Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 08.04.2018

Статья просмотрена: 1179 раз

Библиографическое описание:

Каминская, Е. Ю. Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии / Е. Ю. Каминская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3214/ (дата обращения: 15.05.2024).



В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Ключевые слова: инновации, инновации в сфере хореографии, инновационная деятельность, учреждения дополнительного образования, хореографический коллектив.

Эффективный образовательный процесс, стоящий на крепком теоретическом, методическом и правильно выстроенном практическом фундаменте, всегда является основой для успешной реализации социальных требований, выдвинутых государством к подготовке активных, компетентных, нацеленных на созидательную деятельность членов общества. Успешная, в социальном смысле этого слова, личность на современном этапе востребована в различных сферах. Люди, готовые к преобразованиям, понимающие важность повышения уровня своего профессионального мастерства, ищущие новые пути для своего развития, объективно оценивающие действительность и направляющие свою созидательную силу на улучшение социального развития общества, всегда являются опорой государства, понимают свою роль в жизни социума и смысл своей жизни.

Являясь участниками качественно новых социальных преобразований, представители социума с высоким уровнем адаптации к происходящим общественным и экономическим процессам, способны к инновационному индивидуальному мышлению, способствующему более высокому уровню их компетентности в основной деятельности и, как следствие, к активной жизнеутверждающей позиции.

Следовательно, современный этап развития образования — это уход от стандартного понимания своих целей и функций, это пересмотр внутренних составляющих процесса в соответствии с имеющимися объективными и субъективными преобразованиями социальной действительности, это новое понимание инноваций в образовательном процессе и их роли в социализации личности.

Под инновациями, понятие которых впервые появилось в XIX веке, в широком смысле этого слова, понимаются итоги научных исследований, результаты внедрения нового средства, направленного на улучшение, совершенствование или преобразование конкретной деятельности в различных сферах жизни общества. Исследователи, занимающиеся изучением проблем инновационной деятельности, определяя сущность инновации, обращают внимание на различные аспекты этого феномена. Следует заметить, что подходы к определению понятия инновации у представителей западного и российского научного мира отличаются. Если многие российские ученые вкладывают в понятие инновации результат нововведения, то зарубежные ученые видят в определении инновации, прежде всего, процесс по достижению чего-то нового.

Так, например, А. И. Пригожин определяет инновацию как целенаправленное изменение среды внедрения, которое вносит в нее новые элементы. Эти элементы являются предметом нововведения и по своему характеру могут быть как материальными, так и социальными [4,с.28]. А. И. Пригожин рассматривает инновацию как значительное или существенное изменение, а сам процесс нововведения как качественное преобразование состояния системы, в которую вносится нечто новое [4,с.16–17].

Н. Н. Молчанов определяет инновацию как результативный научный труд, который имеет общественно полезное значение [3], а В. Р. Веснин инновации связывает с изменениями, которые происходят в связи внедрением нового. [1].

С точки зрения конечного результата от внедрения нового инновации рассматриваются Р. А. Фатхутдиновым. Он акцентирует внимание на всем разнообразии сфер жизнедеятельности человека, где могут происходить изменения и преобразования [7]. Представитель зарубежного ученого мира Г.Менш рассматривает инновации как результат создания новых технологий на основе научных открытий.

Ш.Дертинг, описывает инновации с двух сторон. С одной стороны, он видит в них процесс по созданию только нового, а с другой стороны, характеризует их как положительный результат от внедрения [8].

Таким образом, мы делаем вывод, что под инновациями в широком смысле этого слова, может пониматься конкретная деятельность или ее результат, а также полный цикл введения нового или его финал.

На сегодняшний день в нашей стране изменилось понимание роли образования в обществе, изменилась национальная политика и приоритетные задачи в образовании. В связи с этим вышли на первый план значительные инновационные преобразования, имеющие поступательное развитие и требующие постоянного научного осмысления. Мы видим модернизацию образования, кардинальное решение многих проблем, расширение научных исследований и апробацию целого комплекса инновационных образовательных технологий по целому ряду направлений.

Инновации в образовании на данном этапе развития общества несут с собой существенные изменения, имеющие своей целью введение новых идей, открытий, элементов, вызывающих обновление образовательного процесса в целом или отдельной его части. И как следствие, инновационные технологии, являющиеся одной из форм нововведений в образовательном процессе, становятся воплощением нового научного знания в специально разработанной схеме, действие которой направлено на совершенствование образовательной деятельности.

Наблюдается потребность в технологиях, ориентированных не только на эффективное получение знаний. Широко востребованы инновационные технологии, имеющие ярко выраженную социальную направленность, а так же отвечающие индивидуальным потребностям молодого поколения и запускающие механизмы саморазвития личности, обеспечивая ее социальное становление.

Практика введения инновационных технологий популярна в различных сферах образования. В настоящее время учреждения дополнительного образования встали в один ряд по ведению инновационной работы с общеобразовательными учреждениями. Пройдя частичное реформирование в последние годы, и испытав сложности различных исторических периодов, учреждения дополнительного образования сохранили статус социального института, ведущая деятельность которого направлена на обеспечение полноценного процесса воспитания и развития личности. Особенностью данных учреждений является их способность выступать единым объединяющим фактором инновационных образовательных процессов и процессов усвоения социальных ценностей и опыта молодежью.

По данным нашего исследования на сегодняшний день общественно привлекательными, современными и популярными среди молодежи в рамках учреждения дополнительного образования остаются хореографические коллективы — представители художественно-эстетического направления. Они являются своеобразным центром, предоставляющим возможности для творческого действия педагогов и воспитанников, апробации новых образовательных технологий с целью повышения эффективности образовательного и воспитательного процессов, а также для самосовершенствования подрастающего поколения [2, с.58]. При таком подходе к пониманию назначения хореографического коллектива выделяется его важная роль в инновационном образовательном процессе и в эстетическом, психологическом и физическом становлении его участников.

На сегодня инновации в сфере хореографии уже не являются чем-то новым и необычным, они органично вписались в современное искусство. В связи с этим учебный процесс по обучению хореографии вышел на новый уровень актуальности вопроса о новизне хореографической школы, о ее ключевых моментах дальнейшего развития, об эволюции хореографических инноваций и их тесной связи с личностью тех, кто их создает.

Согласно систематике инноваций, инновационные технологии в хореографии (А. В. Хуторской):

‒ являютсяструктурным элементом образовательной системы,

‒ ориентированы на становление личности и развитие ее способностей, а также на повышение эффективности учебной деятельности обучающихся,

‒ применимы в учебном процессе по конкретной образовательной дисциплине,

‒ эффективны при коллективном, групповом и индивидуальном обучении,

‒ являются средством, обеспечивающим обновление педагогического процесса,

‒ могут носить различный характер от планового, случайного до систематического и периодического,

‒ служат методическим обеспечением образовательного процесса для конкретного педагога или группы педагогов — единомышленников,

‒ могут быть применены в любых учреждениях образования,

‒ носят, как правило, локальный характер, но при соблюдении определенных условий, более широко распространяются,

‒ способствуют либо корректирующим, либо модифицирующим преобразованиям.

Иными словами, инновационные технологии в хореографии могут быть специально разработаны для изучения определенного предмета или их совокупности, апробированы в рамках конкретного творческого или образовательного проекта, или быть случайными в процессе педагогической деятельности.

Разработка инновационных технологий в хореографии — это ответ на многие вопросы, возникающие в процессе поиска методов стимулирования и поддержки постоянного интереса обучающихся к творческому познанию.

Необходимость введения инновационных технологий в области хореографии обусловлена, как правило:

‒ объективной оценкой образовательного процесса,

‒ сравнительным анализом публичных выступлений конкретного коллектива с другими участниками массовых мероприятий,

‒ изменением конъюнктуры концертной сферы города или другого населенного пункта,

‒ пониманием педагогом потребностей молодого поколения,

‒ анализом результатов анкетирования воспитанников и их родителей.

Также на необходимость перемен оказывают влияние объективные факторы, сложившиеся в образовательном учреждении, (например, созданы условия для инновационной деятельности и для апробации опытно-экспериментальной работы) и субъективные факторы (педагоги, готовые к работе, педагоги-единомышленники).

Инновационные технологии в хореографии по классификации А. М. Саранова относятся к научно-методическому уровню, который включает в себя разработку методического обеспечения образовательного процесса и его дальнейшую апробацию [5, с.226–234].

Следует заметить, что инновационные технологии в хореографии характерны, в основном, для современных ее направлений. Классическое образование неохотно допускает введение нового в образовательный процесс, устоявшийся годами. Да и по количественному охвату молодежи специализированные учреждения значительно уступают центрам дополнительного образования по вполне понятным причинам. Узкая специализация в хореографическом искусстве и массовое хореографическое творчество — это две противоположности по многим позициям, но все-таки связанные одним целым под названием «танец». (С. В. Акишев, Н. А. Евстратова, Е. Н. Михайлова).

Инновационные технологии, как и любое нововведение в хореографии, имеют свои закономерности в развитии. Первоначальный этап заключается в понимании педагогом необходимости совершенствований или изменений в образовательном процессе, проходящем по конкретной программе, и принятии решения о внедрении комплекса инновационных технологий в обучение. Затем следует теоретическое обоснование самой инновации и необходимости ее внедрения на основе имеющихся психолого-педагогических теорий, и создание методологической базы, обеспечивающей данный инновационный процесс. Третий этап заключается в решении целого ряда организационных вопросов, связанных с началом введения инновационных технологий в процесс обучения. На смену третьему этапу приходит четвертый этап, заключающийся в анализе результатов проведенной работы, необходимой корректировке и в доведении процесса введения инновации до стабильного результата. При успешной реализации всего вышеописанного наступает стадия внедрения инновационной технологии или целого комплекса технологий в образовательный процесс конкретного направления или дисциплины [6, с.66–72].

Разработка и внедрение новых технологий — это активный инновационный процесс в хореографии, активизирующий личностный потенциал участников процесса, способствующий развитию их индивидуальности и оптимизации введения различных инновационных комплексов в образовательный процесс.

Инновационные технологии в хореографии разрабатываются на фоне:

‒ возросших потребностей в обновлении технологического аппарата обучения,

‒ установки на социально ориентированные программы, учитывающие потребности личности и интересы социальных групп,

‒ интенсивного развития инновационных процессов в образовании,

‒ осознания потребности молодежи в приобретении социальных знаний и умений,

‒ понижения интереса к культурному наследию общества у молодежи.

Тем не менее, постоянно идет накопление опыта у педагогов, поиск новых форм связи традиционных и инновационных методов обучения, понимание преемственности в образовании, рождение нового качества образования, формирование современного взгляда на инновации и, как следствие, создание условий для сознательного, целенаправленного и востребованного временем инновационного процесса.

Инновационные технологии в хореографии относятся к нововведениям, объединяющим теоретическое и практическое знание. Их введение результативно при соблюдении следующих условий:

‒ готовности потенциальных потребителей (в данном случае, обучающихся) к введению нового в образовательный процесс,

‒ готовности педагога или группы педагогов вести инновационную деятельность,

‒ готовности администрации учреждения поддержать инновационную работу всеми имеющимися в своем распоряжении ресурсами (методическими, организационными, материально — финансовыми),

‒ осознании всеми участниками инновационного процесса важности введения новшеств в условиях возрастающей зависимости степени социальной адаптации личности от результатов образовательного процесса,

‒ новизна предлагаемых нововведений очевидна и может быть широко востребована.

Говоря о введении в курс хореографии инновационных технологий обучения, следует отметить и факторы, не способствующие эффективности данного процесса. Среди них:

‒ высокая загруженность педагогов повседневной текучкой,

‒ отсутствие поддержки среди коллег,

‒ ограничения со стороны администрации,

‒ отсутствие стимулирующей составляющей инновационного процесса,

‒ личная психологическая неуверенность в себе педагога.

На сегодняшний день инновационные технологии в хореографии отличаются по своей конструкции и механизмам воздействия, но уверенно занимают свое место в образовательном пространстве, отражая всю его многогранность. Несмотря на то, что степень распространения инновационных технологий различна, они вносят свой вклад в продуктивное преобразование всего образовательного процесса и обеспечивают его новыми востребованными методическими разработками.

Наши наблюдения показали, что инновационные технологии в хореографии могут быть очень разнообразны, отличаться большой специфичностью, направленностью и масштабностью действия. Если говорить о технологиях, направленных не только на совершенствование техники исполнительского мастерства, то следует отметить, своевременное появление инновационных технологий в качестве отражения современных требований к образованию.

Таким образом, мы можем констатировать, что инновационные технологии, становясь социально актуальным механизмом, являются эффективной формой реализации поставленных педагогических задач.

Литература:

  1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. / В. Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с.
  2. Десятов, В. И. Связь с общественностью в управлении социокультурными проектами в контексте антропологического подхода / В. И. Десятов, Г. В. Оленина. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. — 266 с.
  3. Молчанов, И. Н. Национальный проект «Образование» как инновационный этап развития российской высшей школы (глава 15). В книге: «Человеческий капитал и образование» / И. Н. Молчанов; под. ред. Е. Н. Жильцова, В. Н. Черковца, Р. Т. Зяблюк. — М. Издательство ТЕИС, Экономический факультет МГУ, 2009–324 с.
  4. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. — Москва: Политиздат, 1989. — 271 с.
  5. Саранов, А. М. Функции методологии педагогики в инновационном поиске развивающейся школы / Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 1998. — С. 226–234.
  6. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность./ — В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. — М., 1997. — С. 66–72.
  7. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. / Р. А. Фатхутдинов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2002.
  8. Эндрю, Д. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Д. П. Эндрю, Г. Л. Сиркин. — Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, инновация, дополнительное образование, инновационная деятельность, хореография, инновационный процесс, процесс, инновационная работа, методическое обеспечение, молодое поколение.

Похожие статьи

Использование инновационных методов в образовании

Соответственно развитие инновационных процессов — есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Инновации в образовании необходимы...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада...

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

дополнительное образование, инновационная деятельность, образовательное учреждение, виртуальный музей, образовательный процесс, подрастающее поколение, творческое развитие, окружающая...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Инновационные технологии в образовательном процессе.

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких...

Инновация в образовании: понятие и сущность

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и...

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация. В течение нескольких лет...

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовательном процессе. Автор: Габбасова Лилия Зяудатовна.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Инновационная деятельность педагога в образовании

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование...

Похожие статьи

Использование инновационных методов в образовании

Соответственно развитие инновационных процессов — есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Инновации в образовании необходимы...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада...

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

дополнительное образование, инновационная деятельность, образовательное учреждение, виртуальный музей, образовательный процесс, подрастающее поколение, творческое развитие, окружающая...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Инновационные технологии в образовательном процессе.

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких...

Инновация в образовании: понятие и сущность

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и...

Приоритетные инновации в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале...

Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация. В течение нескольких лет...

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовательном процессе. Автор: Габбасова Лилия Зяудатовна.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Инновационная деятельность педагога в образовании

образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие, дошкольное образование...

Задать вопрос