Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (40) февраль 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Грибанкова, Н. А. Становление системы правового регулирования деятельности СМИ в истории России / Н. А. Грибанкова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/242/8014/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье исследуется историческая основа системы правового регулирования деятельности российских средств массовой информации, прослеживается процесс формирования концепции и ее истоки с целью ретроспективного анализа.

Ключевые слова: правовое регулирование, СМИ, закон, ретроспектива, история российского права, информация, журналистика.

The article examines the historical foundation of the Russian media legal regulation system. The process of the concept formation and its origins are traced in order to perform retrospective analysis.

Keywords: legal regulation, mass media, law, retrospective, history of the Russian law, information, journalism.

В своём развитии человечество с древних времен использовало коммуникацию: передавало, принимало, обрабатывало и усваивало определенную информацию. Необходимо разграничить понятия «коммуникация» и «общение»: последнее закрепляет за собой характеристики межличностного взаимодействия, тогда как коммуникация предполагает именно информационный обмен в обществе. Коммуникация закрепила за собой статус важнейшей части человеческой жизни, её культуры. Являя социально обусловленный процесс, она позволяет передавать и воспринимать информацию в массовом общении, используя различные каналы вербальных и невербальных коммуникативных средств. Наиболее полной в современной трактовке система распространения информации стала возможна с появлением газет. Осведомление людей при помощи средств массовой информации на протяжении развивалось, совершенствовалось на протяжении многих веков, принимая различные формы. Естественным образом формировалась и система правового регулирования источников на государственном уровне.

Надо отметить, что изначально само государство и осознало необходимость, значимость письменного распространения важных сведений: в Римской Империи I века до нашей эры появился инновационный способ информирования — рукописное периодическое издание протоколов сената. Юрий Цезарь стал первым правителем своего времени, инициировавшим не только появление самого издания, но и придав ему массовый характер. Императорские указы, новости сената, библиографические сведения — продукция множилась писарями и распространялась как в столице, так и в провинциальных городах.

Шло время, прогресс не стоял на месте: появлялись печатные издания, периодические вестники, регулярные новости. В общественном институте формировалось такое сложное и многогранное явление, как информационная потребность. В социально-бытовой и профессиональной практике возникала естественная, осознанная нужда в новых знаниях, а следовательно, и стремление восполнить эту нехватку. Со стороны государства также росла необходимость в средствах массовой информации как инструменте формирования общественного мнения и влияния на политические процессы.

Раннее осознание властью высокой значимости СМИ в контексте модернизации и вовлеченности общества стало особенностью их становления в России. Исследуя историю отечественной прессы, дипломат Александр Булгаков в 1827 году публикует свои материалы в «Московском телеграфе», описывая старинные Ведомости 1621 года, называемые «курантами». Их регулярное издание, прослеживаемое с рубежа 20–21 годов XV века, и стало первопроходцем в рядах российских газет. Появление первого российского прототипа средства массовой информации, безусловно, инициированное «сверху», имеет вполне конкретные политические предпосылки: позади оставлен опасный период Смуты, но на Западе разгорается масштабная Тридцатилетняя война. Рискуя быть вовлеченной в избегаемый конфликт, Россия нуждается в осторожности и качественной информированности. Первая массовая газета, расширив аудиторию от царских советников до всех государственных учреждений, была выпущена 2 января 1703 года по указу Петра I «Ведомостям быть!" от 15 января 1702 года. Именно первый российский император заложил основы концепции правового регулирования печати. Специальным указом была ликвидирована сложившаяся среди монастырей монополия на распространение газет, которые тем временем стали знакомить население не только с деятельностью государственных учреждений, но и подданической правовой культурой.

Таким образом, можно утверждать, что функции средств массовой информации на начальном этапе определялись императивными нормами публичного права. Императивность есть неотъемлемый и самостоятельный признак норм права, характеризующийся властно-повелительной структурой, обеспеченной мерами государственного принуждения. Вне зависимости от своего вида, любая норма права в определенной степени императивна, то есть, наличие обязательности статичного характера и создает повелительную риторику, охватывая властной силой многообразные связи между социальными группами. Правовая императивность как имманентный признак правовых норм выражается в строго повелительно-побудительном характере регулятивно-охранительного воздействия на субъектов правоотношений. Петр I был не только редактором и издателем, но и цензором, что закрепило традицию прямого участия монарха в наполнении газеты той или иной содержательной составляющей. Государственная монополия на печатное слово прекратила свое существование лишь во второй половине XII века, когда частные лица получили разрешение на самостоятельную издательскую деятельность.

Эффективность реализации функций журналистики как средства взаимодействия с аудиторией в контексте общественно-политических вопросов возможна исключительно при условии ее качественного законодательного регулирования. Необходимость эта возникла постепенно, с развитием и расширением средств массовой информации, формированием самого термина СМИ и многократным увеличением их популярности, охвата, а следовательно, и силы влияния. Кардинальные изменения политической и экономической сфер, постигшие нашу страну уже в современные 90-е годы, привели к построению новой системы законодательства о российской печати, телевидении, радиовещании, а в последние годы и активной правотворческой работе в области электронных медиа. Параллельно с законотворчеством естественным образом формировалась правовая культура журналиста, его правосознание, построенное на основах системы правового регулирования.

С появлением возможности быть гласной отечественная журналистика вошла в новый, современный этап правового регулирования. Отвечая запросам времени, нормативно-правовая база в области средств массовой информации должна представлять собой как эффективное законодательство, искореняющее юридические коллизии, так и слаженно работающий механизм его реализации в правоприменительной практике. Суть правового регулирования СМИ — юридический фундамент, создающий условия для качественного функционирования прессы, обеспечивающий высокопрофессиональный уровень деятельности ее работников. Система правового регулирования средств массовой информации в развитии своем достигла сейчас наиболее высокой точки. В соответствии с реалиями, помимо традиционных законов, таких как Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 «О средствах массовой информации», Закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ, появляются новые, например, закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», новаторский в отношении СМИ-иноагентов. Развивается цифровое право, информационное право, формулируются новые юридические нормы и определения.

Подводя итоги, нельзя не отметить, что вопросы правового регулирования деятельности СМИ не теряют своей актуальности. Законность и государство, его правоохранительная система в целом предстают перед сознанием граждан в том свете, в котором транслируется средствами массовой информации. С уверенностью можно утверждать, что медиарынок — неотъемлемая составляющая российской политической системы. Будучи самостоятельной индустрией, он с самых истоков своего зарождения сохраняет функцию формирования политического национального сознания и общественного мнения. Издание первой русской печатной газеты «Ведомости» было тесно связано с экономическим и политическим развитием государства, отражали саму суть петровской реформаторской деятельности, содействуя усилению и укреплению империи. Печатная газета, будучи официально-государственной, взяла на себя прогрессивную роль и стала средством борьбы за внедрение реформ, средством широкой правительственной информации. Таким образом, средства массовой информации, возникнув «сверху» как элемент правительственной политики, на протяжении веков сохраняют за собой первоначальную функцию разъяснения новаторских реформ. Появилось и множество других, основных и косвенных, функций, колоссального прогресса достигло многообразие форм прессы и их жанровой направленности. В прямой зависимости с этой модернизацией состоит и вторая переменная — система правового регулирования СМИ. Продолжается интенсивное правотворчество, взглянув в истоки которого с помощью ретроспективного анализа, можно проследить исторический аспект средств массовой информации, убедившись в неотъемлемой, ведущей роли государства и права.

Литература:

  1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» // Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
  3. Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» // Консультант Плюс.
  4. Владимиров И. А., Манылова Д. А., Гамзатова К. Г. Правовое регулирование деятельности СМИ в России — Аллея науки. 2017. Т. 3. № 15. С. 504–507.
  5. Ивлиев П. В. Оптимизация нормативно-правового регулирования деятельности российских СМИ. Теория государства и права. 2022. № 2 (27). С. 158–165.
  6. Лайпанова А. А. О правовом регулировании деятельности СМИ. Экономика, социология и право. 2015. № 12–2. С. 71–73.
  7. Лахно В. В., Гашникова Д. В., Административно-правовое регулирование в сфере сми в современных условиях Павлов Н. В. Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 6 (43). С. 34–36.
  8. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики — Москва, 2006.
  9. Михайлова Н. В. Концепции правового регулирования деятельности средств массовой информации в истории российского государства — Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 94–96.
  10. Шарагина А. Д. Роль сми в современной истории России // В сборнике: роль и значение науки и техники для развития современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 140–143.

Ключевые слова

информация, правовое регулирование, СМИ, закон, журналистика, ретроспектива, история российского права
Задать вопрос