Понятие и сущность концепции формирования гражданского общества в современном мире | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Азаматова, Д. А. Понятие и сущность концепции формирования гражданского общества в современном мире / Д. А. Азаматова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8428/ (дата обращения: 06.05.2024).



Внастоящей статье анализируются различные классические и современные концепции понятия гражданского общества, особенности генезиса гражданского общества в странах Западной Европы и Узбекистане.

Ключевые слова: концепция, гражданское общество, либеральная демократия, национальная интеграция.

В современной интерпретации определение гражданского общества в рамках этой традиции формулируется как общественное устройство и «государство особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности» [1]. Данное определение относит к признакам гражданского общества существование и защиту либеральных ценностей, что является одним из важнейших принципов Нового времени; недаром эта традиция возникла в период формирования либерально-демократических политических систем, когда гражданское общество стало характеристикой нового политического и общественного устройства, в котором, в отличие от более ранних форм государства, во главу угла был поставлен гражданин как полноправный член общества.

Поскольку в большинстве стран Западной Европы переход к такой системе государственного устройства и утверждение либеральных ценностей произошли во время строительства и развития национальных государств, то современные исследования данного вопроса ведутся историками. В последнее время эта тематика вновь актуализировалась в связи с крушением социалистических режимов Восточной Европы: перед историками встала задача определить, на какой стадии развития находилось в этих странах гражданское общество, когда его формирование было прервано строительством социализма. К данной исследовательской традиции, по нашему мнению, следует отнести и сближение понятия «гражданское общество» с понятием «гражданство». Основным теоретиком этого направления считается Т. Маршалл [2]. В рамках подобных исследований под гражданским обществом понимается «совокупность независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае надобности защищающих свободу индивида от посягательств власти».

Другим признанным приверженцем данного направления является А. де Токвиль. В его известнейшей работе «Демократия в Америке», помимо прочего, большое внимание отводится добровольным ассоциациям граждан, нередко противостоящим государству и защищающим гражданские свободы от его вмешательства. К этой традиции можно отнести широко распространенную интерпретацию гражданского общества как «сферы социума — сферы вне государственных отношений, структур и институтов». Как следует из данного положения, гражданское общество определяется методом исключения — все, что не является государством.

Несмотря на многообразие интерпретаций, понятие гражданского общества применяется для изучения неполитической части общественной системы. Гражданское общество не следует смешивать с «общностью людей» ни исторически, ни структурно, ни культурно, потому что оно имеет свои определенные качественные характеристики. Гражданское общество является подсистемой общества, которая приближается к социальной сфере общественной жизни. Она присутствует в каждом современном обществе. Однако общества различаются как размерами, так и качеством: уровнем развитости, полноценностью функционирования, системой ценностей [3]. В общественной системе гражданское общество имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты институционального плана.

Институтами гражданского общества являются:

— добровольные общественные организации и общественные движения, а также политические партии (на первых стадиях своего формирования, пока они еще не задействованы в механизмах осуществления власти);

— независимые средства массовой информации, обслуживающие общественные потребности и интересы, определяющие и публикующие общественное мнение;

— выборы и референдумы, когда они служат средством формирования и выявления общественного мнения и защиты групповых интересов;

— зависящие от общественности элементы судебной и правоохранительной систем (суды присяжных, отряды дружинников и т. п.).

Полагаясь на представленный анализ научных взглядов в осознании такого социально-правового явления, как гражданское общество, можно выделить следующие основополагающие идеи в формировании его концепции:

  1. Идея гражданского общества возникает в момент осознания человеком своего положения в обществе и взаимодействия с государством.
  2. Осознание гражданского общества как институционального явления происходит под влиянием исторического развития человечества, возникшего в период ломки жестких рамок феодального строя и начала формирования буржуазного правового государства, ориентированного на обеспечение прав гражданина, обладающего собственностью. Из чего следует, что гражданское общество по своей сути — это такая организация социальной жизни, в которой успешно могут реализовывать свои права граждане, обладающие экономической независимостью.
  3. В качестве обязательного условия создания гражданского общества выступает появление возможности у всех граждан обрести экономическую самостоятельность, приобретая и распоряжаясь своей собственностью.
  4. Основной предпосылкой для формирования гражданского общества следует считать такое социальное состояние, которое характеризуется отсутствием привилегий и иммунитетов, возрастанием значения личности человека, превращающегося из подданного государства в социально активного гражданина, обладающего равными юридическими правами по отношению к другим гражданам и государству.
  5. Благодаря развитию идеи гражданского общества, представленной совокупностью эффективно взаимодействующих граждан, формируется представление об учредительной функции такого общества по отношению к государству.

Основные этапы и перспективы развития гражданского общества в Узбекистане

От сильного государства — к сильному гражданскому обществу

Одним из приоритетных направлений является углубление процессов построения гражданского общества, реализация принципа «от сильного государства — к сильному гражданскому обществу» путем повышения роли и значения негосударственных и некоммерческих организаций в жизни общества. Главным направлением государственной политики стало формирование правового демократического государства, обеспечение всеобщего равенства перед законом, осуществление принципа «гражданин — общество — государство» и создание на этой основе гражданского общества.

Первый президент Республики Узбекистан разработал концепцию формирования в стране гражданского общества и дальнейшего углубление демократических реформ.

Концепция состояла из шести частей, в которых намечены важнейшие задачи:

— реформирование судебно-правовой и информационной сфер;

— обеспечение свободы слова и информации;

— обеспечение свободы избирательного права и развитие избирательного законодательства;

— формирование и развитие института гражданского общества;

— дальнейшее углубление либерализации рыночной экономики.

В последние годы осуществляется работа по поддержке некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, улучшается партнерство между подобными организациями и государственными органами, что стимулирует общественный контроль, повышает качество правовой базы, регулирующей данную сферу. Этому способствовали реформы, осуществляемые на основе принятой Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.

Правильно подобранный путь способен объединять людей, стремящихся к достижению конкретной цели. В мировом масштабе наша стратегия известна как «узбекская модель перехода на рыночные отношения» и признается международными экспертами в качестве лучшей и долгосрочной, в основу которой легли пять принципов, сформулированных Президентом Узбекистана [4].

Республика Узбекистан развивается по собственному пути; немаловажно, что наше государство само инициирует формирование гражданского общества. Для возникновения правового государства в Узбекистане рассматривали международные подходы:

— приоритет прав личности, обеспечение прав и свобод человека; верховенство права, которое выражает и воплощает общеобязательную волю общества.

Организация власти:

— разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную ветви.

В формировании национальной государственности обязательно учитываются национальные особенности, правовая культура, менталитет.

Важным событием для нашего государства стало избрание Узбекистана членом Совета ООН по правам человека в 2020 году. Вследствие проводимых в стране реформ и формирования правового государства и гражданского общества Узбекистан начал равноправную деятельность в сфере защиты прав человека.

А. Саилов и У. Таджиханов определяют гражданское общество как «общество, состоящее из настоящих граждан, т. е. людей, обладающих взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не только силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан — его членов» [5].

Основными принципами взаимоотношений институтов гражданского общества и органов государственной власти в рамках классической модели в Узбекистане являются следующие:

— гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими поддержки;

— государство изучает гражданские инициативы, поддерживает и одобряет их;

— государство оказывает институтам гражданского общества материальную, моральную, информационную поддержку.

Сегодня махалля как институт гражданского общества проходит новый этап в своем развитии, пользуясь основательной поддержкой со стороны органов государственной власти, СМИ и предпринимательского сообщества.

Важно отметить, что в Узбекистане уже несколько лет осуществляет свою деятельность фонд «Махалля» по сохранению и развитию национальных обычаев и традиций, социальной защите малообеспеченных семей, одиноких престарелых и инвалидов, укреплению материально-технической базы сходов граждан и оказанию им практической, методической помощи.

Т. Мариани, депутат Национального собрания Франции, заместитель руководителя группы дружбы «Франция — Узбекистан»: «Махалля — удивительное по доброте сообщество людей, проживающих по соседству. Эти люди всегда готовы помочь друг другу, поддержать. Кроме того, каждый житель махалли на виду, чем он занимается, не остался ли без надзора ребенок, пока его родители на работе. Придя из школы, ребенок занимается в предметных и спортивных кружках на соответствующей территории. Главное, он не попадает под какое-либо негативное влияние. Поэтому считаю, что необходимо всесторонне изучить махаллю, ее передовой опыт достоин внимания мирового сообщества».

П. Морвидж, профессор Нью-Йоркского государственного университета (США): «Я уже несколько лет с интересом изучаю узбекскую махаллю. По результатам этих исследований пришел к выводу: традиции настоящей демократии воплощены в работе махалли. Потому целесообразно изучать деятельность данного уникального института и распространять его опыт».

Т. Танака, исполнительный директор Института изучения государств Центральной Азии и Кавказа (Япония): «Махалля является не только основой гражданского общества, но и большой школой демократии. Она, безусловно, служит фундаментом в сохранении и развитии духовных и культурных традиций народа».

С моей точки зрения, подобные высказывания являются международным признанием того, что узбекская махалля представляет собой настоящую школу демократии.

Международные эксперты и специалисты, принимавшие участие в международных мероприятиях на тему махалли, подчеркнули необходимость изучения опыта Узбекистана, дали высокую оценку деятельности этого уникального института.

Сегодня в Узбекистане проходит этап коренного реформирования всех сфер государства и общества. Порой приходится действовать в условиях дефицита времени и ресурсов. Широкое вовлечение общественности обеспечивает инклюзивность принимаемых решений. Именно поэтому на всех уровнях власти продвигается принцип диалога с народом.

Осознавая роль институтов гражданского общества, в Узбекистане целенаправленно внедряют механизмы их поддержки и развития, расширяют их возможности. Запущена существенная либерализация законодательства в отношении негосударственных некоммерческих организаций (ННО). Устраняются фактические барьеры, ограничивающие деятельность общественных организаций. Объем субсидий и грантов, выделяемых институтам гражданского общества, за последние три года увеличился вдвое. Устранены препятствия для получения и использования ННО иностранных грантов.

Литература:

  1. Становление гражданского общества и социальная стратификация / Голенкова З., Витюк В., Гридчин Ю. и др. // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. — М., 1995. — Кн. 1. — С. 13–34.
  2. Marshall T. Class, citizenship and social development. — Westpost, 1973.
  3. Стащенко С. П., Харыбин И. Ю. Пропаганда как элемент взаимодействия между гражданским обществом и государством // Государство и право в условиях гражданского общества. — 2015. — № 1. — С. 108–110.
  4. Каримов И. А. Узбекистан — собственная модель перехода на рыночные отношения. Т.: «Узбекистон», 1993. Собр. соч. Т. 1.
  5. Саидов А., Таджиханов У. Основы государство и право. — Ташкент, 1999. — С. 208.

Ключевые слова

гражданское общество, концепция, либеральная демократия, национальная интеграция
Задать вопрос