О практической и социальной значимости теоретических исследований в области инноваций | Статья в журнале «Биоэкономика и экобиополитика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Кадры биоэкономики

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (2) сентябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.09.2016

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Афанасьева, Г. А. О практической и социальной значимости теоретических исследований в области инноваций / Г. А. Афанасьева, В. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — № 1 (2). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/26/1168/ (дата обращения: 04.05.2024).



О практической исоциальной значимости теоретических исследований вобласти инноваций

Афанасьева Г. А.

Московский государственный университет пищевых производств (Россия)

Мухина В. С.

Венский Университет (Вена, Австрия)

В статье рассматриваются некоторые проблемы практической и социальной значимости в области инноваций.

Ключевые слова: инновации, классификация инноваций, теория управления.

On the practical and social significance of theoretical study researches in innovation

G. A. Afanaseva1, V. S. Muhina2

1 Moscow State University of Food Production (Moscow, Russia)

2 University of Vienna (Vienna, Austria)

The article considers some problems of practical and social importance in the field of innovation.

Keywords: innovation, classification of innovations, management theory.

Проблемы организации и управления процессом разработки и внедрения интегральных инновационных систем давно являются предметом теоретического исследования и анализа.

Необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в условиях высокой динамики рыночной конъюнктуры заставляет корпорации не только расширять деятельность по внедрению интегральных инновационных систем, но и превращать эту деятельность в самостоятельных объект. Практически результатом такой деятельности должно быть повышение прибыли благодаря конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В научной литературе предпринимаются попытки классификации инноваций. Наиболее популярными являются классификации по объектам приложения. Выделяются четыре сферы применения инноваций. Первый вид относится к изменению конечного продукта производства или услуги потребителю. Здесь имеется в виду создание и внедрение новых видов продукции и услуг, улучшение выпускаемых видов, изменение форм и масштабов реализации.

Второй касается создания новых и совершенствования действующих технологических процессов и оборудования.

Третий вид включает весь комплекс организационно-структурных инноваций. Это и децентрализация принятия решений, и использование новых методов управления и т. д. Все большее значение приобретает управленческая власть, основанная не только и не сколько на «делегированных» правах, но и на знаниях и компетенции менеджера.

Важнейшая задача сегодняшнего менеджмента заключается в том, чтобы сделать знания производительными, то есть на смену «административного» менеджмента приходит менеджмент «профессиональный».

Четвертый вид классификации инноваций охватывает все изменения в области кадровой работы, социально-психологических отношений, морального и материального стимулирования.

В некоторых исследованиях выделяются три типа инноваций — производственные, социальные, управленческие. Позднее стали выделять стратегические нововведения, работа на опережение.

Как бы ни были многообразны эти классификации, не подлежит сомнению тот факт, что сегодня нововведения рассматриваются бизнесом как жизненно необходимое средство адаптации предприятия к изменяющимся условиям существования, требованиях внешней среды. Уже не вызывает сомнения, что без внедрения инноваций во все виды производственно-хозяйственной деятельности невозможностью получить устойчивого рентабельного развития производства.

Практической целостностью нововведений для бизнеса, предприятия в первую и основную очередь диагностируется превращением их в коммерческую реальность, успешным внедрениям товара или услуг на рынок и в экономику в целом. Это и продвижение товара и услуг, и получение заказов, и расширение рынков сбыта и т. д.

Решение этих проблем напрямую связанно с управлением качеством продукции и услуг. Здесь основным требованием является максимальное соответствие свойств продукта его функциональному назначению — полезности, безопасности, экономичности.

Разумеется, можно наблюдать и прямо противоположенные реалии. В стремлении к максимизации прибыли предприятия выпускают продукцию не только низкого качества, но и прямо угрожающую здоровью потребителя. Не случайно проблема социальной ответственности бизнеса обсуждается на самом высоком уровне и непосредственно связана с интегральными инновационными системами.

Концепция социальной ответственности бизнеса, на наш взгляд, еще недостаточно разработана. Однако, некоторые ее стороны можно обозначить – это готовность бизнеса принять участие в решении социальных проблем. Диапазон такой деятельности предельно широк: от создания рабочих мест до охраны окружающей среды.

В первую очередь необходима оптимизация системы управления качеством выпускаемой продукции, улучшение социально-психологического климата на предприятии, введение должности эколога, с помощью которого могла бы проводиться гуманитарная экспертиза на всю выпускаемую продукцию предприятия.

В XXI веке социальная ответственность бизнеса должна стать для него органически необходимой.

Некоторые корпорации научились превращать свою общественно-полезную деятельность в прибыльную, создавая новые смыслы, максимально мобилизуя человеческий потенциал организации через гуманизацию ее деятельность.

Разумеется, в стабильных условиях деятельность организации наиболее предсказуема. Как правило, эта деятельность имеет «цепочную» четко регламентируемую структуру. Классиком является компания «Макдональд». Вся его стратегия изначально была рассчитана на стабильность внешней среды, на постоянство спроса и т. д. Отсюда унифицированность технологии, однородность продукции в разных частях компании. Были введены жесткие технические стандарты. Следование всем нормативным документам компании является строго обязательном для всех подразделений. В них подробно регламентируются закупки, хранения и использования сырья и оборудования и т. д.

Подразделения компании еженедельно должны были поставлять отчеты о своей деятельности в штаб-квартиру.

Сегодня компании, испытывая сильное влияние фактора неопределенности, нуждаются в более гибких структурах, руководствах по обеспечиванию своей адаптивности. Однако, здесь они наталкиваются на серьезные методологические трудности. Например, как характеризовать внешнюю среду, как изменить ее неопределенность, как в условиях неопределенности структуризовать цели и задачи предприятия. Какие переменные организационной структуры принять за определяющие и т. д. Методы экономического моделирования многофакторного анализа, эмпирическая верификация, основанная на статических критериях значимости, не дают однозначных, определенных ответов на эти и другие проблемы.

В пищевой промышленности ситуация усугубляется, так как ее продукция напрямую связана не только со здоровьем, но и с жизнью людей. Не случайно правительство связывает проблему питания с проблемой национальной безопасности.

Сегодня не только среди профессионалов находятся все больше сторонников идеи о необходимости создания для экономической деятельности жесткого правового пространства, правовых норм, выполнение которых должно быть обязательным для всех субъектов экономической деятельности и не полагаться полностью на рынок, который, якобы, стихийно регулирует все социально-экономические процессы. Тем более, что сегодня потребитель не застрахован от агрессивной конкуренции. Например, некоторые компании сознательно сокращают «жизненный цикл» выпускаемых изделий. Такие предприятия расширяют рынок сбыта своих товаров за счет искусственного сокращения его «жизненного цикла» и вытесняют с рынка добросовестного производителя.

Разумеется, обозначенные в данной статье проблемы дискуссионны. Они требуют более тщательного анализа.

Необходимо повысить практическую значимость теоретических исследований в области организации и управления процессом разработки и внедрения инноваций за счет актуализации практической значимости теоретических исследований в организации и управлении процессом внедрения инноваций, практики управленческой деятельности, в сферу разработки принципов, дающих возможность практически решить те или иные проблемы в конкретных условиях.

Именно конкретный подход к изучению любой ситуации, изучению проблем организации и управления инновациями является обязательным условием научности.

Литература:

  1. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности// Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 340–343.
  2. Социальное управление: Учебное пособие/ Г. А. Афанасьева, Е. И. Филиппова, Г. В. Черняева — М.: ИК МГУПП, 1998. — 58 с.
  3. Экономика пищевой промышленности: Учебник/ М. Д. Магомедов, А. В. Заздравных, Г. А. Афанасьева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 232 с.

References:

  1. Maksimov N. N. Theoretical basis of innovation // Young scientist. 2013. № 10. pp. 340–343.
  2. Social management: Textbook / Afanasieva G. A., Filippova E. I., Chernyaeva G. V. — M.: IR MGUPP, 1998. 58 p.
  3. Economics of Food Industry: Textbook / Magomedov M. D., Zazdravnih A. V., Afanasyeva G. A. — M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov K⁰", 2014. 232 p.
Основные термины (генерируются автоматически): внедрение инноваций, внешняя среда, выпускаемая продукция, проблема, социальная ответственность бизнеса, управление процессом, вид, деятельность, практическая значимость, услуга, экономическая деятельность.

Ключевые слова

инновации, классификация инноваций, теория управления

Похожие статьи

Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения

инновация, НИОКР, инновационная деятельность. Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Роль инноваций в современной экономике | Статья в сборнике...

Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

повышению качества производимой продукции.

Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества...

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационная деятельность организации, инновационный процесс, выпускаемая продукция, окружающая среда, научно-технический прогресс, инновация...

Проблемы развития инновационного менеджмента на...

государство, инновационное развитие, инновационная деятельность, предприятия, экономическое сообщество.

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера...

Внедрение инноваций в организации: начальный этап

На основном этапе осуществляется собственно процесс внедрения инноваций на

Существует две основные формы привлечения средств из внешней среды: кредит и

Привлекающая в кредит средства организация получает дополнительный экономический...

Определение отношения потребителей к инновациям...

6) в инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом

В процессе внедрения управленческих инноваций наибольшее сопротивление оказывает сам персонал данной организации.

Сущность инновационной активности предприятий

В общем виде инновационная деятельностьвид деятельности, связанный с трансформацией идей

Во второй блок входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды.

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых...

Среди факторов, определяющих стратегическую эффективность малых промышленных предприятий, главное место приобретает уровень внедрения инноваций, вызывающий принципиальное обновление технологии производства, выпуск новых видов продукции.

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных...

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малое предпринимательство, коммерциализация, малый бизнес. Процесс коммерциализации инновационной деятельности является проблемой для малых предприятий...

Похожие статьи

Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения

инновация, НИОКР, инновационная деятельность. Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Роль инноваций в современной экономике | Статья в сборнике...

Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.

повышению качества производимой продукции.

Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества...

Перспективы инновационного развития предприятий

инновационная деятельность, инновационная деятельность организации, инновационный процесс, выпускаемая продукция, окружающая среда, научно-технический прогресс, инновация...

Проблемы развития инновационного менеджмента на...

государство, инновационное развитие, инновационная деятельность, предприятия, экономическое сообщество.

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера...

Внедрение инноваций в организации: начальный этап

На основном этапе осуществляется собственно процесс внедрения инноваций на

Существует две основные формы привлечения средств из внешней среды: кредит и

Привлекающая в кредит средства организация получает дополнительный экономический...

Определение отношения потребителей к инновациям...

6) в инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом

В процессе внедрения управленческих инноваций наибольшее сопротивление оказывает сам персонал данной организации.

Сущность инновационной активности предприятий

В общем виде инновационная деятельностьвид деятельности, связанный с трансформацией идей

Во второй блок входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды.

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых...

Среди факторов, определяющих стратегическую эффективность малых промышленных предприятий, главное место приобретает уровень внедрения инноваций, вызывающий принципиальное обновление технологии производства, выпуск новых видов продукции.

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных...

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малое предпринимательство, коммерциализация, малый бизнес. Процесс коммерциализации инновационной деятельности является проблемой для малых предприятий...

Задать вопрос