Николай Вениаминович Хапланов — летописец и краевед города Макеевки | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Сильченко, А. А. Николай Вениаминович Хапланов — летописец и краевед города Макеевки / А. А. Сильченко, И. И. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1229/ (дата обращения: 01.05.2024).



 

Есть понятия, слова и имена, перед которыми бессилен один из самых неумолимых законов времени и памяти — закон забвения. Личность соизмеряет с масштабом таких понятий смысл своего существования на Земле, слова рождают жажду подвига и дела, а из таких имен складывается подлинная история человечества.

Их список в нашем городе по праву может открывать Николай Вениаминович Хапланов — Почётный Гражданин города Макеевки (Донбасс), поселка Старобешево и Старобешевского района, автор 23 книг поэзии, прозы, публицистики, лауреат национальных и международных литературных премий. Но «... чтобы молодые поколения макеевчан не оставались «Иванами, не помнящими родства» [4, с.8], главным делом своей жизни считавший создание трилогии «Макеевка. История города (1690–1989)».

C:\Users\1\Desktop\бондаренко\портрет хап.jpg

Рис. 1. Н. В. Хапланов

 

Ни перед кем, кроме матери и Родины, не склоняйте головы.

Из инскрипта в книге, подаренной Н. В. Хаплановым школьной библиотеке.

ГЛОССАРИЙ

Инскрипт — краткая дарственная, посвятительная надпись на книге; автографическое посвящение. [1, с.154]

Историческое краеведение — составная часть общего краеведения, область прикладной истории, отличающаяся локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. [2, с. 42]

Патриот тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине. [1, с. 247]

«В последний свой вечер, накануне ухода, Николай Вениаминович произнёс: «У меня даже не обязанность, а долг перед городом — я должен успеть дописать историю…». [5, с. 8] Не успел. Выпавшее перо подхватила дочь.

ФАКТ-ЛИСТ

C:\Users\1\Desktop\бондаренко\лиза.jpg

Рис. 2. Е. Н. Хапланова

 

Хапланова Елизавета Николаевна

Род. в 1977 г.

Автор 2-й и 3-й книг трилогии «Макеевка. История города (1690–1989)», шести сборников поэзии и прозы, лауреат литературных премий, член Межрегионального Союза писателей и Международного сообщества писательских союзов (г. Москва), руководитель городского литературного объединения имени Николая Хапланова.

Уходит бесследно тот, кто оставляет свое дело без последователей. А Поэт и Гражданин Хапланов оставил его нам, будущему Макеевки.

Посвятив городу труд, творчество, талант — жизнь, он навечно внес свое имя в число самых ярких и достойных летописцев и краеведов родной земли. Это стало темой исследования. В предыдущей моей работе рассматривался вопрос о роли личности в истории, но неординарность и сила духа человека и журналиста Хапланова, его творческое наследие заставили рассматривать тему и трактовать ее в ином аспекте, с другой позиции.

Проблема. Как и почему известный публицист, поэт и писатель Николай Вениаминович Хапланов становится историком и краеведом?

Цель исследования: 1) установить, как гражданская позиция и личные качества, история и люди влияют на деятельность творческой личности; 2) популяризировать трилогию «Макеевка. История города (1690–1989)» Николая и Елизаветы Хаплановых.

Интервью дочери, свидетельства друзей, коллег по перу [3], издателей [4, с. 6], творчество и высказывания самого Николая Вениаминовича [4. 5, 6, 7,] свидетельствуют о неуемной силе его любви к родному городу, чувстве высокого патриотизма. Желание простым, но достойным словом зажечь, прежде всего, в сердцах земляков искру великого огня почитания малой родины, преклонения перед ней и ее людьми является для Хапланова своеобразным кредо жизни, поисковой деятельности и творчества. Отношение к Родине и матери — главные параметры в науке созидания настоящего человека и истинного патриота.

Именно эта позиция и ее созвучность событиям, происходящим в настоящее время на нашей земле, и являются весомым аргументом в вопросе об актуальности темы моего исследования и определяют его задачи:

  1.                В рамках исследования пополнить и расширить понятийный аппарат, составить глоссарий.
  2.                Обобщив биографический материал авторов, составить справку и факт-лист.
  3.                Изучить историю работы над трилогией, установить методологию источники исследования.
  4.                Показать и обосновать влияние внутреннего мира и характера на творчество и деятельность Хапланова Н. В.
  5.                Средствами исторического краеведения популяризировать его работу как историка и краеведа города Макеевки:

–                    принять участие с сообщением по теме исследования в традиционных «Хаплановских чтениях», проводимых школьной библиотекой в канун его дня рождения;

–                    создать буктрейлер «Трилогия «Макеевка. История города (1690–1989)» Николая и Елизаветы Хаплановых»;

–                    провести читательскую конференцию и написать заметку в городскую массовую газету;

–                    изготовить фотоальбом материалов и интересных встреч в рамках исследования;

–                    написать эссе и принять участие в творческом конкурсе.

Методы исследования: сбор, обобщение и анализ информации; анкетирование и интервьюирование; наблюдение и систематизация полученных данных.

Место проведения и сроки: МОУ «СШ № 50» г. Макеевки, городской краеведческий музей, школьная библиотека — 2017 год.

Предмет исследования: биография и творческое наследие Хапланова Н. В.

Немецкий писатель Томас Манн справедливо замечал: «Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения». По Хапланову, даже в самое трудное историческое время, вопреки революциям и войнам, в противовес катастрофам, несмотря ни на какие катаклизмы, невзирая на власть тиранов и злодеев, «легендарные шаги к победе» над обстоятельствами начинаются с любви к родной земле. Она своим прошлым и настоящим, щедро и безвозмездно дающая «соки жизни», учит человечности, трудолюбию, стойкости, вдохновляет на творчество и созидание, пробуждает величие мысли и духа. Часть изученных мною источников [7, 8, 9] своим появлением как бы предопределяли работу над трилогией. Посвящены они людям, биографии которых являются ярким олицетворением вышесказанного. Современники будут помогать Хаплановым в сборе материала, неординарность фигур прошлых поколений, вопреки постулатам, историческим догмам, восставших из небытия, вызовут трепет восхищения у потомков своей деятельностью.

Трудно не согласиться с дочерью и соавтором трилогии, что исследовательская работа Хапланова-краеведа «... обрамлена в художественное слово», и это отличает его от других историков. «И еще: ни одна написанная строка не заставит меня краснеть. Ибо, кроме Музы, их диктовала Совесть...», — напишет Николай Вениаминович в предисловии к новой книге стихов. [7, с. 4] Добавить к этому нечего, но по результатам анкетирования (см. Табл. 3) существует необходимость популяризации его творческого наследия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ

  1.                Знаете ли вы, кто такой Н. В. Хапланов, и почему ему присвоено звание «Почетного гражданина города Макеевки?
  2.                Знаете ли вы, какой труд он считал делом своей жизни?
  3.                С Вашей точки зрения, можно ли Хапланова считать историком и краеведом?
  4.                Знаете ли вы, кем и почему была дописана трилогия по истории Макеевки?
  5.                Как вы считаете, нужно ли заниматься краеведением? Ответ обоснуйте.

C:\Users\1\Documents\анкета(2).jpg

Рис. 3 Таблица результатов анкетирования

 

Так, 18 человек не знают, что Хапланов считал делом всей жизни, только 43 респондента осведомлены о роли его дочери в истории трилогии. Настораживает и равнодушие двух участников анкетирования к теме исследования в целом (№ 1). Только 41 из 53 (вопрос № 5) опрошенных признали насущность краеведческой работы сегодня.

Как видим, содержанием и объектом исследования предопределяется значимость моей работы. Это предусматривает развитие знаниевых, культурологических и морально-этических компетенций школьников, расширение информационного поля всех его участников и служит серьезным вкладом в формирование гражданской идентичности. Соприкосновение же на личностном уровне с таким человеком, как Хапланов Н. В., помогает не только пополнить знания по историческому краеведению, но и открывает широкие перспективы для саморазвития, самосовершенствования и творческого роста.

 

Литература:

 

  1.                Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Просвещение, 1981. — 463 с.
  2.                Краеведение: Пособие для учителя / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова; Под ред. А. В. Даринского. — М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  3.                Товстенко В. Поэт. Журналист. Писатель. Бунтарь // UАргумент. — 2013. — 31. 01. — URL: http://uargument.com.ua/obshhestvo/poet-zhurnalist-pisatel-buntar/
  4.                Хапланов Н. В. Макеевка. История города (1690–1917). — Донецк: ООО «ИПП «ПРОМІНЬ» ООО «АЛАН», 2006. — 384 с., ил.
  5.                Хапланов Н. В., Хапланов Е. Н. Макеевка. История города (1917–1941). — Донецк: ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», 2010. — 584 с., ил. ч/б, цв.
  6.                Хапланов Н. В., Хапланов Е. Н. Макеевка. История города (1941–1989). — Донецк: ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», 2012. — 432 с., ил., вкл. ч/б
  7.                Хапланов Н. В. Мгновения трудного века: стихи и поэмы. — Донецк: ООО «АЛАН», 2004. — 368 с.
  8.                Хапланов Н. В. Романтик экрана: художественно-документальная повесть об основателе отечественного кинематографа Александре Ханжонкове. — Донецк: ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», 2017. — 392 с., вкл. цв., ил.
  9.                Хапланов Н. В. Смерти став на пути: документальная повесть о макеевчанах-участниках ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. — Донецк: ООО «ИПП «ПРОМІНЬ», 2006. — 208 с., вкл. цв., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): макеевка, история города, историческое краеведение, творческое наследие, школьная библиотека, родная земля, Почетный гражданин города Макеевки, творчество, трилогия.


Похожие статьи

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

Предварительная работа: Беседа об истории города. Просмотр слайдов, иллюстраций о Белгородчине: древность — старина — настоящее — будущее.

Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.

Литературное краеведение как одно из направлений...

Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями.

Программа по краеведению «Город на 150-й версте»

Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Благодаря краеведению они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история

Творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся...

Программа элективного курса по историческому краеведению...

– изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска

Элективный курс «История родного села», на наш взгляд, является актуальным, так как

– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и...

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей

Они с интересом и готовностью участвуют в школьных и городских конкурсах творческих работ.

родной край , ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Актуальность создания электронных краеведческих ресурсов...

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его. Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села; Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации.

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого: «Астраханская...

Похожие статьи

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

Предварительная работа: Беседа об истории города. Просмотр слайдов, иллюстраций о Белгородчине: древность — старина — настоящее — будущее.

Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.

Литературное краеведение как одно из направлений...

Изучение литературы Воронежского края интересно и плодотворно. Город Воронеж-родина А. В. Кольцова и И. С. Никитина, И. А. Бунина и А. Платонова. Наша земля богата своими литературными традициями.

Программа по краеведению «Город на 150-й версте»

Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории...

Использование краеведческого материала на уроках окружающего...

Благодаря краеведению они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история

Творческая — предусматривает развитие творческих способностей учащихся...

Программа элективного курса по историческому краеведению...

– изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска

Элективный курс «История родного села», на наш взгляд, является актуальным, так как

– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и...

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах

Использование материала по истории родного края является эффективным не только в...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей

Они с интересом и готовностью участвуют в школьных и городских конкурсах творческих работ.

родной край , ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Актуальность создания электронных краеведческих ресурсов...

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его. Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села; Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации.

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого: «Астраханская...

Задать вопрос