Оценка налоговых поступлений от туристской деятельности в бюджет РФ | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (17) январь 2019 г.

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Бурмистрова, В. А. Оценка налоговых поступлений от туристской деятельности в бюджет РФ / В. А. Бурмистрова, К. С. Черноусова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 1 (17). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/111/3857/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена освещению системы налогообложения сферы туризма. Рассмотрены основные налоговые взносы и сборы, касающиеся туристической деятельности. Также описана ситуация итогов выплат налоговых сборов прошлого года.

Ключевые слова: налоги, туризм, налогообложение, предпринимательство в туризме.

The article is devoted to covering the system of taxation of tourism. Considered the main tax contributions and fees relating to tourism activities. Also described is the situation of the results of tax payments of the last year.

Keywords: taxes, tourism, taxation, entrepreneurship in tourism.

В настоящее время туризм становится мощной индустрией, приносящий существенные доходы в бюджет РФ. Он предоставляет собой важную часть экономики многих стран. Наличие развитой индустрии туризма влияет на занятость местного населения, загрузку ресторанов, гостиниц, привлечение иностранного капитала и т. п. Туризм воздействует на весомые отрасли экономики. К ним можно отнести транспортное обеспечение, связь, сельское хозяйство и прочее [3].

Туристские предприятия, так же как и любой другой вид предприятий, занимают важное место в хозяйственной системе. Значимой особенностью является то, что несколько «размыта» их отраслевая принадлежность, отсутствуют четко установленные границы сферы туризма [1].

Возможно выделение 2 групп:

– первичные предприятия, их функция — обслуживание туристов (туроператоры и турпосредники, транспортные предприятия специального назначения(перевозка туристов), гостиничные предприятия, прочие предприятия только туристского профиля).

– Вторичные предприятия — ориентируются на туристов, но могут пользоваться и местные жители (предприятия питания, транспортные предприятия общего назначения, прочие предприятия) [2].

В любом случае, каждое предприятие является плательщиком налогов. Неправильно относить все эти предприятия к категории «налоговые поступления от сферы туризма». Размытость и неопределенность туристской сферы не позволяет этого сделать, можно лишь говорить об определенной части налоговых платежей о производственных предприятий и предприятий сферы услуг, приходящихся на туристский сектор экономики [1].

Официальным публичным документом, из которого можно получить информацию о туристских налоговых поступлениях, являются формы статистической отчетности. Речь идет о 2 отчетах:

– отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской федерации (форма 1-НМ)

– отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (форма 4-НМ) [4].

Данные, содержащиеся в этих отчетах, сгруппированы в соответствие с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), часть из которых имеет отношение к туризму. Информация предоставляется, как в целом по РФ, так и в разрезе субъектов РФ. В таблице 1 в отношении страны в целом приведены пример таких данных.

Анализируя их, можно сделать вывод, что в структуре налоговых платежей, прямо или косвенно связанных со сферой туризма, наибольшая доля приходится на федеральные налоги и сборы.

Исходя из данных таблицы, мы видим, что в 2014 году было понижение налоговых платежей в российскую бюджетную систему. Это обуславливается несколькими причинами:

  1. Затяжной политический кризис на Украине, как следствие Крым лишился иностранных туристов, при этом поток туристов из России увеличился.
  2. Падение спроса на туры за рубеж, проблемами этого являются негласный запрет на выезд за рубеж для сотрудников силовых ведомств-ФСБ, МВД, затем прокуратуры и судов.
  3. Падение курса рубля, что стало серьезным ударом по выездному туризму. Рубль обесценился по отношению к доллару и евро на 50 %.
  4. Банкротство туроператоров.
  5. Многочисленные аресты руководителей обанкротившихся компаний за мошенничество [5].

Таблица 1

Поступление налоговых платежей вбюджетную систему РФ [4].

Группы налогов исборов по видам экономической деятельности

Поступление налогов исборов вконсолидированный бюджет РФ, млн. руб.

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Федеральные налоги исборы

Деятельность гостиниц

18541,5

10560,1

15980,5

17074,7

24 29,2

11679,9

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

93832,5

72460,3

98571,8

79990,1

110217,8

21226,0

Деятельность водного транспорта

10341,0

7467,1

14129,0

16023,9

23250,7

8862,6

Деятельность воздушного транспорта

14695,9

14451,5

21311,0

-6151,9

-3028,5

- 15482,3

Деятельность железнодорожного транспорта

107023,0

89984,7

126457,1

78076,3

115317,2

60 557,4

Деятельность сухопутного транспорта

197930,2

195121,0

260222,6

218822,2

269020,4

162689,2

Региональные налоги исборы

Деятельность гостиниц

2896,3

2340,2

3 169,9

2882,2

3 881,4

1797,2

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

7863,1

5 696,9

8068,3

7206,6

10232,4

3529,8

Деятельность водного транспорта

1345,6

1041,8

1397,2

912,3

1 160,3

544,1

Деятельность воздушного транспорта

2890,5

2398,9

3347,9

1061,7

1535,5

1443,8

Деятельность железнодорожного транспорта

33583,3

27578,7

37293,1

37299,2

51500,6

28764,7

Деятельность сухопутного транспорта

60104,4

15151,4

68221,9

59974,4

81574,0

53600,7

Местные налоги исборы

Деятельность гостиниц

1001,5

768,9

1256,8

1115,5

1430,7

394,1

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

2959,8

2488,4

3346,4

2158,1

2996,8

1075,6

Деятельность водного транспорта

229,4

199,8

267,2

117,9

147,8

57,8

Деятельность воздушного транспорта

157,6

111,4

146,6

120,1

156,9

64,7

Деятельность железнодорожного транспорта

1711,1

1331,0

1778,1

1490,1

1976,3

746,8

Деятельность сухопутного транспорта

3 429,7

2 620,5

3 647,1

2496,1

3262,1

1 314,0

Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами

Деятельность гостиниц

2284,4

1888,4

2493,3

2288,1

3103,0

1488,5

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

4829,3

4090,2

5383,1

5 298,3

7162,4

2698,8

Деятельность водного транспорта

282,6

212,9

299,8

257,4

359,5

284,3

Деятельность воздушного транспорта

88,4

51,9

67,1

51,5

76,0

60,1

Деятельность железнодорожного транспорта

91,5

60,6

176,7

67,8

92,1

89,0

Деятельность сухопутного транспорта

6960,1

5453,6

7250,1

6892,1

9174,7

6965,2

Также заметим, что в 2016 году снова произошел спад налоговых платежей в бюджет РФ. Обуславливается это тем, что отказаться от зарубежных поездок были вынуждены преимущественно граждане со средними доходами, предпочитающие туристические направления эконом-класса. В силу этого процент европейского направления, как более престижного и дорогостоящего, вырос. По оценкам журнала International Investment частичное перетекание туристов из турецкого направления в болгарского, греческое и кипрское сыграли меньшую роль, чем финансовой дифференциации туристов, определяющий их запросы и возможности. Это указывает на очевидную стабильность европейского направления, причем именно его премиум-сегмента [6].

Из данных таблицы видно, что в период с 2016–2018 год в деятельности воздушного транспорта налоговые поступления имеют отрицательную динамику, это обуславливается банкротством многих авиакомпаний.

Практически от всех видов экономической деятельности наблюдается рост налоговых платежей в российскую бюджетную систему, что свидетельствует о позитивных тенденциях в экономической деятельности туристских предприятий.

Сложность исчисления налогов во многом связана с порядком ведения бухгалтерского учета в различных отраслях, в том числе в сфере услуг. Это связано со спецификой признания и оценки финансово-хозяйственной деятельности (выручка от реализации) и стоимости имущества, т. е. показатели, формирующие налоговую базу [7].

В настоящее время туристические предприятия являются потенциальными плательщиками следующих основных налогов и сборов:

– на прибыль от основной деятельности;

– на прибыль предприятий с иностранными инвестициями;

– на прибыль от посреднической деятельности;

– дополнительные платежи по налогу на прибыль (от других видов предпринимательской деятельности);

– на прибыль от видеосалонов, азартных игр;

– на прибыль от кино и концертной деятельности;

– на имущество;

– налог на добавленную стоимость (НДС);

– налоги и платежи в дорожные фонды (налог на участников дорожного движения, налог на владельцев автомобилей, налог на приобретение автотранспортных средств);

– налог на загрязнение окружающей среды;

– обязательные платежи (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости);

– гостиничный сбор;

– сбор за пересечение границы;

– аэропортные налоги;

– сборы за получение лицензий, сертификатов, знаков соответствия, регистрационные сборы и пошлины;

– плата за строительство объектов в курортной зоне;

Естественно, не каждая туристическая компания платит все вышеуказанные налоги, сборы и платежи, но все они платят самые «тяжелые» налоги: НДС, прибыль, имущество, дорожные фонды и т. д.

Специфика уплаты налогов, обязательных платежей и сборов туристическими организациями определяется не только действующими правовыми актами. Здесь также стоит учитывать:

– виды предоставляемых услуг;

– схема работы туристической организации;

– численность персонала компании и ее принадлежность к сфере малого бизнеса;

– законная форма;

– социальный статус работников;

– система учета и отчетности;

– другие факторы.

В настоящее время туристическая организация (или индивидуальный предприниматель) может выбрать одну из трех систем (форм) налогообложения:

– общая (традиционное);

– упрощенная;

– система налогообложения туристических организаций и ИП, занятых в определенных общественных мероприятиях, с вмененным доходом.

Если рассматривать современные реалии, стоит выделить, что, например, доходы от туристической деятельности в прошлом 2017 году составили 3 трлн. рублей, что составило около 3,5 % от всего ВВП страны. И уже сегодня представители Росстуризма прогнозируют рост данной статьи доходов к 2025 году до 5 трлн. рублей, что составит около 5 % от ВВП страны [8].

Увеличение доходов от налоговых сборов в сфере туризма выступает немаловажной задачей стратегического развития страны.

Литература:

  1. Овчаров А. О. Оценка туристских налоговых поступлений в бюджетную систему РФ//Налоги и налогообложение № 5, 2014, с.467–475
  2. Информационный портал EN.PPT-ONLINE.ORG [Электронный ресурс].- URL: https://en.ppt-online.org/ (дата обращения 21.11.18)
  3. Информационный портал SPRAVOCHNICK.RU [Электронный ресурс].- URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения 21.11.18)
  4. Информационный портал NALOG.RU [Электронный ресурс].- URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения 21.11.18)
  5. Информационный INTERFAX.RU [Электронный ресурс].- URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения 21.11.18)
  6. Информационный портал INTERNATIONALINVESTMENT.BIZ [Электронный ресурс].- URL: http://internationalinvestment.biz/ (дата обращения 21.11.18)
  7. Информационный портал VEDOMOSTI.RU [Электронный ресурс].- URL: http://www.vedomosti.ru / (дата обращения 21.11.18)
  8. Информационный портал IZ.RU [Электронный ресурс].- URL: http://IZ.RU / (дата обращения 21.11.18)
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, налог, воздушный транспорт, водный транспорт, деятельность гостиниц, железнодорожный транспорт, организация отдыха, платеж, предприятие, сухопутный транспорт, экономическая деятельность.

Ключевые слова

туризм, налоги, налогообложение, предпринимательство в туризме

Похожие статьи

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых

Водный транспорт. Россия — одна из ведущих морских держав мира. На морские перевозки приходится более 60 % внешнеторговых грузов России.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества.

- рост конкурентоспособности предприятий общественного транспорта

Транспорт, как грузовой, так и пассажирский в нашей стране способствует решению таких...

Государственное регулирование транспортной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная деятельность, автомобильный транспорт, предприятие

В России длительное время существовала чрезмерная регламентация деятельности всех участников экономической и социальной жизни общества.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского — круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта.

Роль туристской деятельности в экономике Российской Федерации

В рамках анализа результатов деятельности туризма и влияния на экономическую ситуацию в России целесообразно также оценить уровень посещаемости.

Деятельность сухопутного, водного, воздушного и космического транспорта

Деятельность гостиниц и ресторанов.

Финансы компаний воздушного пассажирского транспорта

Развитие же авиационного транспорта с точки зрения конкретных авиакомпаний в большинстве случаев зависит от состояния аэропарка. Если говорить о формировании финансовых ресурсов авиакомпаний, то существуют два источника их пополнения: внутренний и внешний.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Статья посвящена исследованию опыта транспортного обслуживания населения в зарубежных странах и возможности его применения в России. Были рассмотрены модели государственного регулирования деятельности пассажирского транспорта в различных странах в зависимости...

Вклад туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края

- деятельность больничных учреждений. - пассажирский транспорт. - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

При расчетах в качестве доходной части предприятий отраслей использовалась не выручка организации, а ее оборот за...

автомобильный транспорт, организация перевозки грузов...

Сложности организации взаимодействия нескольких видов транспорта. На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его

При существовании любых возможных путей сообщения в нашей стране автомобильный транспорт остается наиболее используемым.

Похожие статьи

Перспективы развития различных видов транспорта...

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых

Водный транспорт. Россия — одна из ведущих морских держав мира. На морские перевозки приходится более 60 % внешнеторговых грузов России.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества.

- рост конкурентоспособности предприятий общественного транспорта

Транспорт, как грузовой, так и пассажирский в нашей стране способствует решению таких...

Государственное регулирование транспортной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная деятельность, автомобильный транспорт, предприятие

В России длительное время существовала чрезмерная регламентация деятельности всех участников экономической и социальной жизни общества.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского — круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта.

Роль туристской деятельности в экономике Российской Федерации

В рамках анализа результатов деятельности туризма и влияния на экономическую ситуацию в России целесообразно также оценить уровень посещаемости.

Деятельность сухопутного, водного, воздушного и космического транспорта

Деятельность гостиниц и ресторанов.

Финансы компаний воздушного пассажирского транспорта

Развитие же авиационного транспорта с точки зрения конкретных авиакомпаний в большинстве случаев зависит от состояния аэропарка. Если говорить о формировании финансовых ресурсов авиакомпаний, то существуют два источника их пополнения: внутренний и внешний.

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Статья посвящена исследованию опыта транспортного обслуживания населения в зарубежных странах и возможности его применения в России. Были рассмотрены модели государственного регулирования деятельности пассажирского транспорта в различных странах в зависимости...

Вклад туризма в макроэкономические показатели Хабаровского края

- деятельность больничных учреждений. - пассажирский транспорт. - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

При расчетах в качестве доходной части предприятий отраслей использовалась не выручка организации, а ее оборот за...

автомобильный транспорт, организация перевозки грузов...

Сложности организации взаимодействия нескольких видов транспорта. На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его

При существовании любых возможных путей сообщения в нашей стране автомобильный транспорт остается наиболее используемым.

Задать вопрос