуют исключительно их антагонисты. Эти испытания носят событийный характер и связаны с преодолением чего-то внешнего: попасть за тридевять земель, победить Кащея, добыть меч-кладенец и т. д. Отсюда...

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного...

Головы и плечи богатырей возвышаются над линией горизонта, отчего кажутся еще более мощными.

- А еще раньше появились былины. Что такое былина, от какого слова произошло?

(Соловей-разбойник) Благодаря чему Илья победил врага?

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Средства, связывающие сюжет всех трех народных сказок, — источник богатства (конь или осел, рождающий золото, и кувшин), источник яств (скатерть-самобранка), покровитель, наказывающий греховных, виновных (бей, дубинка), — представляют собой фантастические...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки...

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных основах...

Задать вопрос