Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития образовательных комплексов (детский сад — школа) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.09.2017

Статья просмотрена: 1009 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития образовательных комплексов (детский сад — школа) / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2698/ (дата обращения: 06.05.2024).



В современном процессе развития образовательного комплекса утвержден нормативный документ, который должен быть разработан каждой образовательной организацией, независимо от статуса и уровня образования — программу развития образовательной организации.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности и ответственность образовательной организации входит «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [1].

Программа развития — это управленческий документ, определяющий стратегические цели, задачи и способы их реализации. Программа развития содержит в себе конкретные индикаторы устойчивого развития образовательного учреждения для каждого объекта.

Разработка Программы развития образовательного комплекса важна как для своевременного и адекватного реагирования на внешние изменения, так и для представления внутренней готовности организации к этим изменениям. Преобразованиям подвержены демографическая ситуация, образовательные потребности детей и их родителей, система финансирования образования, изменения содержания образования, предложение дополнительных услуг. От адекватности и своевременности реакций на эти внешние вызовы во многом зависит авторитет организации и ее будущее.

Программа развития может рассматриваться как особая разновидность плана работы образовательного комплекса, включающая аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование действий, мероприятий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, последовательность этих действий, ответственных исполнителей.

Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности и определяет:

‒ исходное состояние образовательного комплекса;

‒ образ будущего состояния образовательного комплекса;

‒ структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Структура и объем данного документа зависят от выбора образовательной организацией цели и возможностей своего развития.

Программы развития образовательного комплекса стали объектом анализа для решения задач исследования. В программах развития фиксируются направления развития организаций и заявлены измеримые индикаторы развития.

Рассмотрим основные понятия качества и оценки индикаторов устойчивого развития.

Для детей — это обучение в игровой форме. Для детей предшкольного возраста это эффективная подготовка ребенка к школе, обучение без утомления; сохранение здоровья детей как психического, так и физического; поддержание желания детей учиться; обеспечение возможности поступлении в престижную школу; обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т. д.).

Для воспитателей это положительная оценка их деятельности куратором дошкольного учреждения и родителями.

Для куратора, оценка индикаторов — это еще более многогранное явление, включающее:

‒ высокую оценку деятельности педагогов родителями и детьми, повышающую престиж детского сада как фактора сохранения и развития образовательного комплекса;

‒ сохранение здоровья детей;

‒ рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

‒ успешность деятельности педагогов и детей;

‒ полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе, ГИА, ЕГЭ и пр.

Таким образом, мы можем предположить, что оценка индикаторов — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Под индикаторами мы понимаем доступные наблюдению и измерению характеристики образовательного комплекса, позволяющие судить об уровне ее развития.

Выделяют индикаторы устойчивого развития на основе концепции устойчивого развития.

Для реализации программы устойчивого развития для образовательного комплекса разработан подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета (рис. 1).

Рис. 1. Индикаторы устойчивого развития на основе Концепции устойчивого развития ООН [9, C. 3]

Каждый блок состоит из своих ключевых направлений.

Так, например, блок «Создание развивающей экологообразовательной среды» включает:

1) создание и реализацию модели непрерывного экологического образования для устойчивого развития и обеспечения преемственности всех ступеней образования в средней школе;

2) интеграцию общего и дополнительного образования в области ЭОУР;

3) организацию деятельности образовательного учреждения на основе индикаторов устойчивого развития.

Условия, в которых осуществляется образовательный процесс, призваны способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту учащихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности). Для этого создаётся развивающая экологообразовательная среда — среда для построения собственного «Я» на основе взаимообучения, взаимопомощи, сотрудничества. Такая среда строится на субъект-субъектных отношениях между учителем и учеником. Знания, умения, навыки и практические умения, получаемые учащимися в области ЭОУР должны быть личностно значимы для них. Осуществление таких отношений и создание такой среды возможно лишь в рамках эколого-гуманистического подхода, который ориентирован на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. При этом должны преобладать подходы, направленные не на всестороннее, а на полное развитие личности детей, проявление их яркой индивидуальности, поскольку в отношении каждого индивида результат педагогического воздействия будет различен. В силу этого образовательный процесс должен строиться с учётом целостной природы ребёнка не только на основе интеллектуальных возможностей, но и на основе образного мышления, творческого воображения, а также с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей детей: биологического возраста, базовых потребностей, ведущей деятельности, особенностей восприятия и познавательной деятельности, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.

Центральным моментом в деятельности учителя является вовлечение каждого ребёнка в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, выработке у детей ответственности за результат обучения. Приоритетным при этом становится не просто получение, а применение знаний на практике, перенос их из одной области в другую, а также связь обучения с жизнью. В связи с этим при работе с детьми приоритет должен отдаваться продуктивным (активным), деятельностным методам обучения, построенным на самостоятельной работе детей, позволяющим организовать учебный процесс для ребёнка как его личную деятельность.

Важным моментом в организации образовательного процесса является использование педагогических технологий, направленных на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся, совместные размышления и дискуссии. В связи с требованиями современного образования важная роль в организации системы обучения должна отводиться овладению детьми на осознанном уровне учебной деятельностью в единстве всех её компонентов, начиная от постановки учебной задачи, планирования, учебных действий (способов работы) до контроля и самооценки.

Поскольку самосовершенствование и развитие каждого индивида происходит во взаимодействии с другими людьми и средой, важным моментом является ориентация обучения на субъект-субъектные отношения, организация широкого общения со сверстниками, совместной работы и обучения в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, коллективных, групповых форм работы, способствующих развитию коммуникативных качеств обучающихся.

Вследствие построения образовательного процесса на субъект-субъектной основе, учащиеся являются не объектом педагогического воздействия учителя, воспитателя, психолога, а равноправным субъектом образовательного процесса. При этом учитель выступает не столько как источник знаний или контролирующий субъект познания, а главным образом как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Особую важность в деятельности педагога, психолога, воспитателя имеет организация развивающей помощи детям (не делать что-либо за них, не решать за них те проблемы, с которыми они могут справиться сами, а побудить их к деятельности, ответственности за результат обучения).

Важнейшей составляющей умения учиться, а также овладения различными видами образовательной деятельности является развитие рефлексивных способностей учащихся. Способность к рефлексии напрямую связана с умением отличать известное от неизвестного, адекватно оценивать собственные действия и действия других. В связи с этим важным является внедрение в практику приёмов самоанализа и самооценки учебной деятельности и достижений.

В то же время личностно-ориентированные подходы, основывающиеся на идеях гуманистической педагогики и психологии, опираются в первую очередь на интерес ребёнка в той или иной сфере и направлены на развитие личностных качеств школьников. В этих условиях серьёзной проблемой является возможность отхода от знаний. Развиваясь в собственном индивидуальном темпе, результат социализации каждого индивида в отдельности не будет соответствовать требованиям общества на современном этапе. Личностно-ориентированное образование не может гарантировать то, что каждый индивид может реализовать себя как личность, в то время как компетентностное образование позволяет учащимся не только овладеть знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, но и реализовать их на практике.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, в основе которых лежат ключевые образовательные компетенции.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на базисе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Кроме этого, для реализации надпредметного направления ЭОУР необходим общешкольный подход к образованию для устойчивого развития, который объединит начальную, среднюю и старшую школу не только в урочной, но и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования. В любой деятельности, особенно экспериментальной, очень важны не только оценка полученных результатов, но и чёткое видение основных направлений деятельности и осознание путей их достижения.

В открытом доступе размещены некоторые исследования и опросы основных клиентов образовательного комплекса, дающих представление об уровне удовлетворенности населения образованием и уровне эффективности ее деятельности с точки зрения государства.

Выделим индикаторы устойчивого развития образовательного комплекса на основании работы Ягодина Г. А., Аргуновой М. В. [9].

Изучив материалы данных исследований в целях формирования критериев развития образовательного комплекса, мы сформировали предварительный набор критериев.

Набор индикаторов развития образовательного комплекса был разделен на четыре группы основных критериев, которые в свою очередь состоят из индикаторов, позволяющих определить уровень перехода на качественно новые результаты (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы устойчивого развития образовательного комплекса

Данные индикаторы отображают результаты деятельности, качество образования и удовлетворенность педагогов и родителей. Индикаторы выделены в 4 группы:

‒ Функциональные;

‒ Технологические;

‒ Экономические;

‒ Антропологические.

Все эти индикаторы позволят оценить всесторонне устойчивое развитие образовательного комплекса.

Оценка индикаторов устойчивого развития образовательного комплекса проводится путем анализа экспертных оценок и показателей деятельности учреждения за определенный период. Таким образом, основные подходы к оценке показателей (индикаторов) в методике построены на количественных данных, которые для обеспечения достоверности должны по возможности уточняться за счет запросов в необходимые ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации Программы устойчивого развития образовательного комплекса.

Устойчивое развитие образовательного комплекса направлено на гармонизацию деятельности всего комплекса в целом и частично согласуется с концепцией устойчивого развития. Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы, то данным направлениям будут соответствовать следующие подсистемы:

Материально-техническая подсистема образовательного комплекса включает в себя все, что связано с эксплуатацией и обслуживанием материально-технической базы: здания и сооружения, мебель, техника, автотранспорт, элементы инфраструктуры, перераспределением денежных средств;

Образовательно-научная подсистема включает в себя организацию учебной деятельности: разработка и реализация учебных программ, разработка учебных планов, а также все, что относится непосредственно к самому учебному процессу; организация и поддержку научных исследований, поддержка инновационной деятельности в рамках дополнительного образования;

Социальная подсистема включает в себя всех участников учебного процесса, к которым относятся администрация, инженерно-технические сотрудники, педагогический состав и обучающиеся; внеучебную досуговую деятельность, культурно-массовые мероприятия, информационную поддержку жизни комплекса; работу с учениками и выпускниками;

Управленческая подсистема объединяет административный аппарат, механизмы принятия решений, разработку и утверждение программ развития.

Индикаторы устойчивого развития образовательного учреждения должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей.

Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды.

Для реализации программы устойчивого развития образовательного комплекса разработан подход, в котором выделены основные направления развития (четыре блока): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета

Набор индикаторов развития образовательного комплекса был разделен на четыре группы основных критериев, которые в свою очередь состоят из индикаторов, позволяющих определить уровень перехода на качественно новые результаты:

‒ Функциональные;

‒ Технологические;

‒ Экономические;

‒ Антропологические.

Все эти индикаторы позволят оценить всесторонне устойчивое развитие образовательного комплекса.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением. В: Приказ Минфина РФ N 136н, Минэкономразвития РФ N 526 от 29.10.2010.
  3. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. Москва: Изд-во КМК. 2002. — 444 стр.
  4. Витвар, О. И. Практикум директора школы по образовательному менеджменту / О. И. Витвар //Библиотека журнала «Директор школы».– 2013.–№ 6.–С.21–24.
  5. Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития // Педагогическая диагностика.–2008.– № 4.–С.22–25.
  6. Ягодин Г. А., Аргунова М. В., Т. А. Плюснина, Моргун Д. В. Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: dpioos.ru›eco/getimage?objectId=15374 (Дата обращения: 01.07.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный комплекс, устойчивое развитие, программа развития, индикатор, образовательный процесс, образовательная организация, образовательное учреждение, оценка индикаторов, дополнительное образование, учебная деятельность.

Похожие статьи

Понятие устойчивого развития образовательных комплексов...

образовательный комплекс, устойчивое развитие, программа развития, образовательный процесс, индикатор, образовательная организация, образовательное учреждение, оценка индикаторов...

Концепция устойчивого развития применительно к территории...

Устойчивое развитие территории образовательной организации должно соответствовать стратегии развития образовательной организации.

Стратегия развития образовательного учреждения

образовательная организация, образовательное учреждение, педагогический коллектив. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Организация образовательного процесса в дошкольной... образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Управление образовательной организацией на основе...

Но помимо педагогической деятельности современная образовательная организация осуществляет хозяйственную деятельность, экономическую деятельность, вступает в финансовые отношения по формированию и распределению полученных финансовых...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр...

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с...

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования, государственная аккредитация, повышение квалификации, Кадровый потенциал, базовое образование, высшее...

Похожие статьи

Понятие устойчивого развития образовательных комплексов...

образовательный комплекс, устойчивое развитие, программа развития, образовательный процесс, индикатор, образовательная организация, образовательное учреждение, оценка индикаторов...

Концепция устойчивого развития применительно к территории...

Устойчивое развитие территории образовательной организации должно соответствовать стратегии развития образовательной организации.

Стратегия развития образовательного учреждения

образовательная организация, образовательное учреждение, педагогический коллектив. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Организация образовательного процесса в дошкольной... образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Управление образовательной организацией на основе...

Но помимо педагогической деятельности современная образовательная организация осуществляет хозяйственную деятельность, экономическую деятельность, вступает в финансовые отношения по формированию и распределению полученных финансовых...

Ключевые слова:ресурс, ресурсный образовательный центр...

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с...

Оценка эффективности управления развитием учреждения...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя...

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования, государственная аккредитация, повышение квалификации, Кадровый потенциал, базовое образование, высшее...

Задать вопрос