Триумфальные арки в Париже и в Москве | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: , ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (14) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2017

Статья просмотрена: 3626 раз

Библиографическое описание:

Шавина, В. В. Триумфальные арки в Париже и в Москве / В. В. Шавина, Н. А. Щеглова, Е. В. Мартемьянова, В. Н. Токарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 5 (14). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/14/1065/ (дата обращения: 29.04.2024).



 

При подготовке доклада о достопримечательностях Москвы мое внимание привлекла фотография Триумфальной арки на Кутузовском проспекте: «Я уже где-то видела подобную арку». Действительно, изображения похожих триумфальных арок я обнаружила в учебнике истории древнего мира и в учебнике французского языка, в том разделе, где говорилось о достопримечательностях Парижа. Я задала волнующий меня вопрос учителю истории, учителю МХК и учителю французского языка. Их ответ, с одной стороны, удовлетворил мое любопытство, а с другой стороны, подтолкнул к дальнейшим поискам. Я продолжила мое исследование, и за необходимой информацией обратилась к Интернету. Тут я к моему удивлению выяснила, что триумфальные арки встречаются во многих странах мира на разных континентах. Например: в России, во Франции, в Испании, в Италии, в Германии, в Индии, во Вьетнаме. Почему люди разных культур и религий возводят у себя эти мало-функциональные, с практической точки зрения, сооружения? Как и где появилась идея их создания? Что они символизируют? Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этой статье я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Как и где появились первые триумфальные арки?

Что бы ответить на этот вопрос необходимо углубиться в историю, а точнее в историю Древнего Рима. Именно там, по мнению многих историков, были возведены первые триумфальные арки. Само слово «триумфальная» происходит от слова «триумф» и имеет латинское происхождение triumphus. Это слово имело два важных значения: 1) торжественный въезд полководца-победителя в столицу и 2) выдающийся, блестящий успех, победа, торжество. Триумфальные арки своеобразным символом побед. После каждой успешной военной кампании, коих в славной истории Рима было великое множество, непременно проводилась торжественная церемония въезда победителя через триумфальную арку и шествия участвовавших в сражении войск. Арка изначально символизировала собой распахнутые ворота побежденного города, в которые с триумфом и почестями въезжал военачальник победоносной римской армии. Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой наглядное доказательство побед империи. Они олицетворяли военную мощь государства. Вместе с тем, они по праву считались архитектурными шедеврами, подчеркивавшими культурное величие народа Рима. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна («Золотые ворота»; Беневент, 114–117 гг.); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Триумфальная арка в Париже

Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная площадь Звезды (площадь Шарля де Голля), откуда лучами расходятся 12 самых крупных артерий города. Больше всего это напоминает расправившее лучи солнце. В центре этого солнечного круга возвышается символ парижской помпы и элегантности — Триумфальная арка. Она царствует здесь величественно и безраздельно. Она с легкостью парижанки стремиться ввысь и властно стоит на мощном постаменте, доминируя над всем, что ее окружает. По задумки ее создателей, архитекторов и главного заказчика, Наполеона I, триумфальная арка должна была продемонстрировать военную мощь Франции и «увенчать» ее завоевания. Наполеон Бонапарт грезил о создании великой империи, подобной Римской империи. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а также другие триумфаторы Древнего Рима. Во многих монументах, возведенных в эпоху его правления четко прослеживаются архитектурные тенденции Великого Рима. Не стала исключением и триумфальная арка. Наполеон I позаимствовал у римлян саму идею ее создания.

Монумент возведен по приказу Наполеона I, в честь побед его доблестной армии. Изначально архитекторы предложили несколько проектов монумента. И сегодня на холме Шайо вместо арки могла красоваться каменная статуя огромного слона. Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Ее своды и колонны имеют похожую конструкцию и форму. В 1806 году великий французский архитектор Ж.-Ф. Шальгрен приступил к строительству Триумфальной арки, посвященной Великой французской армии и ее великим победам (триумфам). Наполеон лично заложил первый камень в основание арки, но не дожил до конца ее строительства. Его прах, доставленный с острова Святой Елены, провезли под сводами монумента 15 декабря 1840 года. Позже аналогичной почести после своей кончины удостоились Виктор Гюго, маршалы Латтр и Тассиньи, Тьер и Гамбетта, Лазар Карно, генералы Жоффр и Фош На строительство памятника ушло три десятилетия. Один только фундамент сооружали два года.

Строительство Арки было завершено в 1836 году. У нее только один овальный проем. Парижская Триумфальная арка — самая большая в мире. Ее размеры: ширина — 44,82 м, высота — 49,51 м, высота сводов — 29,19 м. По своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен и поистине прекрасен тот, что находится с правой стороны Арки, обращенной к Елисейским полям. Этот барельеф — произведение Франсуа Рюда, представляет Выступление в поход волонтеров в 1792 года и более известен под названием «Марсельеза».

http://extrip.ru/img/photo/f/france/paris/arc_4722.jpg

 

Ее история связана со многими интересными фактами, представляем Вам самые интересные из них:

1)                 Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 558 французских военачальников. Среди великих побед, одержанных армией Наполеона Бонапарта, фигурирует и взятие Москвы. Название нашей столице выгравировано золотыми буквами на мраморной табличке в списке завоеванных городов. Над проемом изображены крылатые девы с фанфарами, символы победы и триумфа.

2)                 Еще с периода правления Людовика XIV между двумя излюбленными резиденциями королей Лувром и Версалем пролегал прямой путь, называемый «королевским». Триумфальная арка расположена как раз на этой исторической оси.

3)                 На исторической оси, т. е. на одной прямой, расположены три арки Парижа: Триумфальная арка на Площади Звезды, Триумфальная арка Каррузель в саду Тюильри и Большая арка в новом квартале Дефанс.

4)                 В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест Хемингуэй предполагает, что Арка Мира в Милане, строительство которой было начато в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове, находится на одной прямой с Триумфальной аркой в Париже. Проем Арки Мира ориентирован на ось Париж-Милан и выходит на историческую ось Парижа.

5)                 Под сводами арки проходили траурные кортежи известных французских деятелей. Такой части были удостоены: Виктор Гюго, Филипп Леклерк, Наполеон (провезли его прах, привезенный с острова Святой Елены).

6)                 28 января 1921 под сводами Триумфальной арки перезахоронили останки Неизвестного Солдата, павшего в Первую мировую войну.

7)                 В 1940 под Триумфальной аркой промаршировали войска Третьего рейха, тем самым ознаменовав начало оккупации Парижа.

8)                 Несмотря на то, что автомобильное движение вокруг Триумфальной арки на площади Звезды организовано по кругу, площадь считается одним из самых опасных перекрестков в мире, и в случае ДТП далеко не все страховые компании готовы возместить ущерб.

9)                 10 мая 1994 года сотни тысяч человек наблюдали солнечное затмение сквозь проем Триумфальной арки.

10)             Парижане утверждают, что дважды в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на исторической оси и закат можно видеть сквозь своды Триумфальной арки, находясь даже на Елисейских полях. Насколько это верно, можно проверить, лишь побывав в Париже в эти дни.

11)             Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, экспозиция которого посвящена истории создания этого памятника. Наверху расположена смотровая площадка для туристов. С нее открывается поистине головокружительный вид на Париж.

Триумфальная арка в Москве

Традиция возводить триумфальные арки нашла отклик и в России. История создания триумфальных врат и арок в России имеет древнейшие корни. Одни из самых известных — Триумфальная арка на Кутузовском и Красные ворота в Москве, Нарвские триумфальные ворота в Санкт — Петербурге, Николаевские триумфальные ворота во Владивостоке, Триумфальная арка в Чечне, Александровская триумфальная арка в Краснодаре… этот список можно продолжать бесконечно.

Триумфальная арка в Москве, расположенная на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы, является уникальным объектом исторического и культурного наследия.

http://vdvbezheck.ru/pic/users/1/img/raznoe/.thumbs/27cd56cb28171880f5754998391c1cbf_500_0_0.jpg

 

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время своего существования претерпевал столько реконструкций — вплоть до повторного строительства с нуля. Однако все эти метаморфозы никоим образом не сказались на исторической ценности сооружения, его глубоком символическом значении для многих поколений соотечественников, которое было заложено еще 200 лет назад, когда в Москве появились первые триумфальные ворота.

Триумфальная арка — это настоящий архитектурный шедевр, обеспечивший нашей столице «родство» с Парижем, Берлином, Лондоном, Барселоной, Нью-Дели, Бухарестом и многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Один из самых красивых памятников Москвы прошёл долгий, тернистый путь от Деревянной Триумфальной арки до каменных Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. Деревянная Триумфальная арка украсила Тверскую заставу в середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы русских войск.

Памятник быстро ветшал, и через 12 лет решили заменить деревянную арку каменной. Спустя ещё год начали обсуждать проекты и сметы на постройку Триумфальных ворот «из камня с чугунными украшениями», составленные архитектором Осипом Бове.

20 апреля 1829 года император Николай I утвердил представление князя Голицына о создании «особого Комитета под начальством Московского коменданта» «для устройства Триумфальных ворот и… въезда», в который также вошёл архитектор 7-го класса Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». 5 марта 1834 года император утвердил и предложение московского генерал-губернатора «о приведении в лучший вид пространства между Тверским выездом и парком Петровского дворца», «протянув на сем пространстве по обеим сторонам шоссе аллеи для пешеходцев». А 11 октября, в день изгнания французских войск из Москвы, Триумфальные ворота торжественно открыли. В церемонии участвовали войска Московского гарнизона, чины московской полиции. После молебна «из артиллерии, поставленной на шоссе, учинена была пальба 101 выстрелом» и воинский парад. По распоряжению князя Голицына участникам церемонии унтер-офицерам было выплачено по три рубля, а рядовым — по два «из … капитала, оставшегося от покрытия всех издержек, сделанных во время существовавшей в Москве эпидемической болезни холеры».

Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года. В 1936-м площадь перепланировали, ворота разобрали. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались на хранение после демонтажа — в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной. В 1965 году советское правительство признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре — те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» — 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров. Текст на аттике также был изменѐн: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Заключение

Говоря о традициях возведения триумфальных арок и триумфальных ворот сегодня, мы понимаем, что это не просто великолепные «памятники» искусства и истории, ведь каждый их них хранит в себе неповторимую, самостоятельную страницу эпохи развития архитектуры и монументальных искусств. Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые являются источником исторической информации, пронесенной через столетия и тысячелетия. Благодаря этим сооружениям мы сегодня узнаем историю города, народа, его выдающихся личностей и историю эпохи.

Триумфальные арки в Москве и Париже похожи и непохожи одновременно. Сходство прослеживается не только в идее, в замысле их создания, но и в архитектурных формах, художественных образах, призванных воплотить эти концепции. Они посвящены великим победам двух великих народов. Они подчеркивают исторические и культурные связи, существовавшие веками между Россией и Францией. О памятниках архитектуры часто говорят «музыка, застывшая в камне». Здесь в камне застыли два великолепных военных марша, призывающих любит свою Родину, помнить и хранить ее величие, с благоговейным трепетом относиться к подвигу предков. Наша задача — сохранить эту историческую память для следующих поколений.

 

Литература:

 

  1.                «Всемирное культурное наследие» Максаковский В. П.
  2.                Всеобщая история архитектуры. Т. 2, кн. 2. — М., 1948.
  3.                Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 327 с. Тюхменева Е. А.
  4.                «История искусства всех времен и народов», т. 1 Вёрман К.
  5.                https://www.kleo.ru/items/relax/triumfalnye_arki.shtml
  6.                http://luscinia.ru/usa/ny/5490
  7.                https://planetofhotels.com/horvatiya/pula/triumfalnaya-arka- sergiyahttp://lifeglobe.net/entry/4728
  8.                Путеводитель серия: "Золотые путеводители» автор Маджи Джованна, Издательство Bonechi, 2017 г.
  9.                Путеводитель серия «Оранжевый гид» автор Чередникова О. В. Эксмо-Пресс 2016г.
  10.            https://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): Триумфальная арка, Москва, арка, Париж, Рим, ворот, Россия, Кутузовский проспект, Тверская застава, историческая ось.


Похожие статьи

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся...

Идеологема «Москва — третий Рим»: осознание сквозь века

Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? Рим строил великую империю.

Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой

Эта икона представляет собой весь религиозно-мистический и всемирно-исторический смысл...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этой статье я попытаюсь ответить. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во

Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра. Москва XVII века на картинах русских...

Обзор конструктивных решений арочных покрытий для...

Трехшарнирные арки, как статически определимые системы, безразличны к осадкам опор и температурным воздействиям, однако, устройство шарнира в ключе осложняет как конструкцию самих арок, так и решение кровельного покрытия.

Базилика Юлиев в Коринфе. Опыт реконструкции скульптурной...

Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Скульптурный портрет провинции Ахайя (Балканский полуостров)...

Триумфальные арки в Париже и в Москве. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а также другие триумфаторы Древнего Рима.

Россия во времена Наполеона | Статья в журнале...

Россия в эпоху Наполеона представляла собой одну из крупнейших стран Европы, которая стояла перед выбором остаться ли самодержавной страной с крепостническим строем или искать новые формы социально-экономического правления.

Архитектура античных арен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тип такой театра [«одеон»] получил развитие и в древнем Риме9. Места для зрителей в нем располагались пологим амфитеатром. Он представлял собой соединение двух «театронов», уступами поднимавшихся вверх, с «эллипсовидной» ареной в центре.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

К таким идейным художникам относился Яков Чернихов. Несмотря на жестокую критику, после разгрома конструктивизма и провозглашения принципиально нового подхода в идеологии архитектуры Советской России, Я.Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи.

Странствия в Египет русских путешественников XVII–XIX веков: на...

Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из

Его книга «Древняя Александрия», опубликованная в Москве в 1803 году, написана на двух языках — русском и греческом.

Похожие статьи

Влияние исторических событий на общество и архитектуру

Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мульвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся...

Идеологема «Москва — третий Рим»: осознание сквозь века

Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? Рим строил великую империю.

Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой

Эта икона представляет собой весь религиозно-мистический и всемирно-исторический смысл...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этой статье я попытаюсь ответить. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во

Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра. Москва XVII века на картинах русских...

Обзор конструктивных решений арочных покрытий для...

Трехшарнирные арки, как статически определимые системы, безразличны к осадкам опор и температурным воздействиям, однако, устройство шарнира в ключе осложняет как конструкцию самих арок, так и решение кровельного покрытия.

Базилика Юлиев в Коринфе. Опыт реконструкции скульптурной...

Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Скульптурный портрет провинции Ахайя (Балканский полуостров)...

Триумфальные арки в Париже и в Москве. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а также другие триумфаторы Древнего Рима.

Россия во времена Наполеона | Статья в журнале...

Россия в эпоху Наполеона представляла собой одну из крупнейших стран Европы, которая стояла перед выбором остаться ли самодержавной страной с крепостническим строем или искать новые формы социально-экономического правления.

Архитектура античных арен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Тип такой театра [«одеон»] получил развитие и в древнем Риме9. Места для зрителей в нем располагались пологим амфитеатром. Он представлял собой соединение двух «театронов», уступами поднимавшихся вверх, с «эллипсовидной» ареной в центре.

Дворцы Cоветского периода | Статья в сборнике международной...

К таким идейным художникам относился Яков Чернихов. Несмотря на жестокую критику, после разгрома конструктивизма и провозглашения принципиально нового подхода в идеологии архитектуры Советской России, Я.Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи.

Странствия в Египет русских путешественников XVII–XIX веков: на...

Возле этих ворот, внутри города, находится овраг примерно в пять саженей, и стоит удивительная четырёхугольная колонна, высеченная из

Его книга «Древняя Александрия», опубликованная в Москве в 1803 году, написана на двух языках — русском и греческом.

Задать вопрос