Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения к культуре
Автор: Матвеева Мария Андреевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 15.11.2017
Статья просмотрена: 491 раз
Библиографическое описание:
Матвеева, М. А. Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения к культуре / М. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2857/ (дата обращения: 10.11.2024).
Важной задачей современного общества является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. На сегодняшний день уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования, где дети параллельно с обучением художественно — эстетически, нравственно и духовно наполняют себя, формируют свое мировоззрение, а главное приобщаются к искусству и культуре. Одним из видов искусств, оказывающих колоссальное влияние на эстетическое и физическое развитие наших детей является хореографическое искусство.
Дети, приходя получать знания в учреждения дополнительного образования на хореографическое отделение или любое другое в первую очередь хотят заниматься любимым делом, тем, что им нравится. Главная задача педагога на этом этапе помочь ребенку войти в мир искусства, заинтересовать его и постараться удержать этот интерес на протяжении всего обучения, не смотря на трудности, которые могут возникать на его пути.
Для этого педагог должен не забывать, что кроме следования по учебному плану, выдачи необходимого материала в его обязанности входит и воспитательная работа. Воспитательную работу мы можем разделить на две части: работа с детьми во время занятий и внешкольная воспитательная работа, и работа с родителями. Отсюда есть необходимость ее грамотно выстраивать, чтобы она была не просто внеклассным времяпровождением, а действительно имела воспитательный эффект, а также влияла на повышение заинтересованности детей к учебной деятельности и на их всеобщее развитие, так как только с параллельным обучением и воспитанием мы можем достичь наивысших результатов.
Исходя из этого, мы решили провести исследование в 4 классе хореографического отделения одной из детских школ искусств города Тюмень и подтвердить, что такое искусство, как народный танец, имеет огромные воспитательные возможности для детей. А воспитательная работа, в частности во время внеурочной деятельности, связанная именно с этим хореографическим направлением может помочь повысить заинтересованность учащихся к учебной деятельности, а также внести большой вклад в приобщении их к культуре, что является немало важным на сегодняшний день.
Наше исследование проходило в 3 этапа.
В начале учебного года на общем вводном собрании у 4 класса была оглашена программа по хореографическому искусству в новом учебном году, в соответствии с которой добавился еще один учебный предмет «Народно-сценический танец». Именно с включением новой дисциплины у родителей и детей возникло много вопросов, так как стереотипно народно-сценический танец многие люди рассматривают как очень узкое направление, в связи с тем, что очень мало знакомы с ним и даже не представляют, на сколько он, не смотря на все стереотипы, может быть интересен своим многообразием и широтой, а также полезен для культурного развития.
Поэтому для начала мы составили анонимную анкету «Я и народный танец» на выявление того, какой информацией о народно-сценическом танце владеют дети и родители, интересно ли им это, хотели бы они знакомиться ближе с этим видом искусства.
Всего в анкете 8 вопросов, условно мы их поделили на две части. Стоит отметить, что вопросы не были профессиональной направленности.
Первая часть — это вопросы об уровне знаний о народном танце. Вторая часть о желании узнавать о народно-сценическом танце. Вариантами ответа были: да, нет, возможно.
Всего прошло анкетирование 36 человек: 18 детей и 18 родителей.
Обработав анкеты, мы получили следующие данные, представленные ниже:
Рис. 1. Результаты опроса детей
Данные результаты нам говорят о том, что народный танец еще не освоенный пласт культуры, они практически с ним не знакомы, поэтому желания познавать его так же мало выражено.
Результаты опроса родителей, представленные в следующей гистограмме, не отличаются от детей, они аналогичны, что показывает нам такую же картину об уровне владения знаниями и желанием узнавать.
Рис. 2. Результаты опроса родителей
Исходя из полученных результатов, которые говорят нам о низком уровне знаний о народном танце, мы перешли ко второму этапу, и нами была разработана программа воспитательной работы «Народно-сценический танец, как условие приобщения к культуре», в неё входили мероприятия, как для детей, так и для родителей целью которой явилось повышение уровня знаний по учебному предмету «Народно-сценический танец», а так же приобщение к культуре посредством народного танца, итак с помощью одной программы мы попробовали решить сразу две задачи:
- Повысить знания детей о народном танце.
- Приобщить детей к культуре.
Реализация программы проходила в течение первой четверти. В Программу входили:
- Тематическая беседа с родителями: «Народно-сценический танец, как фактор духовно-эстетического развития детей».
В данной тематической беседе, мы постарались донести до родителей все плюсы детей от занятия ими народно-сценическим танцем. Рассказали, какие качества формируются во время занятий, как расширяется общий кругозор детей от многообразия именно этого вида искусства.
- Классный час с детьми на тему: «История становления народного танца, как хореографического искусства».
Мы выбрали именно эту тему для классного часа, так как для начала детям нужно узнать историю, как формировалось наследие народного танца, а после уже его положение на сегодняшний день. А особенно было важным познакомить детей с историей народного танца в России, так как она очень многогранна и для культурного развития необходимо владеть информацией.
- Классный час с детьми на тему: «Народные танцы в балетах П. И. Чайковского».
Эта тема по нашему предположению была бы очень интересна детям, так как многие считают, что балет и народный танец не могут сосуществовать вместе. Мы постарались показать обратное, на примерах народных танцев из балетов известных всему миру искусства.
- Посещение концерта народных коллективов города Тюмень «История народного танца» вместе с родителями и детьми.
Данное внешкольное мероприятие организовывалось с целью не только посмотреть, как танцуют профессиональные коллективы и приобщиться к культуре, но и для сплочения всего коллектива, большим плюсом бы послужило посещение этого мероприятия вместе с родителями.
- Посещение мастер-класса с детьми на тему «Особенности польского народного танца».
Мастер-класс организованный нами дает возможность детям поработать с другим педагогом, ощутить себя в другой атмосфере, а главное получить новые знания о польском танце.
После реализации программы мы перешли на третий этап нашего исследования. Детям и родителям были розданы те же самые анкеты, на которые они отвечали в начале учебного года.
По результатам опроса детей мы можем сказать, что уровень знаний о народном танце практически у всех детей повысился, а желание узнавать о народном танце выросло до наивысшего показателя.
Рис. 3. Результаты опроса детей
По результатам опроса родителей мы тоже можем увидеть динамику, уровень знаний и уровень желания узнавать возрос.
Рис. 4. Результаты опроса родителей
Данные показатели подтверждают нам то, что составленная и реализованная нами программа воспитательной работы, действительно помогла нам достигнуть поставленной цели. Показатели изменились в положительную сторону, что говорит о не зря проделанной работе. Дети полностью сменили свое представление о народном танце, вдохновились и теперь готовы узнавать все больше с каждым днем, расти и развиваться в этом направлении, а также они смогут опираться на родительскую поддержку, так как их восприятие народного танца изменилось аналогично в лучшую сторону.
Самое главное в результате этого исследования мы не только привили любовь и интерес детей к народному танцу, но и с помощью всех проведенных мероприятий однозначно приобщили детей к культуре, что являлось нашей изначальной задачей.
В конце хотелось бы дать педагогам следующие рекомендации при планировании воспитательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования:
- Выстраивая учебный план, стоит синтезировать его с воспитательной работой.
- Воспитательная работа должна быть грамотно спланирована, иметь свои цели, задачи и пути их решения.
- В воспитательную работу необходимо включать внешкольные мероприятия, определенной тематической направленности.
- Воспитательные мероприятия организовывать не только с классом, но и с родителями, так как совместная работа дает наилучший результат.
- Проводить анализ своей работы с помощью различных методик, для раннего выявления проблем и повышения эффективности вашей педагогической деятельности.