Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Бердиева, Г. Ш. Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей / Г. Ш. Бердиева, Н. И. Джумаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/143/ (дата обращения: 11.05.2024).

Кардинальные изменения в жизни нашего общества нашли отражение в системе непрерывного образования. На основе Национальной программы по подготовке кадров перестраивается не только структура образования, но и его характер. «Самое главное, нужно осознать то, что не решив вопрос кадров, трудно будет добиться от наших действий и устремлений ожидаемых результатов, изменения нашей жизни, повышение духовности. Стало быть, совершенствование работы по подготовке кадров, соответствующих требованиям времени, должно стать главным направлением нашей деятельности» [1].

Поэтому одной из приоритетных задач государства и общества является обучение и воспитание молодежи, всестороннее развитие личности через систему образования. Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании " ориентирует на подготовку новой генерации кадров на основе приоритета личности, гуманизации образования (раскрытие способностей человека и удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, обеспечения приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизации отношений личности, общества и окружающей среды) и гуманитаризации (формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления).

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это формирование, наряду со специальными знаниями, умениями и навыками, широкой мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органического восприятия национальных и общечеловеческих ценностей.

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане) преподавания и освоения общественных и гуманитарных наук с приоритетом формирования профессионального, творческого, гуманитарного мышления, эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности и культуры.

В этой связи интенсифицируются разработки научно-теоретических аспектов содержания и процесса модернизации системы, технологии обучения — воспитания- развития, прежде всего в системе высшего педагогического образования, особенно в подготовке педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, что чрезвычайно важно осуществлять при изучении общепедагогических дисциплин (во взаимосвязи со специально-гуманитарными).

Для реализации принципа приоритетности комплексного исследования педагогических проблем, провозглашенного в Национальной программе по подготовке кадров, в частности теоретико-практических вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров, в том числе для профессиональных колледжей предоставляется широкая возможность внедрения в образовательный процесс усовершенствованного содержания, новых педагогических технологий, прогрессивных духовно-нравственных, культурно-исторических, национальных и общечеловеческих ценностей; подготовки будущих преподавателей профессионального колледжа к выполнению важной социально-педагогической функции образовательно-воспитательной, как в учебной, так и во внеучебной работе. В пределах упомянутых учебных дисциплин, особенно гуманитарных, повышается возможность изыскания новых педагогических технологий формирования гармонично развитой личности; усиления при этом гуманизации, гуманитаризации и демократизации профессионального образования будущих преподавателей колледжей; использования высоких национальных и мировых ценностей.

Исследование теоретико-педагогических и практических основ профессиональной подготовки педагогических кадров гуманитарного профиля для профессиональных колледжей в системе высшего образования рассматривается как чрезвычайно важная и актуальная социально-педагогическая проблема. Ее значимость возрастает в связи с четкими ориентирами на подготовку педагогических кадров в Национальной программе, где важным компонентом профессионально-педагогической подготовки является личность (субъекта и объекта обучения). Значимость проблемы усиливается в связи с приоритетом новых факторов образования, обусловливающих формирование, развитие и воспитание личности будущего специалиста, его профессионально-педагогическую подготовку. Это, прежде всего, современные теоретико-методологические подходы, опирающиеся на основные положения по подготовке кадров в Национальной программе.

Подготовка педагогических кадров осуществляется с учетом социально-общественных и других преобразований в обществе, новых тенденций, направлений и педагогических новаций в образовании, с использованием национальных и общечеловеческих ценностей, с целевой установкой на подготовку современного эталона специалиста в сфере образования, в частности в такой его новообразовательной структуре, как профессиональный (педагогический) колледж.

Концептуально важным является необходимость разработки основ структурно-содержательной и логико-педагогической системы подготовки будущих преподавателей гуманитарного профиля для профессиональных колледжей, в которой научно аргументированы теоретические и практические основы этого процесса в их диалектической связи и обусловленности при главном приоритете — личности будущего учителя. В качестве приоритета выделяется гуманитарная и общепедагогическая подготовка — как теоретическая и практическая основа педагогической деятельности, а также педагогическая практика, интенсифицирующая процесс профессионального становления и самоопределения, актуализации и углубления теоретических знаний студентов, развивающую и совершенствующую педагогические умения, навыки и способности будущих преподавателей гуманитарных дисциплин в профессиональных колледжах.

Образование в Узбекистане провозглашено приоритетным в сфере развития Республики, а личность его главным субъектом и объектом. Личности будущего учителя, как потребителю образовательных услуг, гарантируется качественное образование и профессиональная подготовка, всестороннее и гармоничное развитие - согласно Государственным критериям личности будущего специалиста, изложенным в программе и Государственных образовательных стандартах; необходимость разработки и внедрения нового содержания эффективных организационных и педагогических форм и средств, с опорой на национальные и культурно-исторические традиции народа и общечеловеческие ценности, с учетом современных реалий; важность и актуальность профессиональных колледжей при государственной регламентации общих требований к содержанию, процессу, новым педагогическим технологиям и качеству подготовки кадров, прежде всего на основе демократизации, гуманизации, гуманитаризации профессионально-образовательного процесса.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что самой трудной задачей при строительстве демократического государства с рыночной экономикой и гражданского общества будет «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности» [2].

Учитывая вышесказанное, разработана модель современного учителя как эталона и образца для студентов — будущих преподавателей педагогического колледжа, которая создана на основе изучения требований к кадрам в Национальной программе, высказываний великих мыслителей — ученых Востока об учителе, Государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к конкретному профессиональному профилю, соответствующие положений психологии, педагогики, современной теории и реальной практики подготовки педагогических кадров для профессиональных колледжей, на основе сформированных требований к современному учителю, а именно:

-        высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-        реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

-        гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

-        подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

-        высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

-        потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-        физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Итак, Национальная программа по подготовке кадров ориентирует высшие педагогические школы на современные направления образования, более совершенные теоретико-практические подходы к подготовке будущих преподавателей. При этом актуален вопрос профессионально-педагогической подготовки за счет активизации профессионально-познавательной         и интеллектуально-творческой деятельности будущих педагогических кадров, педагогических новаций, тесной связи соотношения теоретической подготовки студентов с педагогической практикой, повышения уровня воспитательного процесса, особенно духовно-нравственного (на основе национальных и общечеловеческих ценностей), педагогической культуры, прежде всего педагогической этики; внимание самосовершенствованию, личностному и профессиональному.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Современные кадры — важный фактор прогресса. Т. 6, -Т., «Узбекистон» -1998. -С 246.

2.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.

3.                  Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных учебных заведений. Ташкент: Фан, 2005. –С.116.

Основные термины (генерируются автоматически): Национальная программа, подготовка кадров, гуманитарный профиль, кадр, профессионально-педагогическая подготовка, богатое мировоззрение, высокая духовность, педагогическая практика, профессиональная подготовка, современный учитель.

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна.

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016).

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Обретение Узбекистаном суверенитета стало важной вехой в истории развития образования и науки в республике. Принятый Закон о Национальной программе по подготовке кадров поставил перед работниками образования важные задачи в модернизации образования.

Современные аспекты профессиональной подготовки...

профессиональная подготовка, профессиональная подготовка бакалавров, культура речи педагога, профессиональная деятельность, умение, знание, качество образования, профессиональная подготовка... Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное образование, исследовательская деятельность, профессиональное обучение, педагогическая наука, опытно-экспериментальная работа, образовательная практика...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Роль практики в формировании профессионального...

Подготовка студентов должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке педагогических кадров.

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую...

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

Проблема подготовки педагогических кадров — одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в 2011 году в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Похожие статьи

Профессиональная подготовка педагога...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Автор: Циулина Марина Владимировна.

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016).

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Обретение Узбекистаном суверенитета стало важной вехой в истории развития образования и науки в республике. Принятый Закон о Национальной программе по подготовке кадров поставил перед работниками образования важные задачи в модернизации образования.

Современные аспекты профессиональной подготовки...

профессиональная подготовка, профессиональная подготовка бакалавров, культура речи педагога, профессиональная деятельность, умение, знание, качество образования, профессиональная подготовка... Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

профессиональное образование, исследовательская деятельность, профессиональное обучение, педагогическая наука, опытно-экспериментальная работа, образовательная практика...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Роль практики в формировании профессионального...

Подготовка студентов должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке педагогических кадров.

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую...

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

Проблема подготовки педагогических кадров — одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в 2011 году в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Задать вопрос