Народная игровая культура в образовательном процессе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Этнопедагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Шурмина, А. А. Народная игровая культура в образовательном процессе / А. А. Шурмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8942/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования игровой культуры народа, приёмов народной педагогики для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-досуговой деятельности, проанализированы особенности фольклора и его значение при формировании знаний, умений, навыков у детей.

Ключевые слова: народная педагогика, фольклор, игровой фольклор, народные игры, хоровод, традиции, обычай, народный календарь.

Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения очень важно в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных принципах воспитания, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.

Игровой фольклор занимает ведущее место в жизни ребёнка. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с кругом игр. Г. М. Науменко писал: «Ребёнок, лишенный элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения». В своих исследованиях он разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные и хороводные. Основу драматических игр составляет воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения и др. В таких играх формируются зачатки театрализованного драматического действия.

Спецификой спортивных игр является спортивное состязание, где главная цель — это победа в соревновании, усовершенствование физических навыков. В них возможно исполнение игровых припевов и песенок.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения хороводные игры делятся на круговые и некруговые хороводы, а также хороводы-шествия.

Народные игры — это традиционные игры, придуманные народом, духовный потенциал каждого этноса. Они отображали образ жизни и национальные традиции, зависели от среды обитания. Например, у народов Севера игры детей — «Ловля оленей», «Поездка на санях»; у кочевых народов были распространены забавы с элементами верховой езды. Через игры дети приобщались к культуре своего народа, активно усваивали народные устои, традиции, обычаи. Игры — это была форма социализации, общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом в разных жизненных ситуациях.

Таким образом, можно выделить ряд особенностей народных игр:

— они в той или иной мере заключает элементы трудовой деятельности;

— имеют коллективный характер;

— направляют развитие творческого мышления;

— способствуют проявлению и развитию организаторских способностей;

— приучают к общению со сверстниками, взаимной помощи и поддержке;

— развивают чувство дружбы и товарищества.

Социокультурный потенциал народной игры заключатся в том, что она ориентирует на определенную систему ценностей, формирует навыки социального поведения, так как в игровой деятельности имитируются реальные общественные отношения. Существует пословица: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют дети». Поэтому игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, но и как передача сведений о жизни наших предков- их быте, труде, мировоззрении.

Значение народной игры трудно переоценить не только в педагогике, но и в жизнедеятельности человека. Можно только удивляться широте и многообразию игровых форм, возможности проникновения игровых начал в разные сферы человеческой жизни.

В формировании у детей трудолюбия, бережного отношения к природе, любви к родному краю имеет огромное значение проведение народных календарных праздников. Образы фольклора приобретают особое воспитательное воздействие на детей. Воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда, символизирующего единение человека и природы. Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит ещё и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимают участие все, и каждому отводится своё место и своя роль. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых: родителей и педагогов, что объединяет семью и ДОО в единое воспитательное пространство.

У каждого народа существуют весенние праздники, посвящённые возрождению природы, надеждам на лучшее будущее, ожиданию перемен, праздники урожая, нового года. Игра — непременный элемент в народных праздниках и гуляниях.

Русский праздник Масленица наполнен массовыми подвижными и весёлыми играми. Большинство из них — это простые игры, в которые без подготовки может включиться каждый. Например: «Царь горы», «Метелица», «Два Мороза», «Льдинки» и др. Сооружения из снега и льда: крепость, горки готовятся детьми вместе со взрослыми (с педагогами, родителями) заранее.

Организация и проведение русского праздника Троицы с народными песнями и хороводами, играми на природе сыграют большую роль в воспитании любви к Родине, родному краю, его природе.

Осенние праздники связаны с осенними заготовками: капустник, репорез. Проведение игр, связанных с этими событиями, планируется в зависимости от возраста детей. Урожай — это результат труда людей, приложенного старания и усердия. Праздники урожая, организованные детьми с помощью взрослых, способствуют воспитанию трудолюбия, уважения к труду и людям труда.

Основными условиями успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда были и остаются глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, богатым и разнообразным по содержанию.

Г. Н. Волковым были определены факторы, которые нужно учитывать педагогу при организации игр с детьми:

— возраст играющих: для младших более простые игры, с песенным стихотворным сопровождением, хороводы;

— место для проведения игры: они могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе;

— количество участников игры: не обязательно проводить игры со всей группой, можно разделить по определённым принципам (гендерным, ролевым), участие в игре должно быть интересно для каждого;

— наличие инвентаря для игр: он должен быть подготовлен в достаточном количестве и заранее.

Многие народные игры дошли до наших дней, но не потеряли ценностные особенности: игровой зачин, выразительные интонации, припевки, танцы, ритмические движения, песни.

Важные составляющие народной игры: выбор водящего считалкой, использование сговора для определения правил.

Рассмотрим всем известную игру «Золотые ворота» (вариант 1909 г.). Выбирают двоих водящих, которые заранее договариваются, кто из них, например, солнце, а кто месяц. Они образуют «ворота». Остальные игроки выстраиваются вереницей и берут друг друга за пояс. Проходя через «ворота», они нараспев говорят:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшого, меньшого,

Среднего, большого.

«Солнце» и «месяц» пропускают всю вереницу через «ворота», а у последнего спрашивают: «К кому хочешь идти — к солнцу или месяцу?» Игрок становится сбоку от того, кого выбрал. Так вереница проходит через «ворота», пока все игроки не перейдут к «солнцу» или «месяцу». Считают у кого больше игроков. Если у «солнца», то игроки дразнят так: «Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный — к нему идти не хотят!» Если больше игроков у «месяца», то игроки дразнят соперников так: «Солнце жарит и палит, к нему идти не хотят, а месяц — ясный, ночью светит, к нему все идут!»

Современный вариант игры «Золотые ворота» таков. Дети в кругу, водящий — в центре. По сигналу дети двигаются по кругу и читают потешку, на последнее слово потешки останавливаются, водящий подходит к одному из игроков, кланяется, предлагает пойти с ним. Так повторяется несколько раз, пока постепенно не образуется «цепочка» из нескольких игроков. Все стоящие в кругу поднимают руки вверх, образуя «золотые ворота», дети свободно бегают «цепочкой» под «воротами», выбегая и забегая в круг. По сигналу «ворота закрываются» — кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.

Оба варианта интересны, но первый вариант, на мой взгляд, содержит больше увлекательных моментов, где все участники события и нет проигравших.

Можно привести множество народных игр, в которых исчезли некоторые их элементы. Например, игра «Жгуты» сопровождалась песней для отвлечения внимания игроков, «Жмурки» — переговорами ловящего с игроками, «Уголки» — припевкой во время каждой перебежки.

В практике дошкольного образования народные игры, по моему мнению, значительно изменены, упрощены, лишены таких качеств, как игровой зачин, ведение переговоров с участниками игры, сговорки, что утрачивает традицию их проведения. Игровой зачин — это подготовка к игре. Прежде чем начать игру, дети хором вели переговоры с водящим (диалог), использовали попевки, считалки, сговорки, жеребьёвки для выбора водящего.

По определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, игровые зачины являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, обязывают выполнять правила игры. На современном этапе, зачастую, игровой зачин заменяется распределением ролей взрослым. Сохранять народную игровую культуру, а с ее помощью и культуру своего народа — значит, представлять детям народные игры в их подлинном виде.

Народные игры — первооснова игровой культуры и традиций, их отличает широкая формирующая направленность: развиваются эмоциональная сфера, эстетические чувства, навыки общения и взаимодействия, психические процессы, физические умения.

Таким образом, игра даёт детям свободу гармонического развития духовных и физических сил. Через игру дети овладевают разнообразными навыками трудовой деятельности и самообразования, входят в мир искусства. В игре раскрываются творческие способности, умственные способности личности, развиваются коммуникативные навыки. Игра — естественное средство социализации ребёнка. Приёмы неформального общения более действенны, чем назидание и дидактика. Вот почему так важно использование игры, как одного из средств воспитания народной педагогики в современном воспитательном процессе.

Литература:

  1. Виноградов Г. С. Народные игры и педагогика. -М.: Департамент образования г. Москвы, 2013.-128 с.
  2. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: сб. фольклорного материала. — М.: Центрополиграф, 2001.-461 с.
  3. Пантелеева Н. Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 176 с.
  4. Снопова Т. К. Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 10.- С. 215–220.
Задать вопрос