Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе
Авторы: Железнова Анна Александровна, Лукьянова Наталия Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 401 раз
Библиографическое описание:
Железнова, А. А. Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе / А. А. Железнова, Н. Ю. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/963/ (дата обращения: 08.09.2024).
В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.
Ключевые слова: потребительские настроения в регионе, индекс потребительских настроений, диффузионный индекс.
В мировой практике исследования потребительских настроений проводятся на регулярной основе, нам удалось выявить сорок пять стран, которые проводят подобный мониторинг, из них большую часть составляют развитые страны [7]. Данные о потребительских ожиданиях содержат информацию о потенциальных клиентах и их будущих намерениях в отношении расходов. Как показывают исследования, потребительские расходы составляют две трети всех расходов в рыночной экономике, поэтому даже небольшие изменения в расходах домохозяйств могут оказать существенное влияние на экономику регионов и страны в целом [6, с. 25]. Большинство проанализированных нами исследований используют индексный метод. В самом начале,использование индекса потребительских настроений было вызвано желанием знать, собирается ли в ближайшем будущем население тратить свои сбережения. Другими словами, индекс показывает уровень и динамику оптимизма в отношении, как экономической ситуации, так и социального положения региона. Таким образом, индекс потребительских настроений – это индикатор, который позволяет провести независимую экспертизу эффективности социально-экономической политики государства на различных ее уровнях [2, с.85-95].
История вопроса. Первая методика измерения доверия потребителей была разработана Джорджем Каттонаво второй половине 50-х годов прошлого столетия. Его подход состоял в том, что он по-новому взглянул на теорию психологической экономики. Он считал, что сами сбережения не только зависят от возможности отложить какую-то часть дохода на будущее, но и от самого желания это сделать. Д. Каттона выделил три вида сбережений: контрактные (contractualsavings), дискреционные (discretionarysavings) и остаточные сбережения (residualsavings) [3, с. 30]. С начала 60-х годов прошлого века оценка индекса потребительских настроений (ИПН) стала проводиться в рамках проекта «Евробарометр» в европейских странах. В России подобные исследования на регулярной основе проводятся с 1993 года ВЦИОМ, Левада-Центром и Росстатом и некоторыми другими организациями [4].
Отметим особенности индексного подхода к оценке потребительских настроений. Во-первых, данный индекс прост в реализации и интерпретации, не требует сложного методического обеспечения. Во-вторых,он хорошо адаптируется к быстро меняющейся социальной экономической ситуации. В-третьих, индекс обладает хорошими прогностическими возможностями, позволяет прогнозировать изменения потребительской активности общества [5]. Потребительские ожидания, как правило, измеряются качественными вопросами, которые задаются жителям региона или страны. Существуют три основных критерия, которые имеют решающее значение в интерпретации результатов опроса – это план выборки, формулировка вопросов и методика обработки данных.
Нами было выявлено три группы методических подходов к оценке индекса потребительских настроений (таблица 1) [8]:
1. Методика Мичиганского университета. Индекс рассчитывается ежемесячно центром обследования потребителей Мичиганского университета. В основе методики лежит письменная анкета, которая рассылается по почте пяти тысячам респондентов и репрезентативная для национального уровня, бесповторная выборка. Статистика такова, что из разосланных пяти тысяч анкет заполненными возвращается примерно три с половиной тысячи. Анкета включает пять вопросов относительно текущей и ожидаемой (в течение ближайших шести месяцев) общеэкономической ситуации, ситуации с занятостью, а также ожидаемых (в течение ближайших шести месяцев) доходов семьи. Для каждого вопроса рассчитывается значение, которое составляет отношение долей положительных ответов к сумме долей положительных и отрицательных ответов.
2. Методика Европейского союза. Индекс ежемесячно рассчитывается по единой методологии, которая объединяет, как правило, ответы на четыре вопроса относительно ожидаемых изменений в личном материальном и общеэкономическом положении, занятости и личных сбережениях на протяжении следующих двенадцати месяцев. Частные индексы обычно рассчитываются как соотношение долей положительных и отрицательных ответов и с половинным весом промежуточных ответов. Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].
3. В третью группу вошли прочие индексы. Например, в Японии опросы группы потребителей проводятся Центром Шин Джо с периодичностью один раз в квартал. По пятибальной шкале оценивается пять вопросов: общее материальное положение, с какой вероятностью покупатели буду приобретать товары длительного пользования, а также перспективы роста дохода, цен и занятости. Нейтральные оценки приобретают вес 0,5, положительные – 0,75 и 1, соответственно шкале, а отрицательные – 0,25 и 0. Совокупный индекс потребительского доверия представляет собой среднее значение из пяти индексов и изменяется в диапазоне от 0 до 100% [4].
Таблица 1
Методические подходы к мониторингу потребительских настроений на основе индексов
Методика Мичиганского университета |
Год начала использования |
Методика Европейского союза |
Год начала использования |
Прочие методики (индексы) |
США |
1950 |
Бельгия, Франция, Дания, Великобритания, Италия, Германия, Греция,Нидерланды, Ирландия |
1985 |
США (ConferenceBoard); Япония (Центр Шин Джо); Канада (ConferenceBoard/Canada); Россия (Росстат) |
Россия |
1993 |
|||
|
|
|||
Португалия иИспания |
1986 |
|||
Финляндия |
1987 |
|||
Эстония ,Венгрия |
1992 |
|||
Австрия, Швеция, Чехия, |
1995 |
|||
Словения |
1996 |
|||
Словакия |
1999 |
|||
Болгария, Румыния, Кипр,Польша, Литва, Латвия, |
2001 |
|||
Люксембург |
2002 |
Остановимся подробнее на методике расчета индекса потребительских настроений в регионе (ИПНР). ИПНР показывает уровень оптимизма населения в отношении экономического и социального развития региона. Индекс строится на основе опросов общественного мнения, проводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнения домохозяйств(лицпринимающих решения). Опросы, как правило, проводятся по телефону, с помощью почтовых рассылок или через интернет. Индекс потребительских настроений включает:
- Индекс положения семьи.
- Индекс ожиданий.
- Индекс покупательской активности.
- Индекс межрегиональных сравнений.
Опросы общественного мнения включают, как правило, по пять-шесть вопросов (таблица 2).
Таблица 2
Вопросы, включаемые в опросник для оценки индекса потребительских настроений в регионе
Наименование индекса |
Формулировка вопроса |
(ИПС) индекс положения семьи |
Как Вы считаете, Ваше текущее материальное положение (вашей семьи), лучше, хуже или такое же, каким оно было год назад? |
(ИПС), индекс положения семьи (ИО), индекс ожиданий) |
Как Вы считаете, в ближайший год Ваше материальное положение станет лучше, хуже или останется таким же, как и сейчас? |
(ИО), индекс ожиданий |
Как Вы считаете, в течении 12 месяцев экономика в регионе станет лучше, хуже или останется без изменений? |
(ИО), индекс ожиданий |
Если говорить о развитии экономики в регионе на последующие 5 лет, то она станет лучше, хуже или останется без изменений? |
(ИПА), индекс покупательской активности |
Если говорить о крупных покупках для дома (телевизор, крупная бытовая техника), то, как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки? |
Индекс межрегиональных сравнений |
Как Вы считаете, нынешние условия жизни в нашей области лучше, хуже или примерно одинаковые, как и в целом по стране, в других регионах? |
Далее рассчитываются распределения ответов респондентов (нейтральные ответы, такие как «затрудняюсь ответить» или «примерно такое же» не учитываются), для каждого вопроса рассчитывается частный индекс (в процентах), который можно использовать в качестве оценки отношения населения к тем или иным изменениям социально-экономической ситуации в области, частный индекс рассчитывается в соответствии с формулой (1). Совокупный индекс рассчитывается как среднеарифметическое из индивидуальных индексов. Его значения варьируют в диапазоне от 0 до 200, при этом значения индекса менее 100 означают, что в регионе преобладает количество отрицательных ответов [4].
(1)
Где:
(Ix) –Частный индекс;
N(+) – Число положительных ответов;
N(-) –Число отрицательных ответов
Авторы планируют использовать ИПНР для разработки прогноза развития сетевого ритейлера Калининградской области. Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы разработали анкету, которая включает 10 вопросов. Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов. Вторая группа вопросов уточняет мнение респондентов относительно изменений в материальном положении, условий и качества жизни в регионе, а также социально-экономической ситуации в Калининградской области. Третья группа вопросов связана с выявлением динамики и склонности респондентов к покупкам длительного пользования и повседневного спроса. Планируемый объем случайной бесповторной репрезентативной выборки жителей региона составит триста восемьдесят четыре человека. Опрос планируется провести в июле 2016 года.
Литература:
- Гришина Е.Н, Трусова Л.Н. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России//Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития 2014, № 19-2. С.188-191.
- Дементьева, И.Н. Потребительские настроения населения в условиях политических перемен // Проблемы развития территории 2013, № 1.С.85-95.
- Ибрагимова Д.Х. Индекс потребительских настроений/ /Д.Х Ибрагимова, С.А. Николаенко.Москва: Поматур, 2005. 30 с.
- Ларионова Т.А. Индекс потребительских настроений // Официальный сайт Forex. 2016.URL: http://forexaw.com/ (дата обращения 20.03.2016).
- Индексы 2013-2015. Официальный сайт Левада-Центр. 2016. URL: http://www.levada.ru/old/indeksy (дата обращения 17.03.2016).
- Токарев В.В. Социальное самочувствие населения в условиях кризиса/ В.В. Токарев- Санкт-Петербург, 2009. 25 с.
- CurtinR., Presser S., and Singer E. The Impact of Nonresponse Bias on the Index of Consumer Sentiment. University of Michigan, 2000.
- Cutrin R Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment Journal of Business Cycle Measurement and Analysis. University of Michigan. 2007.
Ключевые слова
потребительские настроения в регионе, индекс потребительских настроений, диффузионный индексПохожие статьи
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке...
++ ... - 4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11]...
Особенности исследования потребительских настроений...
Индекс потребительских настроений[6]. Индекс потребительской уверенности[8]. Источник. Мичиганский университет.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, экономическая ситуация, настроение, индекс, Ваша семья, рубль...
Статистическое исследование индекса человеческого развития
Самым востребованным индексом для сравнения стран по уровню и качеству жизни является индекс человеческого развития (ИЧР).
В результате вычисляются три частных индекса: 1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни (формула 1): , (1).
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
Ключевые слова: деловая активность, индекс деловой активности, индекс PMI, диффузные индексы, индекс предпринимательской уверенности, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс предпринимательских ожиданий, индекс деловой среды.
Экономика счастья Российской Федерации. Сравнительный анализ...
Следующий индекс счастья — это индекс лучшей жизни, представленный организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Аспекты Индекса лучшей жизни ОЭСР. Данные по России (в индексах).
Статистический анализ диверсификации интеграционной...
Индекс Херфиндаля — Хиршмана традиционно используется для оценки диверсификации, однако он несопоставим для
Обзор методик по оценке индексов деловой активности. Расчет интегрального индекса производят на основе суммы 5 взвешенных индексов по.
Оценка социально-экономического положения населения...
Например, индекс развития человеческого потенциала.
Социально-экономическое положение России все еще не перешло к устойчивому развитию, когда отставание по уровню жизни уменьшилось в сравнении с западными странами, а лишь находится в стабильном кризисном...
Методы оценки качества государственного управления
Для России рассчитываются показатели GRICS, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс восприятия коррупции, индекс непрозрачности, индекс экономической свободы; присваиваются рейтинги инвестиций [4]. Одним из наиболее показательных методов является...
Похожие статьи
Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке...
++ ... - 4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11]...
Особенности исследования потребительских настроений...
Индекс потребительских настроений[6]. Индекс потребительской уверенности[8]. Источник. Мичиганский университет.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, экономическая ситуация, настроение, индекс, Ваша семья, рубль...
Статистическое исследование индекса человеческого развития
Самым востребованным индексом для сравнения стран по уровню и качеству жизни является индекс человеческого развития (ИЧР).
В результате вычисляются три частных индекса: 1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни (формула 1): , (1).
Обзор методик по оценке индексов деловой активности
Ключевые слова: деловая активность, индекс деловой активности, индекс PMI, диффузные индексы, индекс предпринимательской уверенности, конъюнктурный индекс «Финанс», индекс предпринимательских ожиданий, индекс деловой среды.
Экономика счастья Российской Федерации. Сравнительный анализ...
Следующий индекс счастья — это индекс лучшей жизни, представленный организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Аспекты Индекса лучшей жизни ОЭСР. Данные по России (в индексах).
Статистический анализ диверсификации интеграционной...
Индекс Херфиндаля — Хиршмана традиционно используется для оценки диверсификации, однако он несопоставим для
Обзор методик по оценке индексов деловой активности. Расчет интегрального индекса производят на основе суммы 5 взвешенных индексов по.
Оценка социально-экономического положения населения...
Например, индекс развития человеческого потенциала.
Социально-экономическое положение России все еще не перешло к устойчивому развитию, когда отставание по уровню жизни уменьшилось в сравнении с западными странами, а лишь находится в стабильном кризисном...
Методы оценки качества государственного управления
Для России рассчитываются показатели GRICS, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс восприятия коррупции, индекс непрозрачности, индекс экономической свободы; присваиваются рейтинги инвестиций [4]. Одним из наиболее показательных методов является...