Сущность и назначение воспитательной работы в начальной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Кудряшова, Н. Ю. Сущность и назначение воспитательной работы в начальной школе / Н. Ю. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9201/ (дата обращения: 18.05.2024).

Препринт статьи



Воспитательная работа в начальной школе сегодня занимает одно из ведущих мест в общей системе образования, именно воспитательная работа и воспитательная деятельность педагога позволяет сегодня формировать будущего человека с его видением мира, дает возможность правильно сформировать его внутренний мир и будущую профессию.

Ключевые слова: воспитательная работа, личность, индивидуальные качества, задачи, цель воспитательной работы.

Educational work in primary schools today occupies one of the leading places in the general education system, namely, educational work and educational activity of a teacher allows today to form a future person, with his visions of the world, makes it possible to correctly form his inner world and future profession.

Keywords: educational work, personality, individual qualities, tasks, purpose of educational work.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что сегодня одной из основных профильных задач является использование в своей работе, заложенные у детей задатки, возможность их трансформировать в социально — значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

Для детей, которые пришли в первый класс воспитательный процесс должен строиться, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и поэтому основными средствами воспитания является игровая деятельность, познавательная, предметная, практическая и трудовая деятельность, не последнее место занимает и духовно-нравственное развитие.

Существующие в воспитательном механизме прямые влияния, такие как семья, школа, компания сверстников и непрямые влияния как государство, сама система образования, культура, ставят перед педагогами такие задачи как способствование физическому развитию ребёнка, индивидуальному и личностному развитию.

Развитие всех перечисленных и других качеств начинается с первого класса, и непременным условием эффективности этого процесса вначале является уверенность педагога, родителя, а затем и самого ребенка в том, что всего можно добиться, если ребенок сам этого хочет, и возможность правильно донести до него всех требований со стороны педагога.

Поэтому важно объединять все усилия, куда относятся и семья, и школа для воспитания личности, которая в дальнейшем займет правильное, нужное место в обществе, сумеет правильно построить свое будущее.

Поэтому вопрос о воспитании сегодня занимает одно из важных мест в образовательном процессе.

ФГОС делает особый акцент на единстве образовательного и воспитательного процессов [2].

Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка.

Разрабатываемые рабочие программы по воспитанию призваны обеспечивать системный подход в организации и планировании воспитательной работы в школе.

Основное назначение воспитательной работы в школе является разностороннее развитие личности ребенка, введение его в сферу современной культуры [8].

Именно воспитательная работа помогает ребенку реализовать себя как личность во взаимодействии с окружающим миром.

Да, не все дети могут успешно учиться, полностью проявлять себя в учебе. Это объясняется и различной подготовкой к обучению в школе, и неравномерностью умственного развития, и особенностями семейного воспитания, то есть опять идет речь о индивидуальном воспитании и подходе.

Такие дети испытывают в образовательном процессе серьезные затруднения, и поэтому школьная жизнь у них часто сопряжена с некомфортными условиями, эмоциональными трудностями.

Воспитательная работа предоставляет детям все возможности для индивидуальных проявлений, смягчает сложную (трудную) жизненную, социальную ситуацию, жестокую среду, в которой происходит становление личности [5].

Именно воспитательная работа способна сделать школу тем очагом радости, уважения, куда дети каждый день будут стремиться.

И чем разнообразнее внутренняя жизнь школы, тем глубже влияние школы на детей, тем больше возможностей у каждого ребенка найти дело по душе.

Можно сформулировать общее определение сущности воспитательной работы.

Воспитательная работа рассматривается как организованная групповая деятельность, которая вовлекает детей в запланированные педагогом отношения.

Ценностные отношения следует рассматривать как главный элемент воспитательной работы.

Через организованную групповую деятельность педагог формирует у школьников отношение к людям, к труду, к Родине, к познанию, к природе, к самому себе, то есть к тем ценностям, что имеют место быть.

Целью воспитательной работы является разумное и гуманное построение отношений между педагогом и учеником [3].

Если деятельность не вовлекает ребят в формирование отношений к объектам, с которыми они взаимодействуют, то она теряет свой воспитательный смысл и потенциал.

При этом назначение воспитательной работы очень многообразно.

Воспитательная работа удовлетворяет личные интересы и притязания учащихся.

Если на уроках дети занимаются по утвержденным ранее планам и программам, то в воспитательной работе это порой не реализовывается, здесь необходимо опираться на их интересы и желания.

Таким образом, воспитательная работа создает необходимые условия для реализации личности ребенка, позволяет расширить круг общения ребенка, удовлетворяя и социальные и психологические потребности в эмоциональном контакте с другими людьми, будь то взрослый человек или сверстник.

В учебной деятельности учащиеся в основном общаются с педагогом, поэтому для проведения воспитательной работы следует активно привлекать учащихся из старших классов, родителей, представителей разных профессий, руководителей кружков, секций, студий и т. д. [3].

Также можно проводить, привлекая родителей в том числе на мастер-классы, которые позволят детям не только окунуться в мир прекрасного и полезного, но и позволит более спокойно общаться с миром взрослых.

Воспитательная работа представляет собой обширную разнообразною деятельность, помогает ребенку ощутить себя нужным другим, коллективу.

Один ребенок коллекционирует марки или значки, другой читает и собирает интересный материал по различным темам, третий что-то мастерит, четвертый увлекается моделированием и т. д.

Используя свои привязанности, формируется внутреннее уважение, формируется чувство нужности, при этом происходит постепенное формирование лидера, что в будущем очень важно.

Воспитательная работа в большей степени, чем учебная, может предложить школьникам широкий выбор содержательной деятельности, способов взаимодействия друг с другом и окружающими, находить новые формы работы.

Возможность выбора формирует субъектную позицию ребенка — ребенок занимается тем, что выбрал сам, что позволит в будущем определиться с выбором профессии, позволит понять, где и как его знания могут пригодиться [7].

Таким образом, воспитание следует рассматривать как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности и представляет из себя систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые определяют личность ребенка в будущем.

Именно уровень актуального развития ребенка в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога.

Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и внутренне и внешней среды, но и субъектами воспитания, которые включаются в воспитательный процесс, не последнее место занимают цель, задачи, мотивы воспитательного процесса [4].

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс целенаправленный процесс взаимодействия как индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив.

Данный процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах в семье, в школе, в других как учебных так и не учебных заведениях (кружки, секции и т. д.).

Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии всех участников воспитательного процесса — педагог, семья, окружающие люди.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
  3. Баранов С. П. и др. Методика обучения и воспитания младших школьников: Учебник / Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. — М.: Академия. — 2021. — 464 с.
  4. Вергелес — Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие 2020.
  5. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2022.
  6. Гогоберидзе, А. Г. Теоретическая педагогика. Учебно-методическое пособ. А. Г. Гогоберидзе — М.: Пед. общество России, 2017.
  7. Гончарова Н. А., Кретинина Г. В., Мелехова Н. В. Начальное образование как основа формирования универсальных учебных действий младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 3.
  8. Ежов А. Н., Власенко А. В., Гончарова Н. А., Кретинина Г. В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.
  9. Мананикова Е. Н. Педагогическая психология: учеб. рособ. для вузов. Изд. 3. / Е. Н. Мананникова. — М.: Дашков и Ко, 2009.
Задать вопрос