Облачные технологии: о возможных подходах к регулированию | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (37) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.09.2022

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Пащенко, И. Ю. Облачные технологии: о возможных подходах к регулированию / И. Ю. Пащенко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 4 (37). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/232/7608/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена отдельным вопросам использования облачных технологий в различных сферах информационной деятельности. Автор предлагает разработать нормативно-правовое регулирование для облачных технологий. Сформулированы конкретные предложения, которые могут быть учтены при совершенствовании информационного законодательства.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные вычисления, информационные технологии, информация, сведения, данные, цифровая информация, информация в цифровой форме.

Одной из наиболее заметных тенденций современного периода цифровой трансформации информационного общества стало активное использование в различных сферах деятельности облачных вычислений или «cloud computing» (далее синонимично по тексту — облачные технологии). Государства, интегрированные в глобальную экономику, заинтересованы в интенсификации имеющегося и в возникновении нового инструментария, при этом важной задачей остается обеспечение эффективности развития государственного управления и сохранение информационного суверенитета. При этом в науке отмечается потребность в принятии актов на международном уровне, которые позволили бы обеспечить информационную безопасность и системное развитие данных технологий [4, c. 15]. Кроме того, исследователи связывают развитие облачных технологий с экономическими преимуществами [1, c. 172].

Современный уровень развития информационных технологий позволяет представить облачные вычисления в различных аспектах. Наиболее типичное представление о рассматриваемой технологии базируется на том, что это программное обеспечение, позволяющее по требованию пользователя и при наличии доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет получить определенные сведения либо данные. Однако технологии, предполагающие использование облачных вычислений, не только обеспечивают доступ к информации в цифровой форме, но и позволяют извлечь полезные эффекты при эксплуатации конфигурируемых ресурсов инфраструктурного плана.

Для целей государственного управления и иной деятельности, относящейся к информационной, важнейшей особенностью облачных вычислений стала возможность их использования для взаимного обмена цифровой информацией в рамках существующих и создаваемых информационных систем. Кроме того, облачные технологии за счет специальных алгоритмов позволяют пользователям производить такие компьютерные вычисления, которые могут приводить к возникновению принципиально новой информации в цифровой форме и появлению знаний. Широкое распространение облачных технологий обусловлено развитием цифровых каналов связи, их тесной взаимосвязью с информационно-телекоммуникационной сетью Интернет.

Многообразие существующих сценариев использования и представления цифровой информации, полученной посредством осуществления облачных вычислений и доступной в рамках информационных систем, создает потребности в выработке новых механизмов нормативного регулирования. При этом имеющиеся требования к обеспечению информационной безопасности зачастую накладывают определенные ограничения на свободное использование и развитие облачных технологий. Так, требования законодательства Российской Федерации о локализации данных не позволяют операторам и иным организациям, в том числе обеспечивающим оказание услуг связи, предоставление финансовых услуг, эксплуатацию технического оборудования соответствующего назначения либо ведущих деятельность в сфере информационных технологий, использовать базы данных, находящиеся территориально за пределами Российской Федерации, следовательно, сужаются возможности для применения вычислительных технологий. Конкретные препятствия в использовании технологий иностранными субъектами правоотношений можно обнаружить в отраслевом регулировании [2, c. 114]. Так, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ предусматривает необходимость размещения серверов, проведения различных операций и хранения информации на территории Российской Федерации, хотя и не исключает их повторную обработку и передачу в иные облачные сервисы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. При этом очевидно, что не все возможности использования облачных вычислений соответствуют тому, чтобы обеспечивалось соблюдение плавил локализации данных. Полагаем, что при следовании обозначенному правилу целесообразно выделение конкретного перечня направлений использования технологий с учетом содержания имеющейся информации, полученной и обработанной посредством облачных технологий. Законодательство также содержит отдельные требования, которые предъявляются к органам публичной власти. Практически похожая практика развивается в ряде иностранных государств [3, c. 40]. К примеру, в Европейском союзе применяется условие эквивалентности защиты конфиденциальности, которое допускает согласно The General Data Protection Regulation (GDPR) передачу данных за территориальные границы объединения.

В зависимости от сфер использования облачные технологии можно разделить на определенные виды: по сфере развертывания — на публичное, частное, гибридное «облако»; по сфере предоставления услуг на их базе — программное обеспечение, функция, платформа и инфраструктура. Классификация облачных технологий приобретает особое значение для разработки различных подходов к их правовому регулированию, что в перспективе позволит обеспечить необходимый баланс между технологическим развитием общества и выбором эффективных и своевременных механизмов цифрового государственного управления.

В вопросах, связанных с обеспечением конфиденциальности и защитой исключительных прав на интеллектуальную собственность, принципиальное значение получает классификация облачных вычислений по моделям развертывания. Например, использование облачных технологий в частной среде позволяет создать максимально надежные условия для сохранения информации. При этом частные облачные сервисы могут стать той средой, в которой будут систематически нарушаться нормы законодательства об интеллектуальной собственности, а установить факты подобных нарушений в силу закрытости (ограниченности доступа) модели будет практически невозможно.

Для регулирования облачных вычислений публичного характера будут актуальны технологические решения, построенные на основе интеллектуальных функций или алгоритмов (например, существуют способы анализа хэш-сумм и учета цифрового следа) и предполагающие использование сети Интернет. В данном случае представляется возможным выявить и устранить нарушения законодательства в автоматическом режиме. Соответственно, возникнет потребность в применении соответствующих технологий и их легализации, предполагающей учет целей и фактов их реализации на практике.

Правовое регулирование облачных технологий тесно связно с развитием других современных информационных технологий и разработок в области программного обеспечения, в том числе искусственного интеллекта. Например, подобный подход можно проследить в развитии нормативно-правовой базы Китая в области информационных технологий [5, c. 45].

Российское законодательство к настоящему времени не регулирует реализацию и применение облачных технологий комплексно ни в сфере государственного управления, ни в области цифровой экономики. Правовая база отличается разрозненным характером и отсутствием норм, позволяющих качественно выделить явление и сформировать его сущностные юридические черты. При этом в нормативно-правовых актах и правоприменительной практике категория упоминается по-разному: облачные вычисления, облачные технологии, облачные платформы, облачные сервисы, облачные решения.

С учетом отмеченного представляется возможным сформулировать конкретные предложения по нормативно-правовому регулированию облачных технологий:

— Легальная возможность использования облачных вычислений не должна находиться в зависимости от места хранения данных или информации в цифровой форме;

— Необходимо установить отдельные правовые режимы использования информационных технологий, в том числе облачных, классифицированных в зависимости от целей использования (частные, публичные, смешанные);

— Необходима систематизация требований в области информационной безопасности, касающихся сбора, хранения, автоматизированной обработки и передачи информации в цифровой форме посредством облачных технологий.

Законодателю целесообразно обратить внимание на понятийно-категориальный аппарат и обозначить подходы к развитию рассматриваемой категории, которая является важнейшим компонентом цифровой экономики и цифрового государства.

Литература:

  1. Абдусаламов Р. А., Магарамов А. С. Проблемы совершенствования национального облачного законодательства // Закон и право. 2019. № 10. 171–173.
  2. Канашевский В. А. Юридические проблемы использования российскими банками облачных услуг зарубежных провайдеров. Lex Russica. 2019. № 3 (148). 108–115.
  3. Карцхия А. А. «Облачные» технологии: российское и зарубежное законодательство и практика правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2018. № 2. 36–41.
  4. Полякова Т. А., Химченко А. И. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности при использовании облачных технологий // Правовая информатика. 2013. № 2. 12–16.
  5. Примшиц Д., Голубев С. Китайский подход к ускоренному освоению технологий искусственного интеллекта // Наука и инновации. 2019. № 4. С. 43–50.
Задать вопрос