Современный урок физической культуры: проблемы реализации требований ФГОС на текущем этапе в рамках начальной школы
Автор: Зозуля Евгений Николаевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 26.01.2024
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Зозуля, Е. Н. Современный урок физической культуры: проблемы реализации требований ФГОС на текущем этапе в рамках начальной школы / Е. Н. Зозуля. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8938/ (дата обращения: 18.05.2024).
Ключевые слова: ФГОС, уроки физической культуры, задачи физической культуры в школе, требования к урокам физической культуры в школе, физическое развитие, оздоровление обучающихся.
Переход российской системы школьного образования к формату ФГОС привел к ряду преобразований в школьной среде педагогов и обучающихся, регулирующей деятельность образовательных организаций, в некоторой степени, по-новому, но со старыми незавершенными проблемами. В то же время, изменения в учебном процессе привели к изменению как рабочих планов общеобразовательных учреждений, так и воспитательных, главной целью которых является формирование у учащихся навыков и знаний, которые в дальнейшем непременно пригодятся в жизни.
Рассматривая развитие образовательной области предмета физическая культура в школе, следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общества существуют объективные и субъективные трудности, которые препятствуют формированию понятия «физическая культура» у учащихся. К объективным причинам можно отнести:
— Постоянно увеличивающийся объем учебного материала.
— Профессиональную занятость родителей.
— «Вынужденное» (телефонное или иное) отстранение детей от занятий физической культуры.
— В приоритете подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по точным дисциплинам.
— Недостаточность научного и методического обеспечения физического воспитания в современных условиях перехода к ФГОСам.
— Недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений в вопросах обеспеченности необходимым инвентарем уроков физического воспитания, не позволяющая реализовывать компетентностный подход к обучению и воспитанию детей.
Субъективные трудности могут быть следующими:
— Минимизировать двигательный режим школьника.
— Недостаточность семейных составляющих в вопросе физических культур, которые составляют культуры личности в целом.
— Родители обучаемых не готовы воспринимать физкультуру как дисциплину, требующую дополнительной внеклассной и внешкольной активности учащихся;
Ориентиры в образовании меняются и требуют от школьника физического, психического, социального здоровья, адаптивных двигательных навыков и способностей, адаптированных к разнообразным условиям деятельности. В основе изменений лежит, так называемый, госзаказ в образовательной сфере, который направлен на универсальную качественную характеристику жизнедеятельности человека, являющуюся одновременно его критериями. И здесь документами, которые регулируют данные процессы в образовательной сфере, являются ФГОСы.
Федеральные государственные стандарты по физической культуре основаны на системном подходе в образовании, который включает в себя систему знаний и опыта, которые были приобретены в процессе обучения, а также нацелены на самосовершенствование личности в спорте.
Попробуем рассмотреть данный вопрос в контексте начального образования школьников по физической культуре.
В соответствии с требованиями ФГОСа начальное образование предъявляет разноплановые требования, в том числе и к образовательным программам по физической культуре, а также к квалификации учителя физической культуры. Учитель, используя свои интеллектуальные возможности, стремится сохранить лучшие традиции отечественного физического воспитания и в то же время органично вписываться в новые требования к образованию. Условия образовательной деятельности педагога предполагают следующие условия:
— Принимать во внимание разный уровень физического развития и иной готовности детей в 1-м классе.
— Учитывать состояние здоровья учащихся и тенденцию к увеличению их контингента в специальных медицинских группах.
— Эффективно организовать образовательную деятельность по физической культуре в образовательном учреждении, ориентируясь на материально-техническую базу и достижения каждого ребенка в соответствии с критериями, предъявляемыми к выпускнику школы младшей ступени.
В процессе реализации ФГОСа по физической культуре также необходимо учитывать психологическое состояние и физическое здоровье педагога, уровень его профессиональной компетентности с учетом все возрастающего числа рейтинговых оценок. Современные учителя в начальной школе боятся давать детям развивающую нагрузку, так как она является основой формирования базовых двигательных качеств и координационных навыков, но ввиду плохого физического развития обучаемых может вести к все большим и большим травмам. Врожденные заболевания сердечно-сосудистого и нервного систем, низкое развитие координационного, скоростно-силового потенциала детей, отсутствие профессиональной компетентности педагога в области физической культуры — все эти факторы ограничивают творческий потенциал педагога физической культуры.
Как отмечает П . В . Безбородкин в своей работе , « Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) меняет организационные условия для урока физкультуры. Проблема данного вопроса состоит в том, что, несмотря на то что физкультура стала единственным способом развития двигательных способностей ребенка, практически не осталось детей, которые занимаются различными видами физической активности в школах дополнительного образования и ДЮШ. В настоящее время наблюдается катастрофический спад количества детей, занимающихся разными видами спорта в системе дошкольных учреждений». [4,67]
Педагог физической культуры также старается защитить образовательное пространство от включения дополнительных занятий, которые могут привести к спорным ситуациям. В этом образовательном пространстве (с 1-го по 11-й классы), с одной стороны, сосредоточено обучение и развитие жизненно важных навыков и физических качеств, а с другой стороны, это учебное пространство разделено до минуты на изучение и развитие двигательных навыков и формирование физических качеств. Необходимо определить, что будет реализовано на уроке физической культуры в первой половине дня, а какие будут реализовываться во второй половине дня, и кто же будет следить за степенью освоения каждого обучающегося в каждой группе.
Важно понимать, что при насыщении одного-единственного урока различными видами спортивной деятельности мы автоматически снижаем качество обучения и не формируем правильно индивидуальную и общую физическую культуру школьника. Проблема заключается в том, что необходимо сохранить традиционную ориентацию именно на физкультуру, сохраняя моторную плотность уроков.
Если мы говорим о методических занятиях по физической культуре, то обучение профессиональным двигательным умениям и навыкам, а также большее развитие физических качеств у обучаемых с профессиональной спортивной подготовкой должно быть перенесено на вторую половину дня и учебной недели.
При сохранении моторной плотности урока физкультуры с ориентацией именно на развитие физкультуру и физическое развитие в процессе обучения, обучаемый получает достаточное тренировочное воздействие во всех плоскостях его тела и духа. Но при этом если мы не решаем задачи учебно-воспитательного плана, а только выполняем их, то двигательная плотность снижается. При таком подходке учитель должен решить, какие виды спортивной деятельности требуют контроля со стороны учителя для обучаемых в учебном процессе и как эту деятельность правильно распределить между учениками и учителем.
Хочется также отметить, что в настоящий момент ведение третьего урока физической культуры без изменения материально-технической базы, структуры и содержания деятельности учащихся и учителя не позволяет в полной мере по максимуму достигать поставленных целей и задач в области преподавания основ предмета физическая культура по программе ФГОС.
Ведь получается, что в этом эксперименте находится не только учитель, который обязан разрабатывать программное, методическое обеспечение и содержательное наполнение деятельности каждого учащегося, но и самое главное — ученик со своими целями и потребностями. И задача учителя состоит в достижении « педагогически и личностно-целесообразного результата, не допустив при этом профессиональной ошибки». [3,110]
Все преобразования в предметной области «Физическая культура» ориентированы на достижение физической составляющей гармоничного развития личности обучаемого на фоне достижения им результата, а именно: индивидуального физического, функционального состояния и уровня развития двигательно-координационных способностей; с позиции прогресса — перманентной мотивированной целенаправленной двигательной активности в условиях творческой инициативы каждого ребенка, подростка.
«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту». Ш. А. Амонашвили [1].
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. — М., 2002. — 665 с.
- Ахметшина Э. И. Педагогические условия совершенствования процесса формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов: Диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.04. — Набережные Челны, 2006. — 238 с.
- Баландин В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: Диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.04. — 2001. — 438 с.
- Безбородкин П. В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: Диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04. — СПб., 2000. — 239 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — М., 2010. — 201 с.
- Тер-Мкртичан Р. А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.04. — Тула, 2002. — 182 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010. — 42 с.