Правовые особенности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Чебоксары | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (28) апрель 2021 г.

Дата публикации: 11.03.2021

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. А. Правовые особенности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Чебоксары / Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 4 (28). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/194/6140/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье освещаются проблемы и вопросы, связанные с управлением муниципальным имуществом в городе Чебоксары. Рассматривается специфика деятельности Горкомимущества Администрации города Чебоксары.

Ключевые слова : муниципалитет, имущество, субъект, объект, собственность, Комитет по управлению имуществом, Федеральные программы, Администрация города Чебоксары.

The article highlights the problems and issues related to the management of municipal property in the city of Cheboksary. The specifics of Goskomimushestvo of a city Administration Cheboksary.

Keywords : municipality, property, subject, object, property, property management Committee, Federal programs, Cheboksary city Administration.

Система местного самоуправления в России носит либеральный характер. Разрабатывая конституционно-правовые основы местного самоуправления, законодатели опирались на международный опыт и требования норм Европейской хартии местного самоуправления, на историческую особенность государственного устройства России.

В силу сложившейся конструкции институт права муниципальной собственности можно назвать муниципально-правовым, имущественным институтом. Это обусловлено тем, что этот институт связан как с экономической основой муниципалитета и государства в целом, так и с финансовым, муниципально-правовым институтом. В этой связи под «имущественным муниципально-правовым институтом» следует понимать совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, входящие в экономическую основу местного самоуправления.

Актуальность статьи складывается из того, что состав муниципальной собственности и её статус был впервые закреплён лишь в 1991 году в законе РСФР № 1550–1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Данный закон не раскрывал полную сущность и понятие собственности в муниципалитетах, из-за этого скалывалось не понимание и разногласия регионов по управлению собственностью. Для решения вопросов и проблем были приняты законы, определяющие:

– порядок объединения, создания, преобразования и упразднения муниципальных образований;

– порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями

– общие принципы формирования и управления муниципальной собственностью.

В октябре 2003г. была утверждена новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что несколько изменило чрезмерно либеральный характер принципов российской модели местного самоуправления.

Обратимся к анализу сущности понятия «муниципальная собственность» в таблице 1.

Таблица 1

Муниципальная собственность в трактовании различных источников

Источник определения муниципальной собственности

Текст документа, определяющий положение муниципальной собственности

Конституция Российской Федерации Глава 1, ст. 8.

«В Российской Федерации признаётся и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность» [1]

Конституция Российской Федерации Глава 8, ст.132

«Установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью» [1]

Гражданский кодекс Российской Федерации Раздел 2-ой, Глава 13, ст.215

«Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». [2]

Г. Н. Чеботарёв. «Муниципальное право РФ»

«Право муниципальной собственности в объективном смысле как институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения принадлежности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц». [8]

Следует так же рассмотреть, какие объекты собственности входят в реестр муниципального имущества. В Федеральном законе от 10.06.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что «В собственности у муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения местных вопросов и д. р».:

Перечень объектов муниципальной собственности

Рис. 1. Перечень объектов муниципальной собственности

В Чувашской Республики объекты муниципальной собственности вносятся в «Единый реестр муниципальной собственности города Чебоксары».

В едином реестре муниципальной собственности города Чебоксары на 01.01.2019г. числятся 1 муниципальное унитарное предприятий, 263 муниципальных учреждений, 20 хозяйствующих субъектов с долей участия города Чебоксары. [4]

Следует отметить, что в едином реестре существует графа- объекты без кадастрового учёта и регистрации. По большей степени эти объекты не имеют надлежащий вид и не имеют финансовой ценности. По таким объектам проведено общее решение арбитражных судов Российской федерации. Несмотря на нежелание ОМСу принимать проблемное имущество их заставляют это сделать через суды, кроме того, ОМСу не вправе предоставлять дополнительные требования для их принятия, но препятствием может стать нарушение процедуры принятия. Таким объектом в городе Чебоксары стала подстанция и высоковольтная кабельная линия, обеспечивающая электричеством жилые дома и иные объекты инфраструктуры.

«Федеральное государственное учреждение «Буревестник» Управления по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства по государственным резервам обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к администрации г. Чебоксары об обязании принять в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты вынесения решения подстанцию, высоковольтную кабельную линию и линии электропередач, обеспечивающие энергоснабжение жилых домов, детского сада и иных объектов инфраструктуры города и внесенные в реестр федеральной собственности. Истец счел, что у администрации в силу современного законодательства возникла обязанность по принятию указанных объектов в муниципальную собственность. Неисполнение данной обязанности ответчиком послужило основанием для обращения ФГУ «Буревестник» в Арбитражный суд Чувашской Республики с настоящим иском. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, установлен постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374. Истец не выполнил требования закона по представлению необходимого пакета документов и получению решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, что повлекло правомерный отказ в удовлетворении заявленного иска». [5]. Исходя из решения суда мы видим, что если Администрации местного самоуправления подписывают акты о принятии имущества, но они обязаны будут принять «проблемное» и «порочное» имущество в случае судебного разбирательства, но если акты не подписаны, то это не влияет на возникновение права собственности.

Таким образом мы видим, что существуют некоторые проблемы в законодательстве связанные с трактовкой и определением муниципальной собственностью, с принятием в собственность проблемного имущества муниципалитетами. Данные вопросы решаются в Арбитражных судах.

Сопоставление роли Городского комитета по управлению имуществом Администрации города Чебоксары в судебных разбирательствах

Рис. 2. Сопоставление роли Городского комитета по управлению имуществом Администрации города Чебоксары в судебных разбирательствах

В 2018г. Городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары учувствовал в 76 судебных разбирательствах.

Сопоставление объёма выигранных дел и проигранных в качестве истца и ответчика

Рис. 3. Сопоставление объёма выигранных дел и проигранных в качестве истца и ответчика

Из рисунка мы видим, что Городской комитет по управлению имуществом Администрации города Чебоксары оперативно и в законной форме решает складывающиеся разногласия как в спорах с юридическими лицами, так и с физическими лицами. Все вопросы по применению законодательства о муниципальной собственности решаются в арбитражных судах Российской Федерации.

Несмотря на проблемы в законодательстве и разногласия в прочтении, понимании правовых актов. Вопросы о муниципальном имуществе успешно решаются в административном суде.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок от 30.12.2008, № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ). М., 2012.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.06.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  4. Положение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 6 марта 2012 г. № 502. «О чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары»
  5. Постановление ФАС Волго-Вятского откруга от 29 ноября 2007г. по делу № А79–11478/2006-Чувашеская Республика
  6. Особенности управления муниципальной собственностью/ под ред. В. С. Буракова — Москва: Вестник ПАГС, 2012. — 199с.
  7. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г. Ю. Ветрова — Москва:Фонд «Институт экономики города», 2009. — 258с.
  8. Чеботарёв Г. Н. Муниципальной право РФ: Учебно-методический комплекс.: Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001–91с.

Ключевые слова

собственность, объект, субъект, муниципалитет, имущество, Комитет по управлению имуществом, Федеральные программы, Администрация города Чебоксары
Задать вопрос