Создание отдела информационных технологий в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Автор: Фирсова Елена Сергеевна
Рубрика: Административное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.
Дата публикации: 10.05.2023
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, Е. С. Создание отдела информационных технологий в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми / Е. С. Фирсова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8349/ (дата обращения: 06.05.2024).
В статье обосновывается необходимость создания отдела информационных технологий и модернизации компьютерных систем (программно-аппаратных комплексов) в деятельность (работу) государственного органа — Коми УФАС России.
Ключевые слова: антимонопольный орган, создание отдела информационных технологий, государственный орган, ФАС России, Коми УФАС России, электронный документооборот, система электронного документооборота, СЭД.
Главное направление деятельности антимонопольной службы Российской Федерации связано с борьбой против несправедливой конкуренции, незаконно формируемых цен и монополизации рынка. На выполнение своих задач антимонопольная служба располагает огромным количеством инструментов и методов, таких как мониторинг рынка, проведение проверок и расследований, участие в судебных процессах и подача жалоб на нарушение антимонопольного законодательства.
От профессиональных и личных качеств сотрудников службы зависит результативность и эффективность работы системы антимонопольного надзора. Между тем современная информационная база играет важную роль в повышении эффективности работы сотрудников.
Так, например, целями создания отдела информационных технологий и модернизации компьютерных систем (программно-аппаратных комплексов) в деятельность (работу) Коми УФАС России, являются:
– повышение эффективности рассмотрения дел;
– экономичность (денежных средств и временного ресурса).
В том числе становится эффективней государственный контроль:
– за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и законодательства о торговле (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) и за соблюдением антимонопольного законодательства;
– за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу).
В частности, В. А. Дзубан, О. А. Никишина обращают внимание на то, что современные технологии, включая информационные, неразрывно связаны с автоматизацией процессов, которая является главным фактором повышения эффективности любой деятельности, особенно связанной с большими объемами данных [1].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [2] антимонопольным органом дела возбуждаются и рассматриваются:
а) по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
б) по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления актов, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе.
А вместе с тем, согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3] любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» [4], с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Для модернизации и поддержания ИТ-инфраструктуры территориального органа Коми УФАС России в рабочем состоянии необходимо создание отдела информационных технологий.
Отдел информационных технологий — это важное подразделение в работе Антимонопольной службы Российской Федерации. Оно отвечает за обеспечение эффективной работы службы в условиях современной ИТ-технологичности.
Отдел занимается созданием и внедрением информационных систем, программных продуктов, анализом и оценкой эффективности данной технической базы, внутренним обеспечением безопасности службы. Также, в его компетенции в части контроля деятельности компаний на предмет нарушения антимонопольного законодательства, лежит поддержка электронных услуг и онлайн-платформ для удобства взаимодействия бизнеса и потребителей.
Для успешной работы ИТ-отдела, большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, расширению партнерских связей и гибкому реагированию на текущие и новые требования рынка.
Создание ИТ-отдела позволит выполнять важную роль в организации: администрирование, техподдержка, коммуникации, программирование, веб-сайт компании, разработка приложений. Всегда существует огромный список задач, требующих оперативного, незамедлительного решения и они должны решаться на местах.
Таким образом, отдел информационных технологий прямо влияет на работу службы и степень ее эффективности. Разработку, внедрение и поддержку технической базы можно считать ключевым направлением в деятельности Антимонопольной службы.
Электронный документооборот и цифровизация бизнес-процессов в настоящее время набирает обороты: цифровизируются процессы делопроизводства, что помогает ускорить работу с документами (обработку, регистрацию, согласование), оптимизируются процессы выдачи и контроля исполнения поручений, а также сводятся к минимуму риски потери документов.
Между тем Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг. [5] поставлена одна из важных задач по повышению эффективности работы антимонопольных органов страны: завершить переход на электронный документооборот в центральном аппарате ФАС России и территориальных органах.
Следует отметить, что современные реалии требуют от антимонопольной службы постоянного усовершенствования своей работы в связи с активными рыночными изменениями и новыми формами бизнеса. Одним из инструментов, который может помочь антимонопольной службе в ее работе, является система электронного документооборота.
Система электронного документооборота представляет собой программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать процессы обмена документами между организациями и государственными органами. Это позволяет значительно ускорить и упростить процессы подачи документов, снизить время на их обработку и избежать утраты документов. Также система электронного документооборота помогает повысить качество работы, снизить риски ошибок и исключить возможность сбоя в работе системы.
Для антимонопольной службы Российской Федерации система электронного документооборота является эффективным инструментом, который способен помочь в повышении эффективности работы. В частности, цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы приема и обработки документации, ускорить рассмотрение жалоб и запросов, а также снизить время на выполнение процедур по принятию решений. Таким образом, использование системы электронного документооборота помогает сделать работу антимонопольной службы более эффективной и оперативной.
Как справедливо отмечали С. К. Абдыкадыров, К. К. Мурзараимов, А. А. Аттокурова, в секторе государственного управления система электронного документооборота создает единое информационное пространство и позволяет решить вопросы накопления, управления и доступа к информационным ресурсам сотрудников всех ведомств (агентств, служб, министерств и иных организационных подразделений). СЭД может быть задействована на всех уровнях: от оказания государственных услуг и взаимодействия до внутренних процессов организации.
Внедрение СЭД сокращает затраченное время на поиск и оформление документов. Прохождение документов между подразделениями организации ускоряется. Происходит снижение затрат на оборот бумажных носителей и экономия производственных и человеческих ресурсов. Благодаря интеграции СЭД становится возможным переход на унифицированные электронные административные регламенты работы с документами, а также обеспечение управляемости, доступности и их сохранности [6].
Несмотря на очевидные преимущества, использование системы электронного документооборота также может создавать некоторые сложности.
Внедрение системы электронного документооборота — это трудоемкий процесс: требует обучения персонала для работы с новой системой, требует модернизации ИТ-инфраструктуры, а соответственно и денежных средств. Но это все оправдано в перспективе тем, что увеличится эффективность работы, надежность документооборота.
Например, структура Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу включает в себя отдел информационных технологий, делопроизводства и общественных связей [7]. Полагаем, что появление в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми отдела информационных технологий повысит эффективность исполнения антимонопольного законодательства.
Литература:
- Дзубан, В.А., Никишина, О. А. О внедрении информационных технологий в деятельность отдела охраны общественного порядка ГУ «ДВД СКО» / В. А. Дзубан, О. А. Никишина // Прогрессивные технологии и процессы. Сборник научных статей Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2014. С. 198–201.
- Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // Собр. законодательства РФ. 2020. № 49. Ст. 7902.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собр. законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013). URL: https://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf (дата обращения: 22.03.2023).
- Абдыкадыров, С.К., Мурзараимов, К.К., Аттокурова, А. А. Электронный документооборот, как основной способо повышения эффективности управления государственной структурой / С. К. Абдыкадыров, К. К. Мурзараимов, А. А. Аттокурова // Энигма. 2022. С. 3–10.
- Структура Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу. URL: https://spb.fas.gov.ru/structure (дата обращения: 22.03.2023).