Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ивахно, А. А. Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения / А. А. Ивахно. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9080/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ними. Даны рекомендации по коррекционной работе. Подчеркивается необходимость более детального изучения данной проблемы.

Ключевые слова: подростки, подростки с нарушением зрения, дети с ОВЗ, межличностное общение, первичный дефект.

Человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении на протяжении всей жизни. Данный вид взаимодействия является одним из важных факторов развития психики человека и становления личности, с присущими ей индивидуальными особенностями. Посредством общения человек развивается сам и оказывает влияния на других.

Подростковый возраст — это период активных контактов. Межличностные взаимодействия в данный период развития играют ключевую роль, так как посредством взаимодействия со сверстниками и взрослыми у ребенка формируется так называемое чувство взрослости, что влияет на его самостоятельность, самооценку и другие не менее важные качества личности.

Дети с нарушениями зрения особенно испытывают трудность в общении. Ограниченные возможности негативно влияют на детей: они отстают от своих сверстников в развитии когнитивных способностей, что сказывается на их коммуникативных способностях, формировании целостного и гармоничного внутреннего мира.

В своей теории Л. С. Выготский говорил о первичных и вторичных дефектах. Первичным у детей с нарушениями зрения является дефект зрительного анализатора, он биологический и связан с недоразвитием или повреждением мозга. Вторичный дефект вытекает из первичного, так как возникает в ходе развития человека и становления психических и физиологических особенностей организма. Именно со вторичным дефектом следует работать, так как он подлежит компенсации, благодаря влиянию окружающей среды [4].

Вторичным дефектом у детей с нарушенным зрением являются такие особенности как: сложность в общении; ввиду отсутствия или минимизированности зрительного контакта во время общения; нарушение восприятия образов и представлений не только о собеседнике, но и о себе.

Из вторичного вытекает третичный дефект. Ребенок уходит в себя, замыкается: происходят нарушения развития ребенка как личности в целом.

Именно со вторичными и последующими дефектами следует работать, так как они оказывают ключевое влияние на жизнь человека.

Следует понимать, что подростковый возраст — это особый период, который характеризуется негативизмом, неуверенностью в себе и многими другими особенностями, влияющими на ребенка. Дети с нарушениями зрения не являются исключением.

В статье Аль-шавеа Набила Али (2022) было проведено исследование, участниками которого являлись дети 14–16 лет с нарушениями зрения. В ходе работы, автор пришел к выводу о наличие комплекса проблем, связанных с оценкой подростков собственной личности. Если не воздействовать на данную проблему, может возникнуть закрепление в сознании ребенка негативного отношения к себе. [2]

Можно предположить, что подростки с нарушениями зрения, имея проблемы с пониманием себя, не могут так же адекватно оценивать своего собеседника. Человек, имеющий искажённые представления о себе как о личности, неизбежно не сможет корректно воспринимать своего собеседника. Может возникнуть недопонимание, которое будет не только мешать межличностному контакту, но и усугублять мировосприятие ребёнка с проблемами зрения. Так как существуют проблемы в самооценке, он будет винить себя в случившимся и закрываться в себе ещё сильнее, что приведет к избеганию любого межличностного контакта.

Межличностное общение может показаться простой повседневностью с точки зрения обыденного восприятия, но с точки зрения психологии это сложная многоуровневая коммуникативная конструкция, режим функционирования которой как отражает внутреннее состояние каждого собеседника, так и влияет на это самое состояние непосредственным образом.

Для эффективного рассмотрения проблемы общения между ребёнком с нарушениями зрительного анализатора и ребёнка без данных проблем, стоит рассмотреть вначале взаимодействие между детьми без нарушений.

Особенности данного взаимодействия описаны во многих научных работах и статьях, поэтому без особых трудностей можно узнать, как происходит этот процесс.

Проанализировав научную литературу, можно выделить следующие признаки:

1) учитывая, что подростковый возраст довольно сложен, в общении может присутствовать агрессия, часто встречаются межличностные конфликты;

2) большинство подростков хотят занять важную позицию во взаимодействии с группой;

3) если подростка по ряду причин не выбирают для общения, он закрывается и уходит в себя;

4) используются как вербальные, так и невербальные способы взаимодействия;

5) важным является эмоциональное общение. [1, 3, 5]

В отличие от нормотипичных детей, у детей с ОВЗ по зрению существуют некоторые существенные отличия:

1) у большинства детей присутствуют нарушения речи;

2) проблемы в эмоциональном общении, так как большинство подростков с нарушениями менее сензитивны к переживаниям и чувствам;

3) имеются существенные проблемы в использовании невербальных средств коммуникации: использовании жестов, мимики и т.д.;

4) прослеживается неуверенность в межличностном взаимодействии с детьми с сохранным зрением;

5) так как у детей часто присутствует заниженная самооценка, большинство испытывают трудности во взаимодействии или не вступают в контакт. [2]

Проанализировав данные признаки, можно понять, какие имеются отличия в общении между нормотипичными детьми и детьми с нарушениями.

Нарушенное зрение является коммуникативным барьером. Возникают сложности во взаимодействии, так как в этом случае общение имеет большое количество отличий, влияющих на понимание, оценивание собеседника. Интровертность, замкнутость, низкая самооценка неуверенность в себе и другие, не менее важные черты характера такого подростка заставляют отречься от общения со многими сверстниками, что негативно влияет на его социализацию.

Возникает вопрос: как снизить этот барьер и помочь подростку с нарушением зрения более активно проявлять себя в общении? Для этого следует проводить коррекционную работу. Гипотетически можно высказать следующие положения:

1) следует проводить коррекционную работу с педагогом-психологом и дефектологом;

2) требуется проводить просветительские работы в школах для того, чтобы дети и их родители понимали особенность таких людей;

3) активно включать детей с ОВЗ в процесс обучения;

4) включать таких детей во внеурочную деятельность.

В дальнейшем будет проводиться исследовательская работа, где будет проверена данная теоретическая работа и проведена коррекционная работа с детьми.

Посредством общения внутри различных социальных групп и между ними формируется многогранная коммуникативная среда, которая обуславливает возможность прочных социальных. К сожалению, не все люди могут полноценно включены в процесс общения, ввиду своей физической ограниченности. Данная проблема приводит к «выбыванию» из общественного процесса многих людей. Из этого у них вырастает целый комплекс психологических проблем, которые очень сложно компенсировать. Возможность общения без каких-либо ограничений и барьеров очень ценна, и современная общественность должна помогать людям с патологиями, ограничивающими и осложняющими общение, ещё с самого детства. Данная задача ставится перед дефектологами, психологами и педагогами.

Литература:

  1. Алиев Н. Р. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-so-sverstnikami-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-lichnosti-podrostka/viewer. (28.02.2024)
  2. Аль-шавеа Набила Али. Проблема формирования позитивного самоотношения у слабовидящих подростков из России и республики Йемен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-pozitivnogo-samootnosheniya-u-slabovidyaschih-podrostkov-iz-rossii-i-respubliki-yemen/viewer (11.02.2024)
  3. Власов В. С. Сфера общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте подростка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-obscheniya-podrostkov-kak-faktor-sotsializatsii-v-podrostkovom-vozraste/viewer. (27.02.2024)
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т./ Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1984. — 374 с.
  5. Липатова Т. П. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-kommunikatsii-i-ih-mesto-v-sisteme-yazyka-sistemno-tipologicheskiy-podhod/viewer. (28.02.2024)

Ключевые слова

подростки, дети с ОВЗ, межличностное общение, подростки с нарушением зрения, первичный дефект
Задать вопрос