Катакомбы Парижа. Париж, скрытый от глаз | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: , ,

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 30.04.2018

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Аникиева, В. В. Катакомбы Парижа. Париж, скрытый от глаз / В. В. Аникиева, Е. В. Мартемьянова, Н. А. Щеглова, В. Н. Токарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1222/ (дата обращения: 01.05.2024).



 

В нашей школе я изучаю французский язык, как второй иностранный. На уроках мы достаточно много времени уделяем страноведению: изучаем историю Франции, ее культуру, архитектуру, традиции. На подобных уроках мы всегда узнаем много нового и интересного. На одном из подобных уроков, мне встретилось выражение «изнанка Парижа». Я поинтересовалась, что это такое. Оказалось, что под французской столицей расположен целый мир подземелий. Да, во многих городах есть метро, есть подземные ходы, но под Парижем это огромная, разветвленная сеть катакомб. У меня появилось огромное количество вопросов: Откуда они появились? Кем и когда были проложены? Как выглядят сейчас? Можно ли их увидеть? И не менее большое желание найти на них ответы. По совету моих учителей я принялась изучать различные источники по этой теме, чтобы подготовить доклад для урока страноведения.

Задавшись целью докопаться до истины, я обратилась к различным источникам: путеводителям, справочникам, энциклопедиям. Вот такое определение Парижских катакомб я нашла в открытой Интернет энциклопедии Википедии: «Катакомбы Парижа — это целая сеть подземных туннелей длиной 1,5 км, появившаяся на месте древних римских каменоломен под Парижем. В период с конца XVIII до середины XIX века сюда были свезены останки около шести миллионов человек. Общая площадь подземного кладбища — 11 000 м². В наши дни катакомбы являются частью музея Карнавале и открыты для посещения» [1]. С одной стороны оно кое-что объясняет, а с другой — этой информации явно недостаточно. Более того, информация противоречива. Википедия указывает, что протяженность туннелей составляет 1,5 км. В статье «Катакомбы Парижа — мрачное чрево города» Сергея Махлова написано, что их протяженность — 2 км. [2]. На сайте FB.ru: http://fb.ru/article/211310/podzemnyiy-parij-katakombyi-parija-opisanie-istoriya-i-otzyivyi-posetiteley в статье Будариной Светланы от 24 Октября 2015 года парижские катакомбы описываются как «небольшая часть огромных многоуровневых подземелий, протянувшихся более чем на 300 километров под ним (под Парижем)». [3]. Пожалуй, это первая загадка, которая встретилась нам на этом таинственном пути к истине. Давайте попытаемся узнать историю второго, скрытого от глаз, подземного Парижа подробнее.

В давние времена, а точнее до нашей эры, территорию современной Франции населяли галлы. Потом их завоевали римляне. Римская империя приходила на завоеванные территории всерьез и надолго. Она активно занималась обустройством территории: строила дороги, общественные здания, театры, термы и т. д. В античные времена на месте современной столицы Франции располагалось римское поселение — Лютеция. Для возведения терм, спортивных арен и создания скульптур, которые и сегодня можно увидеть в Латинском квартале и на острове Сите, стали добывать местный известняк и гипс, и именно тогда появились первые каменоломни. Со временем римская Лютеция превратилась во французский Париж, для постоянного растущего города требовалось все больше строительных материалов. До X столетия разработки велись на левом берегу Сены, который на тот момент был наиболее населенной и освоенной частью города, если не считать остров Сите. Но в X население города увеличивается и начинает активно заселять и застраивать правый берег Сены недалеко от старого города эпохи Меровингов (одна из королевских династий Франции). Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать. В связи с этим каменоломни не только расширялись, но и углублялись, уходя все дальше под землю. В XII веке одним из приоритетных направлений французского экономического развития стала добыча известняка и гипса. [2].

Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории для осуществления вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад, начались первые подземные работы. Затем новые шахты стали расходиться лучами и открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешнего госпиталя Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Преи и т. д. Так как камень активно вырубали и поднимали на поверхность, на месте его добычи стали образовываться огромные пустоты. Французы от природы народ практичный. Жители столицы стали искать различные практические применения подземельям. Так, например, точно установлено, что в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы и погреба. В этих подземельях выращивали грибы, в частности так любимые французами шампиньоны. Хранили прочие продукты питания, пользуясь низкой и постоянной температурой подземелий, как в современных холодильниках.

С течением времени Париж постепенно расширялся. К XVII веку его границы пересеклись с каменоломнями. Наиболее опасными районами стали пригород Святого Виктора, а также территория Сен-Жермен-де-Пари. Практически весь город «завис» над рукотворной бездной. В XVIII веке угроза обрушения и ухода под землю многих парижских улиц стала еще более реальной. В 1774 году случилась страшная трагедия — в 30 метровую яму провалилась часть улицы д'Анфер со зданиями, людьми и повозками. Это событие потрясло Париж, не на шутку встревожило горожан и власти. Король Франции Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Эта специальная организация существует и работает по сей день. Ее сотрудники отвечают за состояние, в котором находятся катакомбы под Парижем, укрепляют и ремонтируют подземные тоннели. Но, несмотря на все предпринятые меры, опасность разрушения сохраняется. На протяжении 200 лет проблема укрепления опасных участков подземной сети решается одним способом. Он достаточно прост и не требует значительных финансовых затрат способом. При угрозе обрушения всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории, как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно находят выход в других местах, подмывают укрепления и основания пещер.

Одновременно с расширением сети подземелий и связанной с ней угрозой обрушения, во французской столице назревала другая не менее серьезная проблема. Кладбища Парижа были переполнены. По христианской традиции, умерших следовало хоронить на землях, принадлежащих церкви. Это являлось стабильным источником доходов, так как священники получали прибыль за ритуальные услуги и содержание могил. Из-за этого в Европе кладбища, как правило, находились в черте города, что рано или поздно приводило к катастрофичной ситуации. Так в Википедии описывается ситуация, сложившаяся с кладбищами Парижа: «Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции. Оно испускало зловоние». [1]

1763 год становится переломным годом в истории Парижа и его кладбищ. Несмотря на протесты французского был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города. На старых парижских кладбищах перестали появляться новые могилы. Это снизило остроту проблемы, но, как выяснилось чуть позже, не решило ее окончательно. В 1780-м году внезапно обрушилась стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице де ля Лянжри. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. [4] Кладбище закрыли окончательно, а специальные конвои в чёрном в течение15 месяцев каждую ночь вывозили кости. Куда? Зачем? Было принято гениальное по своей простоте решение: французы попытались решить две проблемы одновременно и с катакомбами, и с кладбищами. Так появился парижский оссуарий (место, где хранятся кости). Все вывезенные с кладбища Невинных останки были тщательно продезинфицированы, обработаны и сложены в пустые, заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метров. Метод очень понравился городским властям, и позднее было принято решение таким же образом очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.

В разные века катакомбы были не только усыпальницей мертвым. Живые тоже находили им применение. Во время Второй мировой войны здесь находился тайный бункер фашистов. Самое интересное, что рядом был, центр французского Сопротивления, который размещался всего на расстоянии пятисот метров от них. В середине прошлого столетия свободный доступ к подземным тоннелям запрещен, но катафилы — любители подземной парижской жизни — и сегодня находят возможность попасть в катакомбы, где проводят вечеринки, пишут картины и создают другие художественные объекты.

Катакомбы открыты для посещения туристов. Экскурсия в подземный мир французской столицы — это мероприятие, прямо скажем, «на любителя». Тем не менее, попасть в них можно через специальный павильон. Это бывшее здание таможни, расположенное неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau (Данфер-Рошро). Катакомбы открыты ежедневно с 10 утра до 5 часов вечера, кроме понедельника и праздничных дней. Билеты в кассе продаются до 16.00. Стоимость обычного посещения невелика — всего 12 евро (в 2016 г), стоимость экскурсии с гидом — 144 евро. Для посещения туристами открыто около 1,7 километра подземных туннелей и пещер. В подземелье ведет винтовая лестница из 130 ступеней, по которой туристы спускаются на 20 метров вглубь. [5] Почти сразу туристы ощущают понижение температуры. В парижских катакомбах она постоянная и не превышает 14ºС. Персонал, обслуживающий катакомбы, следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно. Следует учитывать и тот факт, что в катакомбах нет туалетов, гардеробов, лифтов, а также прочих удобств. Нет там и сотовой связи. В парижских катакомбах разрешается видео и фотосъемка в личных целях без использования вспышки и штатива. В этот специфический музей не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Спустившись в катакомбы, туристы оказываются в преддверии царства духов. Им предстоит пройти по узкому длинному коридору, ведущему к склепу. Коридор этот узкий, извилистый и имеет множество поворотов. Туристам настоятельно не рекомендуется отставать от группы, а тем более выходить за пределы туристической зоны. Если это произойдет, то бригада полиции тут же выпишет вам штраф не менее чем в шестьдесят евро. Это подразделение полиции создали в 1955 году специально для обслуживания катакомб. Это была вынужденная мера, так как до превращения катакомб в музей в этих лабиринтах потерялось большое количество людей.

Пройдя несколько залов, туристы попадают в склеп. Это, собственно, и есть главная цель экскурсии. По бокам склепа возвышаются черные с белым колонны. Они напоминают монашеское одеяние. Между ними находится балка, на которой написано: «Остановись! Тут Империя Смерти». На самом деле, такие ужасающие надписи лишь вызывают интерес и пробуждают желание двигаться дальше! Таких надписей о хрупкости и быстротечности человеческого бытия, о земном пути, смерти и царстве мертвых в катакомбах великое множество. Само это место, его мрачная аура и загадочный ореол располагают к подобного рода философским рассуждениям.

Катакомбы, пожалуй, одна из самых интересных и мистических частей Парижа. Они придают французской столице ореол загадочности, окутывают ее покрывалом таинственности. Если вы храбры и не имеете серьезных проблем со здоровьем, вам стоит увидеть это невероятное место, и возможно, вы узнаете некоторые неразгаданные тайны человечества. Лично мне очень хочется посетить это необычное во всех смыслах место. Проходя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, гостям французской столицы надо помнить, что в нескольких метрах ниже находится другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа. Катакомбы Парижа будоражили воображение многих творческих людей: музыкантов, писателей, художников, деятелей кино. Они упоминались в нескольких литературных произведениях французских и зарубежных авторов. Например, в романе Виктора Гюго «Отверженные», в «Лабиринте костей» Рика Риордана, в «Зеркале Кассандры» Бернара Вербера, в «Наследниках ночи» Ульрике Швайкерта, в «Кладбищенских историях» Бориса Акунина и т. д.

 

Литература:

 

  1.                Википедия
  2.                В статье «Катакомбы Парижа — мрачное чрево города» Сергея Махлова написано, что их протяженность — 2 км. [2]
  3.                FB.ru: http://fb.ru/article/211310/podzemnyiy-parij-katakombyi-parija-opisanie-istoriya-i-otzyivyi-posetiteley // Статья: Автор — Бударина Светлана 24 Октября, 2015
  4.                Путеводитель «Париж» серия «Золотая книга» французский язык. Изд. Бонечи 2012 г. Италия.
  5.                Гид-путеводитель «Le Routard» («Лё Рутар») изд. Hachette Париж 2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Париж, французская столица, катакомба, катакомба Парижа, угроза обрушения, кладбище, век, место, метр, подземелье.


Похожие статьи

Резня в Варфоломеевскую ночь: трагический финал жизни...

Катакомбы Парижа. Париж, скрытый от глаз. Это событие потрясло Париж, не на шутку встревожило горожан и власти. Король Франции Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи.

Триумфальные арки в Париже и в Москве | Статья в журнале...

Триумфальная арка в Париже. Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время

Они подчеркивают исторические и культурные связи, существовавшие веками между Россией и...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Ги де Мопассан занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и, вместе с тем, в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

Во французской литературе начиная с XVI века, образ Амира Тимура воплощался в произведениях разных жанров.

В XVIII веке во Франции начинается научное изучение произведений об Амире Тимуре.

Место сельской промышленности в трудах В. И. Ленина.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Виктор Гюго (1802–1885) — крупнейший французский писатель-романтик жил и творил долго, и его художественный путь оказался сложным. Гюго — сын наполеоновского генерала, получил образование, а затем начал свою литературную деятельность в Париже...

Музыкальное искусство Франции в период революции 1789 года

Французская революция 1789 года перевернула не только Францию, но и весь мир.

Французская революция открыла XIX век и стала его родоначальницей.

Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшую полемику, которая в...

К истории археологических исследований города Пантикапея

Пантикапей — античный город, основанный на месте современной Керчи. Этот город был столицей Боспорского государства, являлся крупным торгово-ремесленным и культурным центром Северного Причерноморья.

Дом, «который всегда с тобой». Символика скрытых смыслов...

В отечественном литературоведении второй половины ХХ века творчество Эрнеста Хемингуэя вызывало заслуженный интерес. Многие произведения этого автора были переведены на русский язык и стали предметом подробного литературного анализа.

Похожие статьи

Резня в Варфоломеевскую ночь: трагический финал жизни...

Катакомбы Парижа. Париж, скрытый от глаз. Это событие потрясло Париж, не на шутку встревожило горожан и власти. Король Франции Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи.

Триумфальные арки в Париже и в Москве | Статья в журнале...

Триумфальная арка в Париже. Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время

Они подчеркивают исторические и культурные связи, существовавшие веками между Россией и...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Ги де Мопассан занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и, вместе с тем, в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

Во французской литературе начиная с XVI века, образ Амира Тимура воплощался в произведениях разных жанров.

В XVIII веке во Франции начинается научное изучение произведений об Амире Тимуре.

Место сельской промышленности в трудах В. И. Ленина.

Гюго — великий романтик Франции | Статья в журнале...

Виктор Гюго (1802–1885) — крупнейший французский писатель-романтик жил и творил долго, и его художественный путь оказался сложным. Гюго — сын наполеоновского генерала, получил образование, а затем начал свою литературную деятельность в Париже...

Музыкальное искусство Франции в период революции 1789 года

Французская революция 1789 года перевернула не только Францию, но и весь мир.

Французская революция открыла XIX век и стала его родоначальницей.

Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшую полемику, которая в...

К истории археологических исследований города Пантикапея

Пантикапей — античный город, основанный на месте современной Керчи. Этот город был столицей Боспорского государства, являлся крупным торгово-ремесленным и культурным центром Северного Причерноморья.

Дом, «который всегда с тобой». Символика скрытых смыслов...

В отечественном литературоведении второй половины ХХ века творчество Эрнеста Хемингуэя вызывало заслуженный интерес. Многие произведения этого автора были переведены на русский язык и стали предметом подробного литературного анализа.

Задать вопрос