Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации
Авторы: Коновалова Татьяна Александровна, Савельева Мария Андреевна
Рубрика: Региональная экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (14) май 2018 г.
Дата публикации: 09.04.2018
Статья просмотрена: 6193 раза
Библиографическое описание:
Коновалова, Т. А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации / Т. А. Коновалова, М. А. Савельева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 3 (14). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/90/3244/ (дата обращения: 06.12.2024).
Объектом исследования в настоящей статье выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории Российской Федерации. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективности СЭЗ. Предложены пути развития для результативного функционирования ОЭЗ на территории страны.
Ключевые слова: особая экономическая зона, специальная экономическая зона, эффективность функционирования, прямые иностранные инвестиции, туристско-рекреационный тип ОЭЗ.
Создание особых экономических зон (ОЭЗ) является одним из самых перспективных направлений развития экономики на территории государства.
Преодолевая последствия мирового финансового кризиса, многие страны не могут рассчитывать на собственные возможности, а особые экономические территории — это реальный способ привлечь необходимые для развития регионов инвестиции. Особые экономические зоны являются одним из инструментов государственного регулирования экономики. Цель их создания можно свести к решению стратегических задач развития государства или отдельной его территории. В России данная цель достигается путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Особые экономические зоны распространены по всему миру, по различным экспертным оценкам их количество превышает 2000.
В настоящее время под сомнение поставлена эффективность работы существующих особых экономических зон в России. Проанализировав деятельность ОЭЗ за 2016 год, Счетная палата Российской Федерации пришла к выводу, что некоторые ОЭЗ неэффективно расходуют государственный бюджет, а экономический эффект от их функционирования не достигнут [11]. В связи с этим становится актуальным вопрос: нужны ли ОЭЗ в России, и если нужны, как повысить их функциональную эффективность.
На основании таблицы 1 можно сделать выводы об эффективности ОЭЗ различного типа. По итогам 2015 года наибольшая эффективность продемонстрировали ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, по данным Счетной палаты это соответствует достаточно эффективному функционированию ОЭЗ. ОЭЗ туристско-рекреационного типа и портовые зоны по данным исследования показали неэффективное функционирование. В 2016 году ситуация по некоторым показателям стала улучшаться. Значительно увеличилась эффективность в ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа. На основании приведенных диаграмм и таблицы можно понять, что наибольшее количество людей занято в ОЭЗ технико-внедренческого типа.
Таблица 1
Сравнение потенциалов ирезультатов деятельности ОЭЗ (2014–2016 годы) [11]
Показатели |
Промышленно-производственная зона |
Технико-внедренческая зона |
Туристско-рекреационная зона |
Портовые зоны |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Количество новых резидентов |
24 200 % от плана |
21 117 % от плана |
43 130 % от плана |
54 123 % от плана |
46 124 % от плана |
54 123 % от плана |
13 130 % от плана |
16 200 % от плана |
11 157 % от плана |
0 |
0 |
7 140 % от плана |
Объем таможенных платежей |
4 511 млн. руб. |
н/д |
498,32 млн. руб. 269 % от плана |
156 млн. руб. |
311 млн. руб. |
761,30 млн. руб. |
Нет данных. |
не уплачивалось. |
н/д |
0,60 млн. руб. |
||
Объем налогов |
2 401 млн. руб.72 % от плана |
1748 млн. руб.48 % от плана |
2243,92 млн. руб.116 % от плана |
1511 млн. руб. (131 % от плана |
3841 млн. рублей 246 % от плана |
4197,87 млн. руб. 114 % от плана |
20 млн. руб. 438 % от плана |
66 млн. руб. 51 % от плана |
46,66 млн. руб. 10 % от плана |
5 млн. руб.116 % от плана |
5 млн. руб. 83 % от плана |
5,71 млн. руб.18 % от плана |
Размер инвестиций (капитальных вложений) |
38 039 млн. руб. 99 % от плана |
20 291 млн. руб. 94 % от плана |
21 815,72 млн. руб.150 % от плана |
10653 млн. руб. 174 % от плана |
16158 млн. руб. 131 % от плана |
17862,31 млн. руб.263 % от плана |
354 млн. руб. 5 % от плана |
424 млн. руб. 5 % от плана |
569,67 млн. руб. 7 % от плана |
44 млн. руб.110 % от плана |
391 млн. руб.87 % от плана |
152,7 млн. руб.225 % от плана |
Число созданных рабочих мест |
1 830 108 % от плана. |
1 673 90 % от плана |
1263 161 % от плана |
1 395 124 % от плана |
3601 142 % от плана |
1963 138 % от плана |
145 345 % от плана |
289 53 % от плана |
77 6 % от плана |
7 0 % от плана |
3 25 % от плана |
18 7 % от плана |
Рис. 1. Структура отдельных показателей эффективности функционирования ОЭЗ ОЭЗ по типам ОЭЗ.
Количество резидентов ОЭЗ на 2016 год.
Рис. 2. Структура отдельных показателей эффективности функционирования ОЭЗ по типам ОЭЗ. Количество созданных резидентами ОЭЗ рабочих мест на 2016 год.
На сегодняшний день остро стоит вопрос решения проблем правового характера. В 2016 году после анализа эффективности работы ОЭЗ за 11 лет их существования стали предприниматься попытки по трансформации системы администрирования ОЭЗ. Было выявлено то, что до настоящего момента не существовало надлежащего контроля за деятельностью ОЭЗ. Например, в ходе проверки Общероссийским Народным Фронтом было выявлено, что деньги, полученные из бюджета на развитие проектов, были положены в банки на депозиты, то есть ОЭЗ существовали в вольном и бесконтрольном режиме достаточно долгое время [10]. По факту проверки по поручению Президента РФ в 2016 году были закрыты 10 неэффективных зон, и приостановлено создание новых до тех пор, пока не будет разработана единая стратегия работы ОЭЗ, на 2018 год их насчитывается 26 [9].
Однако некоторые аналитики стали высказывать мнение о необходимости прекращения существования ОЭЗ в Российской Федерации как института в целом. Большинство же экспертов уверено, что следует не отказываться от использования этого инструмента государственного регулирования, а пытаться его модернизировать. Несмотря на то, что в первое десятилетие особые экономические зоны функционировали не всегда успешно, все-таки есть и положительные примеры. Так, например, в 2017 году четыре российские зоны были признаны лучшими в Европе в международном рейтинге FDI 2017, подготовленном Financial Times [13].
Важность сохранения ОЭЗ заключается в том, что обустройство ОЭЗ в известной степени сглаживает исторически сложившиеся региональные различия в уровне развития промышленности и, соответственно, в доходах населения. Кроме того, ОЭЗ не просто активизируют уже имеющиеся точки роста, но и структурируют их. В качестве примера успешной ОЭЗ можно взять ОЭЗ ППТ «Алабуга», которая на данный момент является лучшей в России зоной промышленно-производственного типа с точки зрения инвестиционной привлекательности. По итогам 2016 года было привлечено 7,8 млрд. рублей иностранных инвестиций, что составило более 41,5 % от совокупного объема привлеченных ПИИ во все ОЭЗ. Вложенные федеральными и региональными властями 25 млрд. рублей на данный момент уже на 100 % вернулись в федеральный бюджет в виде уплаченных резидентами налогов и таможенных платежей, совокупный объем которых превысил 28,7 млрд. рублей [6, с. 88]. В последние годы институт ОЭЗ переживает этап стремительного роста, о чем говорят следующие цифры, приведенные на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика прямых частных инвестиций в ОЭЗ «Алабуга» накопленным итогом, млн. рублей [6, с. 120].
Таким образом, активизация инвестиционной деятельности является важным инструментом для оживления экономики, иностранные инвестиции в российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать фактором экономического развития. В этом могут помочь ОЭЗ при условии их модернизации, устранения их неэффективности.
Основными причинами неэффективности ОЭЗ как экономического инструмента можно назвать недостаточный контроль за реализацией проектов, предоставленных при создании ОЭЗ, отсутствие необходимого контроля за расходованием средств федерального бюджета, слабую активность региональных властей. Все это привело к отсутствию инженерной инфраструктуры и вкладывание выделенных денежных средств в банки на депозиты. В 2017 году для повышения эффективности экономических зон и в целях предотвращения повтора произошедших событий Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление от 10 мая 2017 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны» (не вступило в силу) [12]. Это позволит создавать конкретные зоны, соответствующие не только интересам региона, но и федерации в целом, предприниматели не смогут больше создавать зоны только ради своей выгоды в виде получения налоговых льгот. При создании теперь будут учитываться показатели рентабельности, доходности и срока окупаемости, анализ экономических рисков проекта, проект перспективного плана развития ОЭЗ. Важным изменением будет необходимость нести ответственность за не достижение экономических показателей, которые были предусмотрены в подготовительной документации.
Одной из проблем неэффективности ОЭЗ можно считать отсутствие емкой нормативно-правовой базы, а также отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней. К примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом. Данные факторы, наряду с такими недостатками, как коррупция. Это слабо развитая инфраструктура и отсутствие квалифицированных кадров на местах, что препятствует привлечению резидентов ОЭЗ в России. Если сравнивать с другими странами, то в США, например, количество типов ОЭЗ меньше, чем в России, но нормативно-правовая база их функционирования проработана более детально, эти и другие факторы привели к тому, что ОЭЗ в США считают эталоном во многих странах мира.
В ходе анализа работы ОЭЗ было выявлено, что малоэффективными или неэффективными зонами в основном являются туристско-рекреационные. Это происходит по причине того, что туризм не дает быстрой отдачи. Существуют также и иные причины, например, туристско-рекреационная зона на берегу озера Байкала не может привлекать большой туристический поток, поскольку цены на перелет из западной части страны в восточную крайне высоки. Следствием низкого туристического потока является снижение экономической привлекательности для инвесторов. Одним из способов решения данной проблемы можно считать снижение стоимости авиаперелетов внутри страны. Этого можно достигнуть путем разрешения иностранным авиакомпаниям совершать авиаперевозки по внутренним рейсам. Согласно российскому законодательству иностранные авиакомпании на регулярных и чартерных рейсах могут летать только из России или в Россию, но не могут летать между двумя российскими городами. Также значительно улучшит положение ОЭЗ туристско-рекреационного типа сотрудничество с другими ведомствами, например, с Ростуризмом и Минкультом. На данный момент действует федеральная целевая программа, разработанная Ростуризмом, «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В рамках этой программы действует кластерный подход, который предполагает сосредоточение на ограниченной территории организаций, занятых в разработке, производстве туристского продукта и деятельности, смежной с туристской. Предполагается создание кластеров на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, осуществление комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры. Именно такие меры необходимы ОЭЗ ТРТ, однако, по мнению некоторых экспертов, данная программа неприменима для них по причине выбора неправильного местоположения некоторых зон, следовательно, будет неэффективна. Однако, для развития ОЭЗ ТРТ, необходимо создание целевых программ, направленных на улучшение инфраструктуры в данных зонах. Также существовала проблема расположения нескольких ОЭЗ туристско-рекреационного типа в непосредственной близости друг от друга, причем они были похожи и в чем-то дублировали друг друга, тем самым не могли привлечь инвесторов. Решением таких проблем стал пересмотр эффективности подобных зон. Данные меры, как итог, могут помочь привлечь больше инвесторов, тем самым повысив эффективность ОЭЗ.
Низкая эффективность ОЭЗ также может быть вследствие отсутствия коммуникации между различными ведомостями. Отсутствие централизованной информации и решения административных проблем мешают приходу новых инвесторов в нашу экономику. Данную проблему можно решить путем координации на федеральном уровне, которая и поможет обеспечить взаимодействие с другими министерствами.
Для привлечения инвесторов необходимо проводить PR-кампании, как для Сочи или Крыма. Осуществление масштабных PR-мероприятий для повышения туристской привлекательности региона является эффективным методом продвижения имиджа территории и позволяет решить задачи не только на региональном, но и федеральном уровнях. На основе разработанной новой уникальной PR-кампании по улучшению туристской привлекательности республики Крым, может быть разработана и применена PR-кампания в других регионах страны.
Таким образом, не существует однозначного мнения по поводу особых экономических зон, многие эксперты считают, что в большинстве случаев такие зоны были малоэффективны в развитии экономики России, не принесли стране экономического прорыва. Во многих статьях стало появляться мнение, что ОЭЗ являются «зонами безнадежности», «черными дырами», куда вот уже 10 лет утекают государственные деньги. Однако, на основании проделанного анализа два типа ОЭЗ — технико-внедренческого и промышленно-производственного — являются эффективно функционирующими ОЭЗ. Следовательно, большое количество экспертов сходятся во мнении, что не следует прекращать существование ОЭЗ как института, так как при надлежащем контроле за деятельностью в ОЭЗ, при наличии четко сформулированных целей создания конкретной зоны можно добиться улучшения экономических показателей региона, в котором располагается ОЭЗ, повысить инвестиционную привлекательность регионов, создать новые рабочие места. Для этого необходимо проводить модернизацию данного института, улучшать нормативно-правовую базу, совершенствовать организационно-правовой механизм. Именно так данный институт станет комплексным инструментом, благодаря которому получится преодолеть проблемы, связанные с привлечением инвестиций, развитием территорий, увеличением занятости населения.
Литература:
- Федеральный закон от 22 июля 2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.- 2011.- N 38. — Ст. 5400.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны»// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2012. — N 19. — Ст. 2423; 2013. — N 13.- Ст. 1573.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017.- N 21.- Ст. 3005.
- Азатян, М. О. Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ [Текст]/М. О. Азатян // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 10–14.
- Баронов, В. И. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики)/В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. — М. Магистр: ИНФРА-М, 2013–560 с.
- Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России — 2017 / И. В. Голубкин, М. М. Бухарова, Л. В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. — М.:АКИТ, 2017. — 148 с.: ил. — 1000 экз.
- Камдин, А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне/ А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева// Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 312–317.
- Линдт М. Локализация: индустриальные парки и особые экономические зоны/М.Линдт// ЭКСПЕРТ. — № 47. — 20–26 ноября 2017.
- Индустриальные парки и технопарки России: [официальный сайт]. URL: http://russiaindustrialpark.ru/en/node/2943 (дата обращения: 19.01.2018)
- Общероссийский народный фронт: [официальный сайт]. URL: http://onf.ru/ (дата обращения: 18.01.2018)
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон// Министерство экономического развития: [официальный сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/2017030704 (дата обращения 17.01.2018).
- Постановление от 10 мая 2017 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны» // Гарант.РУ. Информационно — правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71574530/#ixzz55T9oscN8 (дата обращения: 21.01.2018).
- Foreign direct investment. Global Free Zones of the Year 2017 — Winners/ October-November 2017. URL: www.fDiIntelligence.com (дата обращения: 18.01.2018)
Ключевые слова
прямые иностранные инвестиции, особая экономическая зона, эффективность функционирования, специальная экономическая зона, туристско-рекреационный тип ОЭЗПохожие статьи
Территории опережающего социально-экономического развития как один из путей повышения конкурентоспособности региональных экономик России
В статье рассмотрен новый способ социального — экономического развития регионов России через создание территорий опережающего развития (ТОР), описан механизм их реализации на территории Российской Федерации, проанализирован экономический эффект от их...
Развитие и современное состояние особых экономических зон в России
В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.
Возможности использования китайского опыта создания специальных зон
В данной статье изучен опыт организации свободных экономических зон в Китае и проанализированы их полезные стороны для Узбекистана. На основе изучения научных результатов выявлены виды свободных экономических зон, соответствующие условиям Узбекистана...
Проблемы особых экономических зон в России
В статье анализируется современное состояние особых экономических зон в Российской Федерации, приводится оценка их эффективности как по итогам 2018 года, так и за весь период функционирования. В результате анализа выявляются наиболее проблемные типы ...
К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России
В статье рассмотрена история формирования особых экономических зон в России. Обозначены проблемы и проведен анализ исторической динамики развития ОЭЗ.
Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование
В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...
Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как инструмент обеспечения экономического развития на примере мясоперерабатывающего производства
В статье рассмотрены основные проблемы таможенного регулирования в Калининградской области в условиях особой экономической зоны на примере мясоперерабатывающего производства и даны рекомендации решения этих проблем. Представлены результаты статистиче...
Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации
В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.
К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.
Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)
В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...
Похожие статьи
Территории опережающего социально-экономического развития как один из путей повышения конкурентоспособности региональных экономик России
В статье рассмотрен новый способ социального — экономического развития регионов России через создание территорий опережающего развития (ТОР), описан механизм их реализации на территории Российской Федерации, проанализирован экономический эффект от их...
Развитие и современное состояние особых экономических зон в России
В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.
Возможности использования китайского опыта создания специальных зон
В данной статье изучен опыт организации свободных экономических зон в Китае и проанализированы их полезные стороны для Узбекистана. На основе изучения научных результатов выявлены виды свободных экономических зон, соответствующие условиям Узбекистана...
Проблемы особых экономических зон в России
В статье анализируется современное состояние особых экономических зон в Российской Федерации, приводится оценка их эффективности как по итогам 2018 года, так и за весь период функционирования. В результате анализа выявляются наиболее проблемные типы ...
К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России
В статье рассмотрена история формирования особых экономических зон в России. Обозначены проблемы и проведен анализ исторической динамики развития ОЭЗ.
Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование
В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...
Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как инструмент обеспечения экономического развития на примере мясоперерабатывающего производства
В статье рассмотрены основные проблемы таможенного регулирования в Калининградской области в условиях особой экономической зоны на примере мясоперерабатывающего производства и даны рекомендации решения этих проблем. Представлены результаты статистиче...
Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации
В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.
К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.
Особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения (на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области)
В статье рассматриваются особенности социально-экономического развития монопромышленного города стратегического значения. Объектом исследования выступает Сосновоборский городской округ Ленинградской области, градообразующим предприятием которого явля...