Коррупция в России: сущность и конституционные основы противодействия | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Конституционное (государственное) право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (36) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.04.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Быстрова, К. Ю. Коррупция в России: сущность и конституционные основы противодействия / К. Ю. Быстрова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2022. — № 3 (36). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/224/7261/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает понятие «коррупция» с законодательной точки зрения; указывает на возможные негативные последствия от данного явления; изучает нормы права, содержащиеся в Конституции РФ, связанные с противодействием коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, последствия, взятка, противодействие коррупции, государство.

Одним из крайне актуальных проблем в современном российском государстве является вопрос, связанный с коррупцией. В настоящее время коррупция — это серьезная проблема, которая затрагивает функционирование различных органов власти, а также других важных сфер жизнедеятельности. В целом, рассматриваемое негативное явление появилось достаточно давно, однако полностью искоренить его до сих пор не удается. Следует отметить, что на сегодняшний день, по статистическим данным, Россия находится в числе страны с наивысшем уровнем коррупции.

Согласно данным, размещенным Генеральной прокуратурой РФ, количество коррупционных преступлений с каждым годом увеличивается. Например, за первую половину 2021 года зафиксировано самое большое их количество, начиная с 2014 года. Более половины было совершено в виде получения взятки. Сравнивая с 2020 годом, отметить, что количество таких преступлений увеличилось на 17 %, а ущерб, причиненный ими с 32 до 39 миллиардов рублей. [1]

Для начала следует рассмотреть, что же включается в само понятие «коррупция».

Обращаясь к нормам специального Федерального закона, можно говорить о том, что в понятие «коррупция» входит ряд действий. [2] К ним следует относить следующее:

  1. дача, а также получение взятки:
  2. злоупотребление должностным лицом своим положением;
  3. совершение коммерческого подкупа лица;
  4. другие способы незаконного использование лицом своего служебного положения.

При этом, как отмечается в законе, такие действия должны противоречить действующему законодательству и быть совершенны вопреки государственным и общественным интересам для того, чтобы получить какую-либо имущественную выгоду для себя или для третьих лиц. Также в законе содержится и положение о том, что все вышеперечисленные действия могут быть совершены в интересах какого-либо юридического лица, либо от его имени.

Очевидно, что такое положение отрицательно влияет на функционирование различных сфер, соответственно, на уровне жизни населения. Негативные последствия от коррупции могут быть следующими: [3]

  1. сильное имущественное расслоение граждан страны;
  2. право перестает быть основным инструментом, с помощью которого происходит регулирование;
  3. отсутствие доверия граждан страны к органам власти;
  4. нарушение конкуренции на рынках;
  5. усиление теневой экономики, в связи с чем в бюджет будет поступать лишь небольшая часть налогов;
  6. неэффективная трата выделяемых на ту или иную сферу денежных средств из бюджетов;
  7. высокий уровень преступности и т. д.

Государство предпринимает различные попытки в борьбе с коррупционными преступлениями, в том числе путем принятия различных нормативно-правовых актов, например ФЗ «О противодействии коррупции» и т. д. При принятие любого нормативно-правового акта, законодатель обязан опираться на нормы, установленные Основным законом РФ, следовательно, рассмотрим некоторые конституционно-правовые основы противодействия коррупции в России на сегодняшний день.

Во-первых, одной из основных статей, связанных с противодействием коррупции, является статья 2, в которой говорится о том, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а их признание, соблюдение, а также защита возлагается на государство.

Во-вторых, речь идёт о статье 5, из которой следует, что Россия состоит из большого количества субъектов. Как отмечается в ряде научных работ, Россия огромная страна, а чем дальше субъект находится от центра, тем больше появляется возможности для совершения каких-либо коррупционных действий со стороны органов власти. По нашему мнению, рассматриваемая статья четко указывает, что вне зависимости от того, где расположен субъект, органы власти обязаны соблюдать нормы права, а в случае их нарушения нести ответственность.

В-третьих, в аспекте противодействия коррупции следует рассмотреть и статью 7, в которой указывается, что наше государство является социальным, следовательно, политика направлена на то, чтобы создать условия, которые дадут возможность каждому из проживающих в стране на достойную жизнь и свободное развитие, также указывается что охраняется труд, здоровье, гарантируется минимальный размер оплаты труда и т. д.

В-четвертых, следует указать на статью 33, в данном случае в ней закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на то, чтобы обратиться лично или направить совместное или индивидуальное обращение в различные органы власти. Статья является одной из наиболее эффективных в рассматриваемом нами вопросе. Очевидно, что за несколько лет в России начали активно появляться различные организации, целью которых является борьба с коррупцией. Отметим, что большое количество таких организации проводят консультирование граждан, оказывают различные юридические услуги, например представление интересов в государственных органах, помощь во взаимодействии с правоохранительными органами. Считаем, что такое положение может действенно сказаться на борьбу с коррупцией в стране. Однако, отметим, что достаточно часто сами граждане становятся причиной таких преступлений, желая достичь быстрого результата и предлагая должностным лицам взятки за совершение тех или иных действий в их пользу или в пользу третьих лиц. [4]

Также, к конституционным основам противодействия коррупции можно отнести такие статьи как 11, 18,19, 32,39, 44, 102–104, 114, 117 и т. д.

Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что конституционно-правовые основы противодействия коррупции являются основными и приоритетными по сравнению с другими нормами права, регулирующими данную сферу. В настоящее время государство старается бороться с коррупционными преступлениями, однако, как показывает практика, их количество только увеличивается с каждым годом. Необходимо принятие более эффективных мер для их борьбы с коррупцией, что даст возможность увеличить уровень жизни населения и обеспечит эффективное развитие различных сфер.

Литература:

  1. Число коррупционных преступлений в России выросло в 2021 году /. — Текст: непосредственный // Ведомости. — 2021. Электронный доступ: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/04/28/868005 (дата обращения: 02.04.2022)
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета
  3. Курбанова, К. Э. Конституционные основы противодействия коррупции / К. Э. Курбанова. — Текст: непосредственный // Дорога знаний. — 2018. — № 4. — С. 125–130.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета
Задать вопрос