Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (14) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Гибралтарская, О. Н. Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака / О. Н. Гибралтарская. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5041/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Ключевые слова: историко-эпохальное, национальное пространство, точка зрения, рассказчик-персонаж, композиция, завершающая и эстетическая форма.

Репрезентация художественных систем — один из ключевых феноменов современного литературного процесса. В данной статье репрезентация понимается, как опосредованное представление знаковых художественных систем, сформировавшихся в 20–30-е годы ХХ века, в другой художественной системе, в частности, в современных русскоязычных произведениях. Данное явление демонстрирует непосредственную связь современной русскоязычной литературы с русской литературой ХХ века и особую эстетическую концепцию действительности. Так, художественные системы М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернакаформируются вследствие взаимодействия романного и драматического, в частности, на уровне историко-эпохального и национального типах сюжетного пространства. Это находит отражение в произведениях А. Фазилова, А. Васильевой, В. Васильева, М. Зайчика, В. Попова, Е. Абдуллаева.

В пьесе «Кабала святош (Мольер)» и в романе «Жизнь господина де Мольера» представлены оба типа обозначенного пространства. Историко-эпохальное, как бы надвремененное пространство, создается посредством символа театра — занавеса, разделяющего прошлое (век Мольера) и настоящее (современность), игровое пространство «комедиантов» и реальное пространство современного театра, и символа жизни и смерти главного героя. Национальное пространство — через упоминание творчества Грибоедова, Пушкина, Гоголя, аналогии судеб русских писателей и французского комедианта в контексте эстетического осмысления проблемы «художник и власть».

В творчестве Б. Пастернака также наблюдается взаимодействие романного и драматического, в частности, после романа «Доктор Живаго» он начинает писать пьесу «Слепая красавица», основная тема которой судьба талантливого человека в сложных социальных и политических условиях.Пастернак решаетосуществить исследование темы искусства и его роли в жизни отдельно взятой личности на историческом материале XIX века, тем самым представить исторические предпосылки сложившейся в ХХ веке ситуации. Такой же подход характерен для произведений «Уникальное подпространство», «Время осенних птиц», «Чалма Искандера (Альтернативная история)», в частности, пристальное внимание к ключевым историческим событиям ХХ века, наложившим отпечаток на научную и культурную жизнь, но при этом это «уникальное подпространство» с узнаваемыми чертами и конкретное время с обобщенным значением. В данном случае важна не прямая генетическая связь с произведениями М. А. Булгакова Б. Л. Пастернака, но общий подход к изображению историко-эпохального, надвременного пространства.

Феномены искусства, факты истории, науки и спорта, знаковые личности в произведениях «Боксэр», «Увидеть Ташкент…», «Проснуться в Ташкенте» позволяют охарактеризовать репрезентацию национального пространства, поскольку наглядно проиллюстрирована мифологема «Азия» с предельной осязаемостью деталей и «фантастичностью целого» [1, c. 5]. Содержание этих произведений позволяет расширить пространство и время, затронуть важнейшие вопросы современности, в частности диалога культур.

Отношение системы к своему субъекту раскрывает ценностный аспект точки зрения в композиции произведения. В повести А. П. Платонова «Котлован» превалирует отсутствие слияния субъекта оценки с объектом. Позиции героев, взаимно дополняя друг друга, эксплицируют ценностные ориентации каждого. Общая оценочная точка зрения показана через разрушение утопии средствами самой утопии. В повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» точка зрения принадлежит рассказчику и окрашена иронией, сатирой и сарказмом.

Структурные и повествовательные особенности художественной системы А. П. Платонова, М. А. Булгакова репрезентируются в творчестве таких разных писателей, как З. Мусаков, А. Устименко.И. Н. Сухих считает, что три книги романа-лабиринта «Мастер и Маргарита» «сшивает» автор, перевоплощающийся то в строгого хроникера-евангелиста, то в разбитного фельетониста, то в патетического рассказчика, то в проникновенного лирика» [3, c. 484]. В повести З. Мусакова «Свинец» три сюжета, связанных с историческими событиями от Второй мировой войны до современности, составляют повесть из отдельных рассказов. Организующим началом является персонифицированный рассказчик-персонаж: Сиротин, Рим Марлен, Абдулла, при этом нет просто линейной или ретроспективной, или зеркальной композиции, но есть органичное соединение всех этих видов, поскольку судьба Рима Марлена и Умара Худоярова продолжена в судьбах Сиротина, Николаева и Абдуллы. Сиротин выступает автором повести «Записки проходимца» и рассказчиком-персонажем, ретроспективно воссоздающим события существования метрополии, Рим Марлен ведет дневниковые записи,образ Абдуллы является продолжением образа Умара Худоярова.

В повести А. Устименко «Хмарь стеклянной Бухары» перед каждой главой графически обозначен эпиграф, но особенность заключается в том, что это последние строчки предшествующей главы. То есть возникает необычная ситуация: чтобы понять смысл эпиграфа, надо помнить конец первой главы, чтобы иметь ориентир в понимании основной идеи второй главы, необходимо эпиграф соотнести с общей картиной представлений о мире. Ко всей повести предпослан эпиграф «Его жизнь сгорала как-то криво, с одной стороны, как неудачно закуренная папироса. Анатолий Мариенгоф», но при этом получается, что основная тема повести в первую очередь связана не с отдельными судьбами героев (Есенина, Ширяевца, Волкова), но с общим осмыслением обстоятельств места и времени, в которых оказались герои.

А. И. Калыгин в работе «Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики» говорит о терминах М. М. Бахтина «эстетическая форма» и «завершающая форма» [2, c. 54]. Исследователь говорит о том, что последний этап эстетического процесса по М. М. Бахтину, связан с обретением самодовлеюще-успокоенным, завершенным, художественным целым и что таким образом в слове проявляется идеальное содержание, которое называется М. М. Бахтиным «завершающей формой». Именно эти термины мы будем использовать по отношению к роману А. П. Платонова «Счастливая Москва». Эстетическая форма реализуется здесь посредством заглавия, поскольку тема счастья, присутствовавшая в повестях «Котлован», «Джан», представлена непосредственно в заглавии, но автор выбирает форму имени прилагательного «счастливая», зависящего от имени собственного «Москва». Это главный город новой страны, в которой кипит новая жизнь, построенная по другим законам. Это воплощение конкретно-исторического аспекта понимания темы счастья. Москва — это женщина, воплощающая и судьбу современной молодежи, и вечные человеческие ценности: любовь, понимание, сострадание. Это реализация ценностного понимания счастья, его непреходящего значения. Завершающая форма произведения А. П. Платонова представляет собой формулу счастья, которая сама как бы разрушается изнутри.

По отношению к произведению М. А. Булгакова существует триада актуальных для реципиента заглавий: «Театральный роман» — «Записки покойника» — «Черный снег». Первое заглавие акцентирует внимание на жанровом понятии «роман» и особом виде искусства «театр». То есть эстетическая форма — концепция творчества, завершающая форма — творчество как жизнь, жизнь как театр. Заглавие «Записки покойника» отсылает нас к знаковым текстам в русской литературе, здесь представлен такой феномен как игра с заглавием другого текста и коррелирует с заглавием повести Сиротина «Записки проходимца». Третий член триады — «Черный снег» — ориентирует на анализ автореминисценций: непосредственно соотносится с заглавием «Белая гвардия», «Дни Турбиных».

В драматических произведениях в представлении завершающей формы участвуют заглавие, подзаголовок, список действующих лиц, авторские ремарки. Сравнительный анализ завершающей формы пьес М. А. Булгакова «Последние дни (Пушкин)» и А. П. Платонова «Ученик лицея» показал, что заглавие эксплицирует время, субъект изображения и пространство, поскольку писатели выбирают разные периоды жизни А. С. Пушкина: последние дни и лицейские годы. Картины о последних днях Пушкина показаны без Пушкина, то есть он отсутствует в пьесе в числе действующих лиц, но представлен опосредовано: в речи персонажей. Такой прием позволяет создать, с одной стороны, объективную, с другой стороны, трагическую картину.

Таким образом, в основе феноменов, наблюдаемых в современной русскоязычной литературе, лежит результат таких процессов, как репрезентация историко-эпохального и национального пространства, точки зрения, рассказчика-персонажа в композиции, завершающей и эстетической формы в заглавии.

Литература:

  1. Давшан А. Н. Азия в русской литературе ХХ века. — Т., 2011.
  2. Калыгин А. И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики. — М., 2007.
  3. Сухих И. Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. — СПб., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): национальное пространство, Пушкин, эстетическая форма, заглавие, произведение, современная русскоязычная литература, Рим Марлен, русская литература, Ташкент, художественная система.

Ключевые слова

композиция, точка зрения, историко-эпохальное, национальное пространство, рассказчик-персонаж, завершающая и эстетическая форма

Похожие статьи

Лингвостилистические особенности заглавий англоязычных...

Лингвостилистические особенности заглавий англоязычных и русскоязычных произведений художественной литературы XIX – XXI веков.

Многие художественные произведения узнаваемы уже на уровне заглавия. Заглавие - один из важнейших элементов смысловой и...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

Со второй половины 19 века в Ташкенте, Бухаре и Хиве начали изучать произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого и др. Бухарский эмир и ташкентский губернатор любили стихи А. С. Пушкина и также смотрели на сцене «Ревизор» и «Мертвые...

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Стилистика языка художественной литературы, или литературоведческая стилистика

Стиль художественной литературы выделяется далеко не всеми лингвистами.

Определим сначала, что современная лингвистическая наука понимает под термином «функциональный стиль».

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Важную роль в русскоязычной литературе Узбекистана сыграло творчествотаких писателей, как Б.Чепрунов, М.Шевердин, А.Удалов, П.Скосырев, В.Луговской, А.Шабшай, Е.Березиков, Н.Гацунаев. Одни из них практически подолгу жили, писали, издавались в нашей стране.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни

Путь — это связь между двумя точками пространства. Одна из составляющих частей пути

Созданная русскими писателями литература о Хорезме не только художественно...

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Ключевые слова: художественное время, художественная форма, исторический роман, романная время

Время в литературе — временной ряд в различных аспектах воплощения

Национально-освободительная борьба за свою независимость и самостоятельность против...

Книга У. Патера «Ренессанс. Очерки искусства и поэзии»...

Русский язык проходит через ряд изменений, и они затрагивают саму суть его системы.

Как видим, ставится под сомнение эстетическая ценность музыки как вида искусства.

Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении.

Московская тематика в произведениях художественного...

Московская тематика в произведениях художественного натурализма и подходы к её

Это не значит, что художественный натурализм совершенно отрицал эстетическую составляющую

Подобная система взглядов, лежащая в основе тематической теории художественного...

Похожие статьи

Лингвостилистические особенности заглавий англоязычных...

Лингвостилистические особенности заглавий англоязычных и русскоязычных произведений художественной литературы XIX – XXI веков.

Многие художественные произведения узнаваемы уже на уровне заглавия. Заглавие - один из важнейших элементов смысловой и...

Русская литература в Узбекистане | Статья в журнале...

Со второй половины 19 века в Ташкенте, Бухаре и Хиве начали изучать произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого и др. Бухарский эмир и ташкентский губернатор любили стихи А. С. Пушкина и также смотрели на сцене «Ревизор» и «Мертвые...

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Стилистика языка художественной литературы, или литературоведческая стилистика

Стиль художественной литературы выделяется далеко не всеми лингвистами.

Определим сначала, что современная лингвистическая наука понимает под термином «функциональный стиль».

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Важную роль в русскоязычной литературе Узбекистана сыграло творчествотаких писателей, как Б.Чепрунов, М.Шевердин, А.Удалов, П.Скосырев, В.Луговской, А.Шабшай, Е.Березиков, Н.Гацунаев. Одни из них практически подолгу жили, писали, издавались в нашей стране.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Мотивы возращения прослеживаются как в произведениях русской литературы, так и в жизни

Путь — это связь между двумя точками пространства. Одна из составляющих частей пути

Созданная русскими писателями литература о Хорезме не только художественно...

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Ключевые слова: художественное время, художественная форма, исторический роман, романная время

Время в литературе — временной ряд в различных аспектах воплощения

Национально-освободительная борьба за свою независимость и самостоятельность против...

Книга У. Патера «Ренессанс. Очерки искусства и поэзии»...

Русский язык проходит через ряд изменений, и они затрагивают саму суть его системы.

Как видим, ставится под сомнение эстетическая ценность музыки как вида искусства.

Проблема «А.С. Пушкин и изобразительное искусство» в отечественном и зарубежном литературоведении.

Московская тематика в произведениях художественного...

Московская тематика в произведениях художественного натурализма и подходы к её

Это не значит, что художественный натурализм совершенно отрицал эстетическую составляющую

Подобная система взглядов, лежащая в основе тематической теории художественного...

Задать вопрос