Специфика защиты авторских прав в России и Китае | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №10 (24) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Максимов, А. А. Специфика защиты авторских прав в России и Китае / А. А. Максимов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 10 (24). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/182/5798/ (дата обращения: 17.05.2024).



Многие из нас в течение жизни имели опыт занятий творчеством. Кто-то в детстве очень красиво рисовал, кто-то придумывал сказочные истории, а некоторым успешно удавалось сочинять стихи, другие имели успех в иных видах искусства. Творческий процесс всегда на столько же сложен, на сколько и увлекателен, поэтому далеко не каждый решается сделать его своей профессией. Однако, даже занятие искусством, как хобби может стать источником дохода. Для этого, помимо общественного спроса на результат творческой деятельности, необходимо ознакомиться с законами, защищающими интересы автора творческого произведения

Для возникновения авторских прав необходимо создать новый и неповторимый результат творчества. Российское гражданское законодательство и нормы международного права не содержат правил регистрации авторства, а факт возникновения защиты напрямую связывают со временем и местом обнародования произведения [11]. Перед тем, как произвести публикацию своего произведения, будущий автор должен учесть несколько правовых аспектов:

− перечень объектов, на которые могут возникать охраняемые законом права автора содержится в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в международных соглашениях (Бернская конвенция, Всемирная конвенция, Женевская конвенция и так далее) [5];

− императивная регистрация на международном и внутригосударственном уровне законодательно не закреплена, однако в некоторых странах она может проведена в заявительном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США правоустанавливающий документ выдаётся резиденту или иностранному гражданину.);

− для граждан, постоянно проживающих или на которых распространяется законодательство государства, ратифицировавшего международные соглашения, признание авторского права происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;

− авторские права граждан, тех государств, которые не присоединились к международным соглашениям получают защиту, в случаи, если публикация и обнародование произведения происходит на территории страны-участницы соответствующих конвенций.

В связи с тем, что Россия является государством-правопреемником СССР, она принимает на себя роль Советского Союза во всех действующих международных соглашениях [4]. В связи с этим, у иностранных авторов автоматически появляется защита, в случае, если официальное опубликование их творений будет произведено на территории Российской Федерации или иной страны-участницы конвенций, а на произведении будут указаны знаки правовой охраны (символ «С» в окружности, имя или псевдоним правообладателя, год обнародования) [1]. Однако, если произведение обнародовано и публикуется только на территории стран, не ратифицировавших международные соглашения, автор может отстоять свои права исключительно в судебном порядке.

Дополнительные сложности возникают в тех случаях, когда спор о праве возникает в отношении ещё не обнародованного произведения. Особенность состоит в том, что автор обладает полномочием единолично выносить решение об обнародовании произведения или отказе от публикации. В случаи возникновения споров в отношении права на объект интеллектуальной собственности, подтверждение осуществляется через суд.

Под защиту российского законодательства подпадают так же граждане тех государств, с которыми у нашей страны заключён двухсторонний договор о сотрудничестве в области права интеллектуальной собственности.

Чаще всего, объём авторских прав, предоставляемых российским и иностранным гражданам равный. Однако, он различается, в тех случаях, когда между Россией и страной гражданства автора имеются различия в нормах национального законодательства, но заключено соглашение о международном сотрудничестве в области права интеллектуальной собственности.

В список прав, предоставляемых законом иностранным авторам, входят:

− личные права — на имя автора, наименование и обнародование произведения;

− исключительное право на использование или распоряжение объектом творчества;

− право на защиту, в том числе и путём обращения в судебные инстанции.

Иностранным правообладателям предоставляется возможность реализации этих полномочий, как лично, так и через своих представителей. Чаще всего, данная деятельность поручается патентным поверенным [10].

Гражданство какой-либо страны, так же, как и запрет правообладателю въезда на территорию России не является правомочным основанием для ущемления законных интересов автора. С целю всестороннего соблюдения прав на результаты творческой деятельности могут использоваться государственные структуры РФ, либо международные институты (например, ВОИС) [2].

Долгое время, в международном сообществе, Российскую Федерацию активно критиковали за систематические нарушения авторских прав на её территории. В наши дни подобное мнение так же имеет место, однако ещё более серьёзным обвинениям подвергается Китай. За этим самобытным восточным государства, закрепилось звание «страна подделок». Что бы выяснить, на сколько справедлива такая репутация, следует более детально изучить механизм защиты авторских прав в Китае.

Китайская Народная Республика ратифицировала на своей территории международные договоры, в частности Бернскую конвенцию только в 1991 году, а уже с 1992 года был принят внутригосударственный «Закон об авторском праве» [6]. Установленные в нём общие условия возникновения прав на творческие произведения соответствуют требованиям законодательства наиболее выдающихся государств в сфере права интеллектуальной собственности:

− возникновение прав связано с созданием внешнего выражения творческого произведения или его части;

− дополнительная регистрация авторских прав в КНР не является императивной, а право автора подтверждается стандартными методами — опубликованием, указание имени автора экземпляре, нанесение знака правовой охраны и так далее;

− защита касается и неопубликованных произведений, при этом, следует учитывать, что в случае возникновения спора автору может потребоваться подтверждение его права, в судебном порядке;

− доказательством, подтверждающим наличие авторских прав, может служить регистрация, пройденная на территории других стран.

По общему правилу, распоряжение творческим произведением осуществляется с учётом воли автора. Договоры о передаче права и лицензионные соглашения заключаются именно с этой целью. Однако, правовая система Китая предусматривает возможность использования результата интеллектуальной деятельности, не только без выплаты вознаграждения, но и без получения непосредственного согласия автора. На практике, к числу таких оснований относятся: использование произведений госслужбами и ведомствами в процессе осуществления профессиональной деятельности, при безвозмездном воспроизведении ранее обнародованного произведения [3]. Этот перечень не является исчерпывающим.

На территории Китая правовая защита предоставляется всем произведениям, впервые опубликованным на его территории, независимо от гражданства автора. Идентичным методом гарантируются правомочия автора, если обнародование было произведено на территории государства, ратифицировавшего международные соглашения и конвенции. Срок возмездной защиты законных интересов автора составляет 50 лет со дня смерти автора.

В связи с возрастающей ролью Китая в глобальной экономике, существенно увеличилось внимание к правовой защите товарных знаков и технологий. Правила регистрации исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и товарные знаки зафиксированы в Законе КНР «О патентах». Кроме того, действуют международные соглашения и конвенции, существенно упрощающие правовую защиту для нерезидентов страны.

Регистрация авторских прав осуществляется через национальное патентное ведомство — Патентное управление Государственного управления по делам интеллектуальной собственности КНР обращение, в которые можно осуществить:

через его региональные представительства [9];

через национальное патентное ведомство государства, участвующего в Договоре о патентной кооперации (РСТ);

путем перевода заявки, поданной по системе РСТ, в статус национальной.

Например, российские компании могут подать заявку через отечественную патентную службу — ФИПС. В этом случае все документы можно подать на русском языке, а перевод потребуется при рассмотрении заявки и проведении экспертиз.

Процедура патентования состоит из следующих этапов:

регистрация заявки, после чего возникает конвенционный приоритет в отношении представленного объекта;

формальная (предварительная) экспертиза, которая проверяет соответствие представленных документов обязательным требованиям закона;

экспертизу по существу (в отношении изобретений) или экспертиза обозначения (в отношении товарных знаков);

внесение сведений в реестр и выдача патента или свидетельства на товарный знак.

После проведения предварительной экспертизы у заявителя есть три года, чтобы обратиться для назначения исследования, по существу. Такой порядок позволяет установить конвенционный приоритет на изобретение, либо иной объект, после чего доработать его описание и внести поправки в заявку.

Сведения о зарегистрированных заявках, а также о регистрации объекта в реестре, публикуются в официальном Бюллетене патентного ведомстве КНР. В отношении полезных моделей и промышленных образцов экспертиза, по существу, не проводится, а сведения о поданных заявках на них не публикуются в Бюллетене.

В рамках экспертиз проводится информационный поиск по реестрам интеллектуальной собственности. Это позволяет убедиться в отсутствии зарегистрированных прав на аналогичные объекты, а также в отсутствие поданных заявок. Если информационный поиск завершился положительным результатом, в рамках экспертизы будут проверяться признаки патентоспособности.

Срок действия выданного патента на изобретение составил 20 лет. Для поддержания его в силе правообладатель должен вносить регулярные платежи, а продление срока действия исключительных прав на изобретение не допускается. В отношении товарных знаков бренда ситуация проще — хотя срок правовой защиты составляет всего 10 лет, его можно продлевать неограниченное количество раз (при условии своевременной подачи заявления и оплаты пошлины) [7].

Нужно учитывать, что на территории Китая расположены две экономические зоны, на которые не распространяется действие патента или свидетельства — Гонконг и Макао. На этих территориях действует собственная программа патентования, которая отличается упрощенным порядком [8].

Патентные права иностранцев в Китае практически не отличаются от комплекса правомочия резидентов. Если иностранная компания получила патент или свидетельство на товарный знак, она может использоваться или распоряжаться правами наравне с местными фирмами. Однако подать заявку через национальное ведомство КНР иностранные компании могут только через патентных поверенных этой страны. Местным компаниям разрешено подавать заявки самостоятельно.

В течение срока действия патентных и авторских прав, владелец может использовать их по своему усмотрению — для производственных целей, для выпуска и реализации товаров, для рекламных целей, и т. д. Передача прав другим лицам осуществляется на основании лицензионных соглашений или договора уступки. Если предметом сделки является объект, зарегистрированный в реестре (например, товарный знак), договор нужно зарегистрировать через патентное ведомство КНР.

Условия передачи прав определяются положениями договоров, в том числе в отношении выплаты денежного вознаграждения. Участниками таких сделок могут выступать китайские компании и иностранные фирмы. Даже при полной передаче прав сохраняется первоначальное авторство, а по условиям лицензии правообладатель может оговорить возможность оформления соглашений с другими лицами, либо использования объекта для собственных нужд.

Меры защиты авторских и патентных прав совпадают с общим порядком, предусмотренным международными актами. Выявление, пресечение и защита от возможных нарушений осуществляется по следующим направлениям:

административный порядок — через Патентное управление КНР и территориальные представительства;

судебный порядок — на территории страны действуют Суды по интеллектуальным правам, а по отдельным категориям споров решения будут принимать суды общей юрисдикции или патентное управление;

таможенный порядок — китайские таможенные органы наделены широкими полномочиями по выявлению факта провоза контрафактных товаров через границу.

За существенные нарушения патентных и авторских прав может наступать и уголовная ответственность — наказание будет назначено в виде штрафа или длительного тюремного срока. На весь период рассмотрения дел и споров могут применяться обеспечительные меры — запрет или приостановка деятельности, наложение ареста на контрафактную продукцию и так далее.

При обнаружении нарушения правообладатель может использовать следующие способы защиты:

если установлен факт присвоения авторства, товарного знака или прав на иной объект, можно подать жалобу о рассмотрении спора в патентном управлении или через суд;

по факту неправомерного использования чужого объекта в адрес нарушителя можно направить письменное требование с запретом дальнейших противозаконных действий и возмещения убытков;

если установлено нарушение условий договора о передаче прав, можно досрочно расторгнуть его в судебном или административном порядке;

в судебном порядке можно добиться возмещения убытков, а также конфискации контрафактной продукции;

по итогам судебных разбирательств можно опубликовать решения, в котором будет указан надлежащий правообладатель.

При рассмотрении спора в административном или судебном порядке, в состав доказательств будут входить акты таможенных и правоохранительных органов, документы о проведении контрольных закупок, материалы уголовных дел.

Иностранные компании могут реализовать все перечисленные варианты защиты без ограничений. Однако для защиты в административном порядке через территориальные подразделения патентного управления все действия нужно осуществлять только через патентных поверенных, аккредитованных в КНР.

Проанализировав рассмотренные правовые особенности законодательства в области защиты авторских прав в России и Китае, можно сделать определённые выводы. Во-первых, популярное мнение о том, в этих государствах интересы правообладателей на законодательном уровне недостаточно защищены, являются заблуждением. Вторым важным выводом является наличие единых критериев определения подлежащих применению правовых в отношении авторов творческих произведений. Предварительное ознакомление с этим критериями позволит гражданам, проживающим в этих странах, предельно полно реализовать свои творческие способности.

Литература:

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Подписана в Женеве 6 сентября 1952г.) в редакции 2018 года. Свод нормативны актов ЮНЕСКО, М., 2019 г.
  2. ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности. Общая информация. Публикация ВОИС № 400 (R). ISBN 92–805–0238–7. ВОИС, 2019 г.
  3. Jesse, Russell Авторское право / Jesse Russell. — М.: VSD, 2017. — 522 c.
  4. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 03.07.2020 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2020 № 11-ФКЗ) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, четвёртая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}
  6. Закон Китайской Народной Республики Об авторском праве (с изменениями, внесенными в соответствии с решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей от 26 февраля 2010 года. О внесении изменений в закон Китайской Народной Республики Об авторском праве)
  7. Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ: моногр. / Арнольд П. Луцкер. — М.: КУДИЦ-Образ, 2017. — 416 c.
  8. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М. А. Баймуратов, М. И. Стреля. — М.: ТрансЛит, 2016. — 238 c.
  9. Земскова, С. И. Авторское право / С. И. Земскова. — М.: СТЭНСИ, 2017. — 264 c.
  10. Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт / Е. С. Котенко. — М.: Проспект, 2016. — 128 c.
  11. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В. А. Хохлов. — М.: Городец, 2016. — 368 c.
Задать вопрос