Позитивная профилактика социально негативных явлений среди молодежи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Ясинская, О. С. Позитивная профилактика социально негативных явлений среди молодежи / О. С. Ясинская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8775/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодое поколение, позитивное мышление, занятие, молодежь.

Позитив — это то, что нужно культивировать в себе самостоятельно, потому что занять обычно не у кого.

Джулиана Вильсон

Проблема здоровья молодого поколения относится к острейшим проблемам современного общества, так как молодежь наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Современный подход в решении данной проблемы говорит нам о том, что наряду с активным просвещением в вопросах различных видов зависимостей, обучением безопасному для здоровья поведению должна идти пропаганда здорового образа жизни. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, демонстрировать современному поколению как можно больше позитивных примеров.

Целью профилактики должно являться твердое усвоение молодым поколением, что благополучная жизнь человека несовместима ни с курением, ни с пьянством, ни с употреблением наркотических веществ. Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков.

Профилактика — понятие емкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Но основная цель — это помочь ребятам развить в себе сильную социальную личность и выработать стойкую жизненную позицию, способную противостоять факторам риска. Важно помочь молодому поколению сделать полезный для здоровья информированный выбор и принять решения, которые приведут к здоровому образу жизни, предотвратят вред и проблемы, которые часто появляются не в результате недостатка знаний, а вследствие нехватки навыков и умения справиться с реальными ситуациями. Поэтому профилактика негативных явлений среди молодежи должна быть позитивной в своей основе.

Благодаря положительной установке можно добиться многого. Очень часто люди недооценивают силу мысли и слова, а ведь учеными доказано, что позитивное мышление способно творить чудеса. Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить позитивные профилактические занятия, во время которых необходимо упор делать на развитие позитивного мышления, являющегося основой основ психического благополучия личности.

В рамках реализации мероприятий по профилактике здорового образа жизни педагогом-психологом отделения постинтернатного сопровождения с выпускниками состоящими на сопровождении в учреждении проводятся занятия, направленные на воспитание гармоничной и успешно социализированной личности, на формирование отрицательного отношения подростков к употреблению наркотиков, расширение знаний о профилактике вредных привычек и развитие представления о позитивном будущем без зависимостей, мотивируют на принятие ценности здорового образа жизни и показывают невозможность достижения жизненных целей путем употребления психоактивных веществ. С целью выявления проблем и дальнейшей профилактической работы по предупреждению негативных явлений среди молодежи, педагогом-психологом проводятся диагностические обследования.

Наши встречи проходят в теплой, дружеской обстановке. Выпускники посещают занятия активно, с удовольствием. Отношения в группе доверительные, ребята открыто обсуждают предложенные темы, участвуют в ролевых играх, стараются самостоятельно анализировать ситуации, делают свои выводы. Во время выполнения заданий молодые люди учатся находить собственные позитивные ресурсы, адекватно реагировать на стрессовые, конфликтные и асоциальные ситуации, расширять и качественно строить свою социальную сеть, уметь правильно расставить границы общения с другими людьми, более критично относиться к своему поведению, менее конфликтно отстаивать свою позицию, ориентироваться на здоровый образ жизни.

Формы работы подбираются разнообразные:

– тренинговые занятия;

– тематические ролевые игры;

– практические упражнения;

– разнообразные акции;

– дебаты и дискуссии;

– просмотр видеороликов и многое другое.

Именно разнообразная подача материала более привлекательна для современной молодежи. Традиционным и самым интересным занятием наши ребята считают летний туристический поход. Поход является любимым видом отдыха молодежи, имеет огромное воспитательное значение, приносит массу положительных эмоций, дарит отличное настроение. Здесь выпускники чувствуют себя раскрепощенными, проявляют самостоятельность, отзывчивость, инициативность, раскрывают свои лучшие качества, происходит сплочение коллектива. Старшие товарищи помогают и подсказывают младшим, в коллективе присутствует взаимопомощь. Во время спортивных игр происходит здоровый дух соперничества, где у каждого есть возможность продемонстрировать свои таланты. При организации пикника, ребята учатся самостоятельно распределять роли и нести ответственность за выполнение своей роли. На свежем воздухе хорошо проходят тренинги, природа вдохновляет, дарит ощущение спокойствия, красоты и гармонии с миром. Красивый пейзаж мотивирует личность к новым достижениям и победам, расслабляет и раскрепощает. Общение становится доверительным, открытым.

В завершении каждой встречи проводим рефлексию. Обсуждаем, высказываем, делимся эмоциями и долгое время не можем ещё разойтись! Психологи считают рефлексию важным когнитивным механизмом, помогающим человеку лучше понимать себя, развиваться, достигать целей, избавляться от вредных привычек, улучшать качество жизни. Привычка регулярно рефлексировать, делает человека более эмоционально стабильным, позволяет человеку контролировать свое состояние и в трудные моменты не поддаваться чувствам, а вести себя рационально и адекватно, повышает самооценку. Благодаря самоанализу человек начинает лучше осознавать свои сильные стороны — и чаще полагаться на них в жизни, становится более уверенным, начинает чувствовать контроль над собственной жизнью.

Результатом проводимых занятий и бесед стало формирование положительного отношения молодого поколения к теме здорового образа жизни, занятия спортом, интенсивное участие в культурных мероприятиях, отказ от пассивных форм отдыха.

Литература:

  1. Ключарев, Г. А. Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации / Г. А. Ключарев, Е. И. Пахомова, И. Н. Трофимова. —: — М.: Центр социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Культура здоровья молодёжи. Монография — М.: Мир науки, 2018. — Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/30MNNPM18.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
  3. Матусевич, А. М. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью / А. М. Матусевич. —: СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. — 112 с. c. — Текст: непосредственный.
  4. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.
  5. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования // Вопросы психологии, 1985. № 3.
Задать вопрос